Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 3 класс, программа «Школа России»


Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 3 класс, программа «Школа России»
1. Пояснительная записка.
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Примерной основной образовательной программы начальной школы 2012 г.,
Планируемых результатов начального общего образования 2012г,
Учебного плана образовательного учреждения,
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. Общая характеристика учебного курса.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике
3. Описание места учебного курса.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите¬ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда¬емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Количество часов-68
Всего-68, в неделю-2
4. Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6. Содержание учебного предмета.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Структура программы
Как устроен мир? Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
3 класс
Экскурсии:
Природа, ее разнообразие.
Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.
Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
Тела, вещества, частицы.
Состав и свойства воздуха.
Свойства воды.
Круговорот воды.
Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Знакомство с внешним строением кожи.
Подсчет ударов пульса.
Полезные ископаемые.
Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.

Тематический план.
Окружающий мир (68 ч.)
№ п/п Название раздела, темы Количество часов
1 Как устроен мир? Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! 6
2 Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. 21
3 Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. 12
4 Наша безопасность Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. 7
5 Чему учит экономика Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. 11
6 Путешествия по городам и странам
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. 11
7. Тематическое планирование. Окружающий мир (68 ч.)
№ п/п Название раздела,темыКол-во ч. Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля УУД Дата
план факт
1 Как устроен мир?
Что такое природа? Разнообразие природы. 6 ч
1 уипззОперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскопЗнать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе. текущий -формулировать выводы;
-распределять обязанности по выполнению проекта;
-собирать информацию о выдающихся земляках;
-проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
-оценивать свои достижения.
-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-работать в паре и группе;
-формулировать выводы из изученного материала;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
-выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать свои достижения и достижения учащихся.
2 Человек. Внутренний мир человека. 1 уипззРазличать чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять ступени познания: восприятие, память,мышление,воображение. Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного. текущий 3 Общество. Работа с картой. 1 уипззРазличать понятия государство,территория. Определять герб, флаг России. Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям. текущий 4 Мир глазами эколога. Составление экологических правил. 1 узнзвуОтличать экологию от других похожих наук. Определять экологические связи. Умение оценивать возможные последствия поступков. Знать о взаимосвязях живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. текущий -различать объекты неживой и живой природы;
-устанавливать связи м/у живой и неживой природой;
-работать в паре.
-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева
- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.
- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;
-сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;
-прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.
находить на рисунке знакомые созвездия;
-сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;
-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;
-находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; осуществлять самопроверку.
- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;
-различать горные породы и минералы;
- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;
-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;
-находить информацию об охране воздуха и воды родного края.
-приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
-определять растения с помощью атласа-определителя;
- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;
-сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
- устанавливать взаимосвязи в природе;
-моделировать изучаемые взаимосвязи;
-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
-оценивать свои достижения.
сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
-осуществлять контроль и коррекцию;
-классифицировать культурные растения по определённым признакам;
-находить информацию о растениях;
-обсуждать материалы книги «Великан на поляне».
- сравнивать и различать диких и домашних животных;
-приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;
-рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.
- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;.- классифицировать объекты природы по существенным признакам;
-различать объекты неживой и живой природы;
-устанавливать связи м/у живой и неживой природой;
-работать в паре.
-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева
- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.
Умение работать в группах 5 Природа в опасности!
1 укизПрименять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Умение вести наблюдения в природе. Умение оценивать возможные последствия поступков. Практическая работа «Моделирование влияния человека на природу» 6 Обобщение по теме. 1 уосзУметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. Умение работать самостоятельно в заданном темпе. Тематичекий. Тест по теме. 21.09 7 Эта удивительная природа
Урок-экскурсия. Многообразие природы. Изменения в природе под влиянием человека. 21 ч
1 уипззЭкскурсия. Умение вести наблюдения в природе под руководством учителя. текущий 24.09
8 Тела, вещества, частицы.
1 уипзз Определять понятия: тело, вещество, частица. Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия. текущий 9 Разнообразие веществ.
1 уипззРаспознавать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами. Умение классифицировать, обобщать. Знать о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли. текущий 10 Воздух и его охрана. Пешеходные переходы
1 уипззОпределять состав и свойства воздуха. Умение вести наблюдения. Знать состав и физические свойства воздуха, значение воздуха для человека растений, животных. Текущий. Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания» 11 Вода. Свойства воды. 1 уипззОпределять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Очищать воду с помощью фильтра. Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе. текущий 12 Превращения и круговорот воды в природе.
1 уипззУвязывать круговорот воды с её свойствами. Применять понятия: испарение,
круговорот воды. Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе. Текущий.
Практическая работа «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» 13 Берегите воду! Нерегулируемые перекрестки
1 укизРаспознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.
Умение работать с алгоритмом. Знать причины загрязнения водоемов, уметь пропагандировать охрану водоемов. Тематический
Тест по теме «Воздух и вода». Как разрушаются камни!
1 узнзву Определять причины разрушения твёрдых тел. Знать, что такое горные породы, и от каких факторов происходит их разрушение.Умение работать с дополнительной литературой текущий 14 Что такое почва?
1 уипззРаспознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве. Умение делиться личным опытом. Знать что такое почва, ее состав, происхождение. Знать о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека Текущий.
Практическая работа «Свойства почвы». 15 Разнообразие растений. Регулируемые перекрестки. Светофор. 1 укиз Отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Умение работать в парах. Знать разнообразие растений, их характерные особенности. Текущий.
Практическая работа «Рассматривание живых и гербарных растений» 16 Солнце, растения и мы с вами.
ЗАЧЕТ по ПДД.
1 уипзз Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений. Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле.Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их текущий 17 Размножение и развитие растений.
Регулировщик и его сигналы
1 укизРаспознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.
Знать особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их. Умение работать с учебным текстом. Текущий.
Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» 18 Охрана растений.
1 упокз Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Умение классифицировать, обобщать. Знать в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям. Тематический. Тест по теме
«Растения». 19 Разнообразие животных. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае 1 уипззРаспознавать классификацию животных и их групповые признаки. Относить животное к определённой группе. Умение классифицировать, обобщать. Познакомиться с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам. текущий 20 Кто что ест?
1 узнзвуПрименять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания. Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.Умение работать с дополнительной литературой. Умение делиться личным опытом. текущий 21 Невидимая сеть и невидимая пирамида.
Дорожные знаки и дорожная разметка
1 уипзз Устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Узнавать обитателей дубовых лесов. Иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде. Бережно относиться к природе.
Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы текущий 22 Размножение и развитие животных. 1 уосзЗнать способы размножения животных. Познакомиться с размножением и развитием животных, уметь сравнивать.
Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы Текущий
Тест по теме. 23 Охрана животных.
1 упокз Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди. Знать, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле. Тематический.
Проверочная работа по теме «Животные». 24 В царстве грибов.
Где можно и где нельзя играть. 1 узнзвуРаспознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов. Знать особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов. Текущий.
Практическая работа «Классификация грибов». 25 Великий круговорот жизни.
1 уипззРаспознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними. Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, знать движение энергии в круговороте веществ в природе.Умение рассуждать, делать выводы. текущий 26 Обобщение по теме «Эта удивительная природа». 1 упокзТематический контроль.
Обобщить знания детей по разделу «Эта удивительная природа».
Закрепить правила поведения в природе. Умение работать самостоятельно. Итоговый по разделу.
Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа». 27 Мы и наше здоровье.
Организм человека.
12 ч.
1 уипззИметь представление: внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека. Иметь понятие о системе органов человека, знать о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека. Текущий
- называть и показывать внешние части тела человека;
-определять на муляже положение внутренних органов человека;
-моделировать внутреннее строение тела человека.
- рассказывать о своём режиме дня;
-составлять рациональный режим дня школьника;
-обсуждать сбалансированное питание школьника;
-различать продукты растительного и животного происхождения;
-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.
- моделировать сигналы светофоров;-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
-различать дорожные знаки и ;-формулировать правила движения по загородной дороге.
- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;-формулировать правила безопасного поведения в быту;- характеризовать пожароопасные предметы;-запомнить правила предупреждения пожара;
-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности. Зачет по ПДД. 1 1покз Итоговый по ПДД 28 Как человек воспринимает окружающий мир 1 уипззИметь представление: органы чувств и их значение для человека. Беречь органы чувств. Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств. Умение работать в парах текущий 29 Надёжная защита организма. 1 уипзз Оказывать первую помощь при небольших повреждениях. Иметь представление о коже как покровном органе; уметь ухаживать за кожей. Умение наблюдать, работать в парах. текущий 30 Опора тела и движение.
1 уипзз Показывать основные кости скелета. Применять правила посадки за столом и выполнять их. Знать строение и значение опорно-двигательной системы. Умение анализировать, делать выводы. текущий 31-32 Наше питание. Органы пищеварения

2 укиз Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Знать о пищеварительной системе человека. Умение анализировать, делать выводы. Текущий. Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах» 33 О дыхании, о движении крови 1 уипззЗаботиться о своём здоровье. Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. Умение делиться опытом личной жизни. текущий 34-35Умей предупреждать болезни. Это зависит от тебя.
2 уипзз Закаливать свой организм. текщий38 Здоровый образ жизни.
1 укизПрименять главные правила здорового образа жизни, выполнять их. Текущий. Тест по теме. 39 Обобщение по теме «Мы и наше здоровье». 1 упокзТематический контроль.
Обобщить знания детей по разделу «Мы и наше здоровье».
Закрепить правила сохранения здоровья. Тематический
Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье». 40
Наша безопасность.
Огонь, вода и газ.
7 ч.
1 уипзз Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Умение наблюдать, рассуждать текущий 41 Чтобы путь был счастливым.
1 узнзву Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Умение ориентироваться на дорогах текущий 42 Дорожные знаки.

1 укизУзнавать основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге. Умение ориентироваться на дорогах текущий
Тест по теме «Дорожные знаки» 43 Опасные места.
1 уипззУзнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. Умение обобщать, делать выводы. текущий 44 О молниях, змеях, собаках и прочем. 1 уипзз Соблюдать правила безопасности при общении с природой.
Умение делиться личным опытом. Умение работать в группах. текущий 45 Экологическая безопасность.
1 укиз Выполнять правила личной экологической безопасности. Умение наблюдать, рассуждать текущий
Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды» 46 Обобщение по теме «Наша безопасность». 1 упокзТематический контроль.
Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».
Тематический
Проверочная работа по теме «Наша безопасность» 47 Чему учить экономика?
Для чего нужна экономика?
11 ч.
1 уипзз Определять понятие экономика, главную задачу экономики. Умение делать вывод, обобщать полученные на уроке и экскурсии знания. текущий - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;
-анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;
-моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;
-извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.
-прослеживать производственные цепочки, моделировать их;
-приводить примеры использования природных материалов для производства изделий
-приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
-составлять презентацию своего исследования;
-презентовать свои проекты.
48 Три кита экономики.
1 уипззПрименять основные составляющие экономики. Умение работать в заданном темпе. текущий 49 Полезные ископаемые. 1 уипззРаспознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Умение наблюдать, анализировать, рассуждать, сравнивать. текущий
Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых» 50 Растениеводство.
1 уипзз Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения. Умение наблюдать, анализировать, рассуждать, сравнивать. текущий
Практическая работа «Знакомство с культурными растениями» 51 Животноводство.
1 уипззИметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных. Умение работать в паре. текущий 52 Какая бывает промышленность? 1 уипзз Различать продукцию каждой отрасли промышленности. Умение наблюдать и анализировать, делать выводы. текущий 53 Что такое деньги? 1 уипзз Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты. Умение работать с дополнительными источниками. текущий 54 Государственный бюджет.
1 уипзз Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. Умение работать в группах. текущий 55 Семейный бюджет. 1 уипзз Основы семейного бюджета. Умение работать с учебной книгой. Умение рассуждать, доказывать. текущий 56 Экономика и экология. 1 уипзз Составлять простейшие экологические прогнозы текущий 57 Обобщающий урок по теме «Чему учит экономика». 1 упокзТематический контроль.
Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».
Умение работать самостоятельно в заданном темпе. тематический
Проверочная работа по теме «Наша безопасность». 58 Путешествия по городам и странам.
Золотое кольцо России. 11 ч
1 уипззРаспознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. Умение работать с дополнительной литературой. Текущий -моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.
сравнивать изображение России на глобусе и карте;
-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;
-осваивать приёмы чтения карты;
-учиться правильно показывать объекты на настенной карте.
- распределять обязанности по выполнению проекта;
-в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
-составлять презентацию своего исследования;
-презентовать свои проекты.
- сравнивать глобус и карту мира;
-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом. 59 Наши ближайшие соседи.
1 уипззраспознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте. Умение сравнивать, работать с глобусом, картой. текущий
Практическая работа «Страны – соседи России и их столицы» 60 На севере Европы. 1 уипззРаспознавать северные европейские государства. Показывать их на карте. Умение работать в группах. Умение договариваться. текущий 61 Что такое Бенилюкс? 1 уипззИметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте. Умение работать в группах. текущий 62 В центре Европы. 1 уипззИметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. Умение рассуждать, делать выводы. текущий 63-64 Путешествие по Франции и Великобритании. 2 уипззИметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. Умение работать с дополнительной литературой. текущий 65 На юге Европы.
1 уипззИметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. Умение работать в группах. Умение договариваться. текущий 66 По знаменитым местам мира. 1 уосзИметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. Умение делиться личным опытом. тематический
Тест по теме «Путешествия». 67 Итоговая проверочная работа за год. 1 упокзПовторить и обобщить изученное за год.
Проверить знания и умения детей.
Дать летнее задание. Знать материал изученный за год. Уметь анализировать, систематизировать, делать выводы. Итоговый Проверочная работа по пройденному за год материалу. 68 Обобщающий урок. Что мы узнали и чему научились за год. 1 уосзТипы уроков:
Урок изучения и первичного закрепления знаний – уипззУрок закрепления новых знаний и выработка умений – узнзвуУрок комплексного использования знаний – укизУрок обобщения и систематизации знаний – уосзУрок проверки, оценки и контроля знаний - упокз\
Список литературы по ПДД.
Основная литература
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, Ч.1 и Ч.2. - СПб: ИД «МиМ».-1997.
Михайлов Л.А., Форштат М.Л. Учебное пособие по правилам дорожного движения. I часть. – СПб., «Лики России», 2004.
Добровольская А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. I часть.- СПб., «Лики России», 2004.
Правила дорожного движения РФ.
Дополнительная литература
Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения», 1995.
Мардерфельд В.Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».-СПб.: Просвещение, 2002.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения.– СПб, 2001.
Список используемой литературы.
Для учителя:
ФГОС начального общего образования.
Примерные программы по предметам. Начальная школа. – М. Просвещение, 2012 .
Учебник. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 к. - М.: Просвещение, 2013.
Рабочая тетрадь. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, в 2 ч. - М.: Просвещение, 2013
Окружающий мир. Тесты. 3 класс. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.
Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А.
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А., Румянцев А.А.
От земли до неба. Атлас-определитель. Для начальной школы. Плешаков А.А.
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Плешаков А.А.
Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс Плешаков А.А., Соловьева А.Е.
Для учащихся:
Учебник. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, в 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, в 2 ч. - М.: Просвещение, 2012
Окружающий мир. Тесты. 3 класс. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.
Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А.
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А., Румянцев А.А.
От земли до неба. Атлас-определитель. Для начальной школы. Плешаков А.А.
Материально-техническое обеспечение.
Компьютер, проектор, экран.
Электронное приложение к учебнику.
Гербарий для начальной школы.
Коллекция полезных ископаемых.
Коллекция семян сельскохозяйственных растений.
Физическая карта России. Политическая карта мира.
Карта материков и океанов