Планирование Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс


№ пп № ур в теме Дата Тема урока Содержание урока Формы контроля примечания
план факт 1 1 Русская литература XX века в ко
тексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы отражение в них "вечных" проблем бытия. 2 2 Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-XX вв. Обзор русской лит. первой половины 20 века. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-XX вв. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои, литература русской эмиграции. "Социалистический реализм".
Вводный
Урок- лекция с элементами беседы 3
1 И.А.Бунин. Жизнь и творчество (обзор).
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» Текущий
Фронтальный опрос, выразительное чтение
4
2 «Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе. (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Исследование национального характера, в рассказах Бунина Текущий
Опрос, выразительное чтение
5
3 «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации.
“Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. М.Ю.Лермонтов (4ч) 6 4 Р/р. Сочинение по творчеству Бунина Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. Сочинение на литературную тему. План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование. Текущий
Опрос, выразительное чтение
7 1 М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи человека. Романтизм ранних рассказов Горького. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Проблемы гордости и свободы. Прием контраста, особая роль пейзажа и казах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Текущий
Анализ 8
2 Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести М.Горького «Фома Гордеев» Проблемы гордости и свободы. Прием контраста. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. 9 3 М.Горький «Фома Гордеев». Нравственный выбор жизненного пути. Проблемы гордости и свободы. Прием контраста. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. 10 4 М.Горький. «На дне». Философско-эпическая проблематика пьесы о людях дна. Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально – философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. 11 5 М.Горький. «На дне». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.
Судьбы ночлежников. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Текущий
Беседа, опрос, выразительное чтение 12
13 6-7 Р/р. Письменный ответ на вопрос по отрывку из пьесы «На дне» М.Горького. Самостоятельное выполнение учащимися творческой работы Текущий
Опрос
14 1 А.И.Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Олеся» - история расцвета и крушения «природной» личности «Поединок» Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Текущий
Фронтальный опрос, беседа 15 2 Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в рассказе «Гранатовый браслет» Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви, любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в рассказе.
Текущий
Опрос, заполнение таблицы 16 1 Проза Л.Н.Андреева Уметь делать анализ произведений 17 2 .Письменная работа по творчеству А.И.Куприна и Л.Н.Андреева Текущий
Беседа, опрос
18 1 Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М. И. Цветаева. 19 1 Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской поэзии на творчество русских символистов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха
«Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). 20 1 Основные темы и мотивы поэзии Брюсова и К.Д. Бальмонта. В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» Своеобразие решения темы поэта и поэзии в лирике Брюсова.
Основные темы и мотивы поэзии К.Д.Бальмонта. Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Текущий
21
1 А.А.Блок Жизнь и творчество. Романтический мир раннего Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. музыкальность его стихотворений. «Вхожу я в темные храмы...», «О, я хочу безумно жить...», Текущий
Лекция с элементами беседы 22
2 Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира". «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане» « «На железной дороге»
Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Текущий
Опрос 23
3 Тема Родины и исторического пути России в цикле «на поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". «Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), основной пафос патриотических стихотворений. Текущий
Опрос, беседа 24
4 Поэма «Двенадцать». Сложность ее художественного мира
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, позиции. Текущий
Опрос, беседа 25
5 Поэма «Двенадцать». Образ Христа и многозначность финала поэмы. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Текущий
Опрос, беседа 26
6 Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.А.Блока. Сочинение на литературную тему. План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование. 27 1 Преодолевшие символизм ( новые направления в русской поэзии)
Лирика И.Ф.Анненского Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизма» Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. 28 1 Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Текущий
фронтальный опрос, беседа, работа с критическими статьями 29 2 Футуризм как литературное направление. Группы футуристов Эгофутуристы (И. Северянин),
кубофутуристы(В. В. Маяковский, «Центрифуга",
Б. Л. Пастернак). Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства», Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, ты над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Текущий
Тестовые задания 30 1 А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний.
«Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» «Сжала руки под темной вуалью…»Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Искренность интонаций и глубокий психологизм азматовской лирики. Текущий
Опрос 31 2 Темы любви и искусства. Стихотворение «Песня последней встречи». Стихотворение «Песня последней встречи». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.А.Ахматовой. Текущий
Опрос, беседа 32 3 Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля»
Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Текущий
фронтальный опрос, беседа, заполнение таблицы 33 4 Р/р. Классное сочинение по творчеству А.А. Ахматовой.. Сочинение на литературную тему. План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование. Текущий
Опрос, беседа 34 1 М.И.Цветаева. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике. «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
Тема творчества, миссия поэта, значение поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. 35 2 Своеобразие поэтического стиля Цветаевой. «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Вот опять окно...» Фольклорные и литературные образы и мотивы. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Трагичность поэтического мира Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Текущий
Опрос 36 3 Письменная работа по лирике М.Цветаевой Текущий
Тестовые задания 37 1 Короли смеха из журнала «Сатирикон» Сарказм. Ирония. Политическая сатира Текущий
Опрос, беседа
38 1 Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов Эмигрантская литература. Жанр антиутопии Текущий
фронтальный опрос, беседа 39 1 В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Текущий
Опрос, беседа 40 2 Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой Особенности любовной лирики. Текущий
Опрос ,беседа 41 3 В.В. Маяковский Тема поэта и поэзии. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Прозаседавшиеся» Юбилейное»,
Осмысление проблемы художника и времени. Текущий
Опрос, беседа 42 4 Новаторство В.В. Маяковского. Маяковский и футуризм (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Текущий
фронтальный опрос 43 5 Письменная работа по творчеству В.В.Маяковского 44 1 С.А.Есенин. Ранняя лирика.
«Гой ты, Русь, моя родная!..», «Письмо матери», Традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике.
Текущий
Сочинение-рассуждение 45 2 Тема Родины в поэзии Есенина.
«Спит ковыль. Равнина дорогая» «Русь Советская», «Я покинул родимый дом».
Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. 46 3 Любовная тема в лирике Есенина
«Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Собаке Качалова», «Не бродить, не мять в кустах багряных..», «Письмо к женщине». Светлое и трагическое в поэзии Есенина. 47 4 Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике C. Есенина. «Мы теперь уходим понемногу...», «Не жалею, не зову, не плачу...», Неуютная жидкая лунность...» Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Текущий
фронтальный опрос, беседа 48 5 Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству С.А.Есенина и В.В.Маяковского Обучение умению подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности Текущий
фронтальный опрос, беседа 49 6 Р/р. Сочинение по творчеству С.А.Есенина и В.В.Маяковского Сочинение на литературную тему. План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование. Текущий
фронтальный опрос 50
51 1
2 Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов
О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Представление о поэте как хранителе культуры.
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Текущий
Опрос, выразительное чтение 52
53 1
2 А.Н. Толстой.
Роман «Пётр Первый». Образ Петра и образ России в их драматическом единстве.
Краткий очерк жизни и творчества.
Роман «Пётр Первый». Особенности исторической прозы в литературе 30-40-х годов. Образ Петра и образ России в их драматическом единстве. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Проблема народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Текущий
Фронтальный опрос 54
1 М. А. Шолохов. Жизнь и творчество.
История создания романа-эпопеи «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Текущий
Опрос 55
2 Система образов в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» Система образов в романе. Быт и нравы донского казачества Текущий
Устный опрос 56
3 Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Текущий
Устный опрос 57
4 "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса Утверждение высоких человеческих ценностей. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. 58
5 Женские образы в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Текущий
Устный опрос 59
6 Мастерство М.А.Шолохова. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Функция пейзажа в романе. Смысл финала.
Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Сочинение на литературную тему. План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование. Текущий
Сочинение-рассуждение
60
1 М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита» Жизнь и творчество. Общая характеристика романа. История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Текущий
Опрос, беседа, выразительное чтение 61
2 Эпическая широта и сатирическое начало в романе Сочетание реальности и фантастики. 62
3 Москва и Ершалаим в романе «Мастер и Маргарита» Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Текущий
Опрос, беседа, выразительное чтение 63
64
4
5 Библейские мотивы и образы в романе Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Текущий
Опрос, выразительное чтение 65
6 Изображение любви как высшей духовной ценности
Подготовка к домашнему сочинению Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Текущий
Опрос 66 1 Б. Л. Пастернак
Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы.
Жизнь и творчество (обзор). «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Зимняя ночь» «Снег идет»,
Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка Текущий
Опрос, выразительное чтение
67 2 Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. «Быть знаменитым некрасиво…» «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Текущий
Опрос, выразительное чтение 68 3 Б. Л. Пастернак
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. 70
71 1
2 А.П.Платонов. «Песчаная учительница». «Непростые» простые герои Платонова Жизнь и творчество. Рассказ «Песчаная учительница»
Умение понять обычаи и традиции другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различие в быту и традиционной культуре. Подвиг учительницы, ее душевная неуспокоенность, жажда полезной деятельности, широта души. Самобытность языка и стиля писателя. Текущий
Опрос, выразительное чтение 72 1
Проза В.В.Набокова
Элитарная проза Текущий
Проверочная работа 73
1
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия. Литература периода Великой Отечественной войны. Поэтическое наследие. Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Текущий
Опрос 74 2
Литература периода Великой Отечественной войны. Проза Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова, В.Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон». Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. Текущий
Опрос 75 1 А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор).
Тема памяти в лирике Твардовского. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. 75 2
А.Т. Твардовский. Размышление о настоящем и будущем Родины. «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Текущий
Опрос, беседа 76 1 Поэзия Н.А.Заболоцкого Натурфилософская лирика
Текущий
Проверочная работа
77 1 Литература 50-80-х годов. Поэзия (обзор) Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов–шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Соколов, В.Федоров, А.Прасолов, Н.Глазков, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Орлов, и др.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Ю.Кима и др. Текущий
Лекция с элементами беседы 78 2 Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира
«Видения на холме», «Листья осенние» Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Текущий
Беседа 79 3 И. А. Бродский. Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.
«Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”. Текущий
Опрос 80 4 Б. Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов.
Е.Евтушенко
«Полночный троллейбус», «Живописцы» Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. Текущий
Опрос 81 5 Литература 50-80-х годов. Проза (обзор) «Городская» проза: Д.Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трифонов, В.Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина («Пять вечеров»), А.Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В.Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Б.Зайцев, М. Алданов, М.Осоргин, И.Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. 82
1 В. М. Шукшин Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Текущий
Опрос 83
2
В. М. Шукшин Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах Текущий
Тестовые задания 84 1
Проза В.П.Астафьева
«Царь-рыба» Нутрифилософская проза, цикл новелл Текущий
Опрос, беседа, выразительное чтение 85 2 Рассказ «Людочка»
86 1 В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Текущий
Опрос, беседа, выразительное чтение 87 2 В. Г. Распутин. Вечные проблемы в повести «Живи и помни» Нравственные уроки. Лабиринт психологических сцеплений в душах героев. Вечные проблемы в повести Текущий
Проверочная работа 88 1
Нравственная проблематика произведений Ф.Абрамова. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Деревянные кони», «Пелагея»; роман «Пряслины» (обзор). Символика названий произведений и их нравственная проблематика. Тема памяти и преемственности поколений. Текущий
Опрос, беседа 89 2 Новый образ русской деревни и крестьянской души в рассказах В. Белова.
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Привычное дело», «Плотницкие рассказы». Новый образ русской деревни и крестьянской души. Лабиринт психологических сцеплений в душах героев. Текущий
Опрос, беседа 90 3 В. Т. Шаламов. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Жизнь и творчество (обзор). История создания книги “Колымских рассказов”. Характер повествования. «Последний замер», «Шоковая терапия» Текущий
Опрос, беседа 91 1
А. И. Солженицын.
Жизнь и творчество (обзор). Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести.
Текущий
Анализ эпизодов 92 2 А. И. Солженицын.
«Матренин двор». Тип героя-праведника. Рассказ «Матренин двор».
Автобиографический характер рассказа. Воспроизведение в образе Матрены черт «человека-праведника», носителя народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. Значение рассказа для развития «деревенской» прозы в литературе второй половины ХХ в. Текущий
Анализ эпизодов 93 3 Письменная работ по творчеству А. Солженицына Текущий
Сообщения 94 1 В. В. Быков. Нравственная проблематика повести «Сотников»
Повесть «Сотников». Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа Текущий
Опрос, беседа 95 1 Р.Гамзатов. Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова.
«Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» Жизнь и творчество (обзор).
Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. Текущий
Опрос, беседа 96 1 А. В. Вампилов Пьеса «Провинциальные анекдоты» Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Провинциальные анекдоты».
Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.
Текущий
Опрос, беседа 97 1 Р/р. Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.
Сочинение на литературную тему. План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование. Текущий
Опрос, беседа 98
99
100 1
2
3 Обзор литературы последнего десятилетия. Новейшая русская проза.
Новейшая русская проза. Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Куприн, С.Каледин, В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков и др. (по выбору) Текущий
Заполнение таблицы 101
102 1
2 Обзор литературы последнего десятилетия. Новейшая русская поэзия Новейшая русская поэзия. Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Поэзия: Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Друнина, Л.Васильева, Ю.Мориц, Н.Тряпкин, А.Кушнер, О.Чухонцев, Б.Чичибабин, Ю.Кузнецов, И.Шкляревский, О.Фокина, Д.Пригов, Т.Кибиров, И.Жданов, О.Седакова и др. (по выбору). В. М. Шукшин Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах Текущий
Опрос, беседа 103-105
Резервные уроки Текущий
Опрос, беседа, заполнение таблицы Пояснительная записка
Статус документа
Программа по литературе 11кл. составлена на основе:
примерной программы основного общего образования по литературе, федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
авторской программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А.
Базисного учебного плана Брянской области на 2015-2016 учебный год, приказ № 776 от 16 мая 2015г
Учебного плана МБОУ Сещинской СОШ на 2015-2016 уч. Год
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс, Литература XX века. В 2-х частях. – М.: «Русское слово». 2008. (1. Обеспечивает идею двухуровневого федерального компонента государственного стандарта. 2. Входит в Федеральный список рекомендованных учебников. 2010г.)
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа
Изучение курса литературы в 10-11 классах завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
Учебники «Литература 19 века. 10 класс» (авторы В.И. Сахаров, С.А. Зинин) и «Русская литература 20 века. 11 класс» (авторы В.А. Чалмаев, С.А. Зинин) базирутся на программе для старших классов С.А. Зинин и В.А. Чалмаев и завершают предметную вертикаль, выпущенную издательством «Русское слово» («Литература. Программа. 5-11 классы)
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
. Выразительное чтение.
. Различные виды пересказа.
. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные
средства его воплощения; определение мотивов поступков героев
и сущности конфликта.
. Выявление языковых средств художественной образности и
определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания
произведения.
. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей
точки зрения с учетом мнения оппонента.
. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе
и по мотивам литературных произведений.
Цели:
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного
и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в базисном учебном плане:Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105ч-35 недель для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Согласно действующему в лицее учебному плану предполагается обучение в объёме 3-х часов в неделю (105 ч за год). Учащиеся знакомятся с произведениями русской литературы XX века . Курс состоит из следующих основных разделов:
Русская литература начала 20 века: Бунин И.А., Горький А.М., Куприн А.И. Андреев Л.Н., поэты серебряного века, А.А. Блок, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева,В.В. Маяковский, С.А. Есенин;
Литературный процесс 30-40-х годов, творчество М.А. Шолохова,М.А. Булгакова,Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова;
Литература периода Великой Отечественной войны;
Творчество А.Т. Твардовского, Н.А. Заболоцкого;
Литературный процесс 50-80-х годов, творчество В.М. Шукшина,Н.М. Рубцова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, А.И. Солженицына;
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.
Кроме этого нами включено в планирование изучение творчества А.П. Чехова, так как он жил и творил на рубеже 19-20-х веков, а, как известно, литературный век начинается в последнем десятилетии предыдущего века.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
Ожидаемый результат
Начитанность школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для ученика.
Умение выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного.
Способность применять историко и теоретико-литературных знаний в анализе художественного текста.
Успешная сдача учащимися государственного экзамена по литературе
Рабочая программа учитывает физико-математический профиль класса, полностью отражает обязательный минимум содержания образования по литературе в 11 классе, рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации.
В календарно-тематическом планировании предусмотрено проведение
контрольных сочинений —3 классных, 3 домашних
письменных работ разного вида - 4
тестирований, защиты рефератов.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
Тестовые задания
Карточки для индивидуальной работы
Карточки для групповой работы.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
презентации
фрагменты художественных фильмов
аудиокниги
аудиоспектакли
Рабочая программа отражает модернизацию учебного процесса, ориентирована на воспитание гражданина и патриота России.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
Образную природу словесного искусства.
Содержание изученных литературных произведений.
Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
Воспроизводить содержание литературного произведения.
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
Определять род и жанр произведения.
Сопоставлять литературные произведения.
Выявлять авторскую позицию.
Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:
- названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
- названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);
- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).
Литература XX века (105 час)
Введение
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX.ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мною», «Христос воскрес, опять с зарёю.» (возможен выбор трех других стихотворений). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Сочинение по творчеству И. А. Бунина
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет»,»Олеся», «Поединок» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького драматурга. Афористичность языка.
«Фома Гордеев».
Сочинение по творчеству М. Горького.
Л. Андреев
Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
Обзор
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений) Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других
стихотворений) Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий
революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Сочинение по творчеству А. А. Блока.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о
поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность
строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Поэмы «Облако в штанах, «Про это», «Во весь голос»(вступление)
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности
человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачёв»
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений). Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
А. Толстой
Рассказ «День Петра», роман «Пётр Первый»
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его
роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повесть «Сокровенный человек». Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения). Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

Литература второй половины XX века
Обзор русской литературы второй половины
XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе
и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В.Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Рассказы:»Одни», «Миль пардон, мадам», «Чудик», «Срезал», «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и
девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
Проза военных лет.(3час)
В. Г. Распутин
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Бардовская лирика
И. А. Бродский
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Воротишься на родину. Нучто ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен
выбор других стихотворений).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная,воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
В.Высоцкий
А. В. Вампилов
(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века) Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя.
Смысл финала пьесы.
В. Набоков «Защита Лужина», «Приглашение на казнь» и др.
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО»
Учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. 11 класс (в 2 ч.) – М., «Русское слово»
Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература XX века. 11 класс. – М., «Дрофа»
Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив»
Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»
\Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М., «АЙРИС-ПРЕСС»
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение»
Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы – Волгоград, «Учитель»
Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»
Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»
Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение»
Нянковский М.А. Шолохов в школе – М., «Дрофа»
Богданова О.Ю. Бунин в школе – М., «Дрофа»
Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа»
Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата»
Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы – М., «Первое сентября»
Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе
Мультимедийные пособия.
1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс
2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»
3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.
4. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.