Консультация для воспитателей.Развиваем играя.


Консультация для воспитателей
Тема: «Развиваем играя».
воспитатель
Кудинова А.В.
2016г.
Воспитатель детского сада для детей с нарушением речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, евоаффективно – волй, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранённых анализаторов. Этим создаётся основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.
Воспитатель особое внимание должен уделить развитию восприятия, мотивации, доступных форм словесно – логического мышления.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. Нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приёмов семейного воспитания и других причин.
В задачу воспитателя входит укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Работа воспитателя по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает своё внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздними речевым развитием, имеющих отягчённый анамнез.Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти.
Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в сея организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Идивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня
На вечернюю логопедическую работу выделяется – 3 – 5 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков, повторение стихотворений, упражнения на развитие памяти, внимания, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
В процессе коррекционной работы воспитатель уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании пуговиц, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.
Примерные игры для сенсорного развития детей с недостатками речи.
Развитие восприятия.
1 Доска Сегена.
Оборудование: любые дидактические игры, в которых есть геометрические и предметные формы, обладающие свойством вкладышей.
Цель: развитие зрительного восприятия формы предметов и геометрических фигур.
2Чей коврик лучше?
Оборудование: геометрические формы для заполнения и геометрические фигуры.
Цель: обучение рациональным приёмам осязательного обследования формы предмета.
3.Что понравилось возьми, принеси и назови.
Оборудование: 2 комплекта кружков ( один одевается как медальон).
Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процессе восприятия цвета.
Ход игры: необходимо выбрать цвет, кроме того, который есть у играющего. Назвать выбранный цвет.
Развитие речи и мышления.
1.Скажи, что неверно.
Оборудование: текст на восприятие.
Цель: развитие кругозора словарного запаса, сообразительности и наблюдательности.
2.Назови одним словом.
Цель: развитие умения обобщать, выделять главное в объектах.
3.Кто кем будет?
Цель: развитие логического мышления.
Ход работы.
Яйцо –
Мальчик –
Больной –
4.Обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
Оборудование: листы бумаги, простые карандаши.
Ход работы: воспитатель зачитывает загадки, которые дети отгадывают и зарисовывают ответ.
Развитие внимания
1.Съедобное – несъедобное.
Игровой материал: мячик.
Ход работы: ведущий называет предмет. Если это предмет съедобный ( большой, летает) игрок должен поймать мяч, если несъедобный ( маленький, не летает ) - отбросить.
2.Запрещённое движение.
Ход работы: ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя.
Развитие памяти.
1.Запомни порядок.
Ход работы: дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке.ведущий запоминает, а отвернувшись называет по порядку стоящих.
2.Шкафчики.
Оборудование: «шкафчики» склеенные из спичечных коробков (5-и, 9-ти составные).
Ход работы: прячется игрушка р один из ящиков, ребёнок находит игрушку.
Развитие тонкой моторики, зрительно - двигательной координации.
1.Иду по следу.
Цель: развитие точности движений, быстроты и ловкости.
Ход работы: прячется игрушка и помечается дорога к ней подсказками (стрелками, или изображением предметов по которым необходимо двигаться.2.Работа с книжками - раскрасками.
3.Ппопадание воздушным шариком в обруч.
4.Пперебрасывание воздушных шаров через натянутую верёвку.
Все приведённые упражнения, игры просты, не требуют объёмного оборудования, сочетают в себе двигательные компоненты. Способствуют полноценному развитию ребёнка, имеющего недоразвитие речи.