Химические свойства растворов кислот с точки зрения ТЭД


Урок №
Класс: 9 Предмет: химия Учитель:
Тема: Химические свойства растворов кислот с точки зрения ТЭД»
Цель урока: Рассмотрение общих химических свойств кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания обучающихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот. Познакомить обучающихся с химическими свойствами кислот с точки зрения ТЭД.
Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать при работе в группах, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта.
Критерии успешности: знать: понятие «кислоты» с точки зрения ТЭД, классификацию кислот; уметь: давать названия, составлять уравнения диссоциации и характеризовать химические свойства кислот.
№ Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурсы
1 Организационный момент
1-2 мин. Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки. Готовятся к уроку Тетради, учебники,
ручки,
карандаши
2 Мозговой штурм « Все, что знаем о кислотах».
3 мин.
5 мин. Учитель задает вопросы
В это же время 3 ученикам учитель дает выполнить работу у доски (ИР по карточкам с заданиями) Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
3 ученика готовят свои ответы и записывают на доске, комментируют
Карточки с заданиями
3 Изучение химических свойств кислот 2 мин. Запись даты и темы урока на доске
“Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Это изречение принадлежит великому русскому учёному М.В.Ломоносову. Из этих слов становится ясно, какую значимость придавал он опыту.
Запись даты и темы урока в тетрадях 2 мин. Задает вопросы:
Дайте определение кислоте с точки зрения теории электролитической диссоциации?
Задает вопросы.
Перечислите химические свойства кислот?
Примерные ответы:
Это электролит, диссоциирующий в водном растворе на катион водорода и анион кислотного остатка
Действуют на индикаторы, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, с основаниями, с солями
На ватмане указаны все химические свойства
Общие
Действие на индикаторы
2. Взаимодействие с активными металлами
Взаимодействие с оксидами металлов
Взаимодействие с основаниями
Взаимодействие с солями
II. Индивидуальные (качественные реакции)
4. Демон. опыт 3 мин. Исследуем первое свойство кислот. Внимание на демонстрационный стол! В пяти пробирках с веществами побывали индикаторы. Определите, в каких пробирках находится кислота и название индикаторов, определяющих кислоту?
Задает вопрос
Какой ион определяет изменение окраски лакмуса в кислотах?
Включает интеракивную доску и фрагмент из электронного учебника
Оформление на доске и в тетради
пробирка №…, индикаторы: лакмус и метиловый оранжевый)
Ответ учащихся.
Катион водорода
Просмотр отрывка из электронного учебника ПК, интерактивная доска
(Приложение 2)
5. Самостоятельная лабораторная работа в группах.
10-12 мин. Разделить на группы по жетонам
Цель исследования – провести опыт, оформить результат, сделать вывод, представить результат другим лабораториям.
Обучающиеся работают в лабораториях, изучающих химические свойства кислот: 1-я лаборатория – взаимодействие с металлами,
2-я лаборатория – взаимодействие с основаниями,
3-я лаборатория – взаимодействие с солями,
4-я лаборатория –
работая по отдельному заданию.
Вопрос к сотрудникам 2-й лаборатории:
– Как называется реакция взаимодействия оснований с кислотами, в результате которой образуется соль и вода?
Вопрос к сотрудникам 3-й лаборатории:
– Какому правилу подчиняется взаимодействие кислот с солями? (В соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота вытесняет из соли следующую: более слабую, более летучую, нерастворимую, непрочную или образуется соль, нерастворимая в воде.) Занимают места для работы в группе.
Следуя карточке – инструкции и, соблюдая правила охраны труда, учащиеся выполняют своё исследование. Затем оформляют его в карте исследований, составляя уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
1-я лаборатория:
Взаимодействие с активными металлами.

Вывод: металлы взаимодействуют с кислотами. Тип реакции – реакция замещения.
2-я лаборатория:
Взаимодействие с основаниями:

Вывод: кислоты взаимодействуют с основаниями. Тип реакции – реакция обмена.
3-я лаборатория:
Взаимодействие с солями:

Вывод: кислоты взаимодействуют с солями. Тип реакции – реакция обмена.
4-я лаборатория получила отдельное задание – провести химическую реакцию, которая выражена сокращённым ионным уравнением и составить на основе сокращённого ионного уравнения реакции полное ионное и молекулярное уравнение реакции.
Pb2++2 CL-= Pb CL2
Лабораторное
оборудование
( штатив с пробирками, реактивы,индикаторная бумага)
Для работы дана карточка – инструкция
Оформление работы на листах
формата А3,
маркеры, карандаши,
линейки
7 Защита работ 9 мин.
Каждый спикер по 3 мин. Приглашает
по очереди по одному сотруднику от каждой лаборатории Спикер представляет результаты своей работы.
Представители других лабораторий заносят результаты в свою карту исследований.
Оценивание группы: 2 звезды и одно пожелание Магнитная доска, магниты для фиксации
8 Подведение итогов учителем
Вывод: общие свойства кислот объясняются присутствием в растворе ионов водорода. 2 мин. Задает вопросы:
– В чем состоит сходство в написании этих уравнений?
– Чем объясняются общие свойства всех кислот?
Ответы учащихся:
Присутствует ион водорода.
Наличием иона водорода. 9 Рефлексия
1 мин. Обращается к эпиграфу, с которого мы начали наш урок: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений рождённых только воображением”.
Этим мудрым высказыванием М.В. Ломоносова давайте завершим наш урок. Заполняют листы обратной связи
«Незаконченные предложения» Стикеры,
оценочный лист
10 Домашнее задание 1 мин. Раздать каждому ученику Записывают в дневниках. Листы с домашним заданием