Урок по теме «Полисахариды: крахмал и целлюлоза».












Урок по теме
«Полисахариды: крахмал и целлюлоза».











Разработал учитель химии
МБОУ Орловский УВК
Шелуха С.П.
Тема урока: «Полисахариды: крахмал и целлюлоза».
Цели урока: Рассмотреть важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу в сравнении их строения, свойств, применения и значения в природе.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование и реактивы:
образцы крахмала и целлюлозы;
образцы тканей из ацетатного шелка;
образцы продуктов, содержащих крахмал (картофель, рис, макароны, геркулес и белый хлеб);
йодная настойка;
химические стаканы, пипетки, фарфоровые чашечки;
учебник, тетрадь.
Базовые понятия и термины. Углеводы, крахмал, целлюлоза, полисахариды, дисахариды, моносахариды, гидролиз, полимеры.
Структура урока.
Организация класса.
1-2 мин

Актуализация опорных знаний.
5-7 мин

Мотивация
1-2 мин

Изучение нового материала.
1. Физические свойства крахмала и целлюлозы.
2. Строение молекул
3. Химические свойства крахмала и целлюлозы.
4. Распространение в природе и применение крахмала и целлюлозы.
20-25 мин

Обобщение и систематизация знаний учащихся
10-15 мин

Домашнее задание
1-2 мин

Подведение итогов урока. Релаксация.
2-3 мин

Организация класса.
Актуализация опорных знаний.
Где в природе встречается сахароза?
Какие опытные данные доказывают строение и состав молекулы сахарозы?
Какими химическими свойствами обладает сахароза?
Мотивация
Проблемный вопрос.
Африканские племена, индейцы, корейцы и китайцы довольно часто употребляют в пищу насекомых. Есть ли смысл в употреблении такой пищи? Почему? Какой полисахарид содержится в панцирях членистоногих?
А какие еще полисахариды вы знаете из курса биологии?
Сладкие ли на вкус крахмал и целлюлоза?
Если ты, придя с мороза, Наливаешь крепкий чай, Хорошенько сахарозу В чашке ложкой помешай. Виноградную глюкозу, И медовую фруктозу,| И молочную лактозу, Любят взрослый и малыш Но крахмалом и клетчаткой, Что совсем-совсем несладки, Тоже нас не удивишь. Так устроена природа. Это тоже углеводы. (Ж. Цобкало)

Изучение нового материала.
1. Физические свойства, нахождение в природе и строение молекул крахмала и целлюлозы.
2. Химические свойства крахмала и целлюлозы.
Работа в группах.
Цель. Самостоятельно изучить физические свойства, нахождение в природе и строение крахмала и целлюлозы.
Инструкция
1. Изучите по учебнику, обсудите в группе и дайте ответы на следующие вопросы и задания.
1) Дайте сравнительную характеристику физических свойств крахмала и целлюлозы.
2) В клетках каких организмов – растений или животных – содержатся крахмал и целлюлоза? В каком процентном соотношении?
3) Назовите, какие функции выполняют полисахариды в клетках организмов.
4) Сравните относительные молекулярные массы крахмала и целлюлозы. У какого вещества она больше? Почему?
5) В чем отличие структур крахмала и целлюлозы? Что общего в их строении?
6) Составьте и запишите в тетради таблицу.
Таблица
Сравнительная характеристика полисахаридов крахмала и целлюлозы
Характеристика вещества
Крахмал
Целлюлоза

Общая формула
..
.

Физические свойства
..
..

Нахождение в природе
..
.

Функции в клетке
..
..

Структура
..
.

Структурное звено
..
.

Рассмотрим различия в строении молекул крахмала и целлюлозы.
Рассказ учителя.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Строение молекулы крахмала. Остатки
·-глюкозы

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Строение молекулы крахмала. Остатки
·-глюкозы
Химические свойства крахмала и целлюлозы.
Лабораторная работа № 8 Тема. Взаимодействие крахмала с йодом.
Цель. Рассмотреть качественную реакцию на крахмал.
Учащиеся добавляют к раствору крахмала каплю спиртового раствора иода. Появляется синяя окраска. При нагревании окраска исчезает, а после остывании смеси появляется вновь. С иодом реагирует преимущественно амилоза, так как имеет спиральное строение.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Почему, по вашему мнению, окраска смеси при нагревании исчезает?
Гидролиз крахмала и целлюлозы.
1. Образование глюкозы
крахмалдекстринымальтозаглюкоза
(С6 Н12 О5)n (С6 Н12 О5)(n-1) n С6 Н12 О6
Следует заметить, что гидролиз целлюлозы протекает в более жестких условиях.
2. Образование сложных эфиров.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Тринитроцеллюлоза
3. Горение целлюлозы.
(С6 Н12 О5)n +6nО26nСО2+5nН2О
Как горючесть целлюлозы связана с ее практическим использованием?
4. Термическое разложение целлюлозы.
Применение крахмала и целлюлозы.
Рассказ учителя.

Обобщение и систематизация знаний учащихся
Поясните процесс образования целлюлозы из молекул глюкозы. Kогда и где это происходит? Запишите соответствующее уравнение реакции.
Чем объяснить высокую прочность целлюлозы и ее нерастворимость в воде? Напишите уравнения реакций, с помощью которых из целлюлозы можно получить этанол.
При каких условиях происходит гидролиз полисахаридов? Запишите соответствующее уравнение реакции.
Kаким изменениям подвергаются крахмал и целлюлоза в пищеварительном тракте человека и животных? Запишите уравнение реакции гидролиза крахмала. Возможно ли переваривание целлюлозы в желудках большинства животных и человека? Почему?
Можно ли из крахмала получить волокна, а затем ткань? Почему?
Домашнее задание (карточки с заданием на дом).
Контрольные вопросы и задания для домашней работы
1.Из каких звеньев состоят макромолекулы целлюлозы и крахмала?
А)Глюкозы Б) Фруктозы В) Глюкозы и фруктозы.
2.Гликоген,источник энергии человеческого организма, является производным
А)Целлюлозы Б) Крахмала В)Сахароза
3.Какая реакция, характерная для альдегидов, не свойственна глюкозе
А)Реакция «серебряного зеркала»Б)Реакция с аммиачным раствором оксида меди (II). В)Реакция с фуксинсернистой кислотой Г) Все реакции
4. Какая ферментативная реакция свойственна крахмалу и целлюлозеА)Полисахариды не вступают в ферментативные реакции Б)Гидролиз В) Брожение Г) Фотосинтез
5.Пригодна ли реакция с йодом для обнаружения целлюлозы
А) Пригодна Б) Непригодна
6.Тринитроцеллюлоза-это
А) Нитросоединение Б) Простой эфир В) сложный эфир Г) Кислота Д) Углевод
7.При взаимодействии целлюлозы с концентрированной серной кислотой образуется
А) Глюконовая кислота Б)Вискоза В)Уголь и вода.
Итоги урока.
Что было сегодня необычного на уроке?
На сколько вам было комфортно на уроке? С чем это связано?
Что вы взяли для себя с данного урока?
С какими трудностями вы сегодня встретились? Что вам предстоит сделать, чтобы преодолеть эти трудности?








13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 315