Урок по химии:«Обобщение сведений об предельных и непредельных углеводородах.»


Тема: «Обобщение сведений об предельных и непредельных углеводородах.»
Цель:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме
- создать условия для осмысления учащимися своего отношения к вопросам темы;
- внедрять стратегии технологии критического мышления в процесс обучения
Основная идея:
создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Образовательные результаты:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Задачи:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородов на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов, закрепить умения решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам.
Развивающие: развитие коммуникативных навыков, общеучебных умений: сравнение, обобщение, выводы.
Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородов на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов, закрепить умения решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам.
Развивающие: развитие коммуникативных навыков, общеучебных умений: сравнение, обобщение, выводы.
Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.
Мотивация и целеполагание:
Как вы думаете, почему мы изучаем углеводороды? На этот вопрос вы должны ответить, изучив материал урока.
Приборы и материалы:
 Наглядности- нефть, уголь, газ. Для практической работы – вода, нефть, чашка Петри, спички, фильтровальная бумага, на которой изображен глобус.
Шаги
урока Время Этапы урока Приемы проведения С какой целью? Форма проведения Оценивание Ресурсы
1 шаг 1мин. Определение темы урока Ассоциации Актуализация знаний Индивидуальная Формативное Наглядности: нефть, уголь. Свеча парафиновая, и т.д.
2 шаг 1мин. Цель урока Конечный результат Фронтальная Формативное Интер. доска
3 шаг 1мин. Классификация углеводородов Работа на интерактивной доске Индивидуальная Формативное Интер. доска
4 шаг 5мин. Общая характеристика углеводородов «Сбор информации» Сравнение углеводородов Работа в группе Формативное и само оценивание Задание на стенах кабинета
5 шаг 5мин. Составление гомологического ряда углеводородов. «Найди себе подобных»Развитие умения осуществлять правильный выбор и его обосновать Работа в группе Формативное и само оценивание Конверты с заданиями
6 шаг 3мин. Номенклатура углеводородов. «Найди свою пару» Умение находить правильный ответ и его обосновать Работа в парах Формативное Конверты с заданиями
7 шаг 4 мин Изомерия углеводородов. «Собери своих» Развитие умения осуществлять правильный выбор и его обосновать Работа в группе Формативное Конверты с заданиями
6 шаг 4 мин Химические свойства углеводородов На соответствие Закрепление материала Индивидуальная Формативное Раздаточный материал
7 шаг 2 мин Рефлексия Мое отношение к уроку Оценивание своих возможностей Индивидуальная Формативное Раздаточный материал
8 шаг 10мин Практическая работа Развитие практических навыков Применение практических навыков и экологическое воспитание учащихся. Работа в парах Формативное Вещества и химич. оборудование, интерн. доска
9 шаг 10мин Проверка знаний Генетическая связь Проверка знаний Индивидуальная ВзаимооцениваниеИнтер.доскаканц.товары
10шаг 1 мин Домашнее задание Заполнение таблицы Обобщение и закрепление Индивидуальная Формативное Учебник 11 класса
11шаг 1мин Подведение итогов Оценивание СуммативноеИтого 45 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, организация внимания.
Мотивация: демонстрационный опыт.
Зажигаем парафиновую свечу.
Демонстрируем нерастворимость парафина и керосина в холодной воде.
Демонстрируем нерастворимость парафина и керосина в горячей воде, наблюдаем за каплями расплавленного парафина, стекающими по свече.
Демонстрируем нефть, спирт.
- Как вы думаете: о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О веществах, которые входят в состав парафина и керосина, а так же и о других похожих на них соединениях).
Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика.
2. Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся об углеводородах.
3. Повторение опорных знаний .
Что такое углеводороды?
Какие классы углеводородов мы изучали?
Назовите классификацию углеводородов.
Обобщение и систематизация понятий, применение для выполнения практических заданий.
- Общая характеристика углеводородов ( работа в группах). Учащиеся разбиты на три группы, каждой группе дается задание выбрать те характеристики. Из предоставленных, которые относятся к тому классу, о котором они дают общую характеристику.
1 ряд- 1 группа. Собирает информацию об веществах, общая формула которых- CnH2n+2
2 ряд – 2 группа. Собирает информацию об веществах, общая формула которых- CnH2n
3 ряд – 3 группа. Собирает информацию об веществах, общая формула которых- CnH2n-2
- А сейчас возьмите конверты голубого цвета. Следующее задание: « Найди себе подобных».Вспомнить гомологические ряды основных классов органической химии. Сделать вывод, что такое гомологи? Какая группа атомов называется гомологической разностью?
- Ну а теперь настало время вспомнить номенклатуру углеводородов. У Вас на партах лежат зеленые карточки. У кого на карточках формулы встаньте в первом проходе, а у кого названия углеводородов встаньте во втором проходе.
И следующее задание: «Найдите свою пару».
Как даете название углеводородам?
- А теперь следующее задание: «Собери своих». Каждой группе дается по одной общей формуле. Те учащиеся у кого вещества соответствуют какой либо общей формуле пусть перейдут соответственно.
Чем объясните ваш выбор?
Что такое изомеры?
- А сейчас давайте вспомним какие реакции характерны для тех или иных углеводородов.
Каждый пусть выберет те свойства, которые характерны для соответствующего углеводорода.
А теперь проверти свои ответы.
У кого нет ошибок?
Кто допустил одну ошибку?
Кто допустил две ошибки?
- Рефлексия. Что бы перейти к практической части нашего урока предлагаю вам
Метод «Кулак-ладонь»
Формируемые навыки:
- самоуправления.
Сущность метода
Метод направлен на формирование навыков самооценивания успешности достижения ожидаемых результатов по окончании занятия, периода обучения, а также может быть успешно применим в качестве демонстрации и подтверждения успешности обучения.
Алгоритм реализации метода
1. По окончании определенного периода обучения учеников опрашивают, с целью определения степени их уверенности в успешности достижения целей, для чего используется один из трех жестов:
- раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли целей и ожидаемых результатов;
- три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении целей, но следует еще поработать;
- кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи или совсем ничего для достижения цели.
- Давайте перейдем к практической части нашего урока ( работа в группах).
Метод «Моделирование»
Формируемые навыки:
- Совместной работы;
- Креативного подхода;
- мышления, принятия решений
Внимание! Пришло сообщение!
Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть подступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи. Необходимо срочно убрать ее.Задание: смоделировать аварийную ситуацию и экспериментально решить данную проблему, следуя инструкции по проведению эксперимента.
Инструкция по проведению эксперимента.
Цель: смоделировать аварию нефтяного танкера и найти решение проблемы; обсудить нравственные стороны ситуации.
Оборудование: вода, нефть, чашка Петри, спички, фильтровальная бумага, на которой изображен глобус.
Порядок действий:
1) налейте воду в чашку Петри;
2) добавьте 2-3 капли нефти;
3) запишите наблюдения;
4) обсудите и выберите решение.
5) объясните, почему вы выбрали это решение
Предлагаемые решения:
1) поджечь нефть
2) удалить с помощью адсорбентов, которые осядут на дно, или собрать с поверхности воды пенькой, сетью (в эксперименте – фильтровальной бумагой)
3) подвести под слой нефти метан и поджечь его
4) иное, самостоятельно выбранное решение
Определите положительные и отрицательные последствия этого.
Результаты обсуждения указать в виде плюса и минуса напротив каждого вида последствия.
-Продукты горения содержат канцерогены, много копоти;
-Берег спасен;
-Выделяющийся в атмосферу углекислый газ приведет к усилению парникового эффекта.
-Тюлени и моржи живы;
-Нефтяной пленки на воде нет;
-Убытки: нефть потеряна безвозвратно, метан, который используется как топливо, тоже стоит дорого;
Способ очистки воды от нефти
С использованием данных объектов, объяснить действия и последствия (работа в группах):
Данные объекты: вертолет, дрожжевые микроорганизмы, графит.
Вывод:
 Биологический метод
Среди методов очистки воды от нефти самую большую играет биологический метод, основанный на использовании специальных микроорганизмов, питающихся нефтью и разрушающих её. В настоящее время известно более тысячи микроорганизмов, способных перерабатывать углеводороды различных классов. Наиболее продуктивные из них - культуры дрожжей рода Candida, для которых источником углеводородов служат парафины нефти. Они дают большой выход биомассы с высоким содержанием белка и витаминов.
Физико-химический метод.
При физико-химическом методе очистки воды от нефти из воды удаляются тонко дисперсные и растворенные примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества нефти. Чаще всего из физико-химических методов применяется коагуляция, окисление, адсорбция, экстракция и т.д.
В качестве абсорбента нефти также можно применять тонко размолотый порошок активированного угля. Он равномерно напыляется на нефтяное пятно, и оно сразу перестает растекаться. Нефть, успевшая смешаться с водой и ставшая негорючей, вскоре приклеивается к угольным частицам. После этого пленку можно снять и сжечь (смесь угля с нефтью хорошо горит).
- А сейчас переходим к следующей части нашего урока. На доске представлены две генетические цепочки превращений. Вам предстоит осуществить эти превращения.
Задание на дом.
Подведение итогов урока и выставление оценок.