Статья Развитие творческих способностей детей методом моделирования

Коптелова Н.Д., учитель русского языка и литературы, МОУ «Гимназия №1»
Развитие творческих способностей учащихся методом моделирования на уроках литературы.
Одной из основных задач изучения литературы является формирование вдумчивого, грамотного читателя, умеющего размышлять о прочитанном, формулировать свое отношение к нему. Это те условия, которые необходимы для формирования мировоззрения, общекультурной компетенции, успешного развития творческих способностей учащихся. На решение этих задач направлены разнообразные педагогические приемы и методы, одним из которых является метод моделирования.
В предыдущей статье мы выделяли два аспекта понятия «модель» применительно к нашему предмету: «модель» как «образец», «эталон» выражения определенного содержания в той художественной форме, которая помогает его раскрыть, и «модель» как схема определенного процесса, например, творческого акта.
Обращение к модели на уроках литературы достаточно традиционно. Произвольно или непроизвольно мы обращаемся к ней каждый день в виде плана, схем анализа лирических, эпических, драматических произведений и т.д., а между тем моделирование – это тот инструмент, который предоставляет учителю большие возможности: помогает правильно расставить акценты на уроке, выявить наиболее одаренных детей, активизировать работу творческой мысли и учителя, и учащихся. Остановимся на некоторых видах работы с моделью на уроках литературы.
Одним из способов активизации творческой мысли учащихся является задание на восполнение недостающих слов в стихотворении с последующим анализом этой работы. В качестве модели берутся фрагменты лирических произведений поэтов 19 – 20 вв., современных авторов. Вот образец такого задания (стихотворение «Летний вечер» Ф.И.Тютчева):

Уж солнца шар
С главы .. земля скатила,
И .. вечера пожар
Волна . поглотила.

Задания такого рода не только развивают образное мышление, расширяют словарный запас школьников, но и ведут к пониманию сложности поэтического творчества, повышают требовательность к слову, помогают почувствовать мелодию стиха, особенности его ритма. В процессе поиска подходящих слов моделируется и творческий акт. Анализируя получившиеся варианты и сопоставляя их с оригиналом, ребята по-новому осмысливают слова и образы, которые нередко остаются незамеченными при механическом чтении и заучивании стихотворений, учатся критически оценивать результаты своего творчества.
Большой интерес у школьников вызывают задания, связанные с моделированием образа мыслей, речи литературного героя на основе исследования его характера, изучения исторической ситуации, обусловившей появление данного типа людей, социальной среды, из которой они вышли. Это составление рассказа от лица литературного героя, сочинения в форме исповеди того или иного персонажа. Такого рода задания помогают понять психологию героя, мотивы его поступков, отождествиться с ним, сформулировать свое отношение к событиям его жизни. В качестве одной из форм задания подобного рода может быть предложено смоделировать свой вариант окончания произведения, нарисовать картину будущего героев, представить их живущими в наше время и дать от их лица оценку современности.
Как модель для творческой работы можно использовать название известного произведения, например: «Герой нашего времени, 21 века, какой он?», «Кого сегодня Гоголь назвал бы «мертвыми душами?» и т.д., его композицию, например, «Дневник Печорина сегодня». Здесь в плане модели можно использовать, например, стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева и попросить составить свое высказывание из трех предложений, не менее емкое по содержанию, или написать свой рассказ по модели композиции одного из рассказов «Записок охотника».
Интересным вариантом моделирования творческого акта на уроке является создание театральных и киносценариев по эпизодам изучаемых произведений или задание разбить на кадры раздел текста, подробно описав каждый кадр. Такие задания развивают воображение, требуют гибкости при работе над воссозданием речи героя, описанием обстановки, мезансцен, передачей определенной атмосферы действия.
Наконец, использовать метод моделирования на уроках литературы можно и от обратного, например, дать задание учащимся самим составить модель развития сюжета произведения. Так на уроке внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого «Фальшивый купон» было предложено воссоздать схему движения фальшивого купона. Выполнение задания потребовало от ребят более внимательного чтения, использования логического и пространственного мышления, детального анализа действующих лиц, помогло проследить авторский замысел.
Целью данной статьи было показать некоторые варианты работы с моделью на уроках литературы. На самом деле возможности для использования этого метода в развитии творческих способностей очень велики. Моделирование вовлекает учащихся в учебно-познавательную деятельность, помогает овладеть практическими навыками устной и письменной речи, активизирует мыслительный процесс.