Анализ работы социального педагога за учебный год


Анализ работы социального педагога
за 2015 – 2016 учебный год
В течение 2015-2016 учебного года работа социального педагога осуществлялась в соответствии с планом работы МБОУ «Первомайская СОШ», планом работы социального педагога, поставленной целью: профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений детей и подростков; социальная адаптация их в современном обществе и следующими задачами:
- защита и охрана прав несовершеннолетнего в возникшей трудной жизненной ситуации;
- социально-психологическая помощь несовершеннолетним, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, в классном коллективе, в социуме;
- формирование общечеловеческих норм гуманистической марали, культуры общения;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;
- предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; выявление и устранение причин и условий способствующих этому; пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни и навыков самосохранительного поведения.
Для успешной реализации поставленных задач, работа проводилась по нескольким направлениям:
Методическая работа с педагогами.
Работа с учащимися.
Работа с родителями.
Методическая работа с педагогами.
В ходе работы по данному направлению с педагогами, являющимися классными руководителями проведены мероприятия, на которых были рассмотрены вопросы профилактики вредных привычек, пропаганды законопослушного поведения, даны были рекомендации при проведении классных часов, освещать вопросы об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних, правил управления транспортным средством (велосипедом, мопедом), правил поведения при пожаре и на водоемах, а также вопрос о нахождении несовершеннолетних в вечернее время без присмотра родителей с мая по сентябрь (комендантский час).
С целью повышения квалификации педагогов МБОУ «Первомайская СОШ», был проведен педагогический совет «Семья и школа. Грани сотрудничества». Рассмотрены и изучены нормативно - правовые документы:
- Федерального закона № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями);- Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2011 г. N 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»;
- Положение о порядке проведения социально-психологического тестирования учащихся;
- Положение о Совете профилактики.
- Разработан алгоритм работы с детьми «группы риска», семьями, находящимися в социально опасном положении.
По запросу классных руководителей оказывалась методическая помощь в подготовке классных часов, посвящённых профилактике правонарушений, работе с детьми девиантного поведения, состоящих на профилактическом учете.
Во исполнение Федерального закона «Об образовании РФ» проведена проверка охвата образованием от 0 до 18 лет, проведена сверка списков учащихся состоящих на профилактическом учете, семей, находящихся в социально опасном положении, составлен социальный паспорт классов и школы.
Работа с учащимися
Работа с учащимися осуществлялась по следующим направлениям:
• Пропаганда правовых знаний, потребности в здоровом образе жизни и навыков самосохранительного поведения.
• Профилактика правонарушений и антиобщественных действий (в том числе работа Совета профилактики).
Работа по первому направлению - пропаганда правовых знаний, потребности в здоровом образе жизни и навыков самосохранительного поведения. В течение учебного года были проведены следующие мероприятия: по пропаганде ЗОЖ (классные часы «Мы за ЗОЖ», дайджест «Я выбираю жизнь», спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, по прыжкам через скакалку, конкурсы стенгазет, агитбригад в рамках спортивного марафона «Говорим здоровью «Да!», лучшие стенгазеты были направлены на муниципальный конкурс, где стенгазеты учащихся 4 и 7 классов заняли I место, а стенгазета9 класса заняла II призовое место, также учащиеся школы приняли участие в акции «Молодежь против наркотиков» по результатам соревнований сборная команда юношей заняла II призовое место, сборная команда девушек V место, акция «Один день без табака», в ходе которой были организованы просмотр мультфильмов по пропаганде ЗОЖ, соревнования по прыжкам через скакалку, танцевальный флэш-моб, конкурс стихотворений-буриме, распространение листовок о вреде табакокурения, был проведен общественный опрос, с результатами которого учащихся познакомили на общешкольной линейке; по пропаганде соблюдения ПДД - были проведены классные часы, инструктажи по ПДД, традиционная сентябрьская акция «Внимание дети!»; по пожарной безопасности были проведены классные часы, тренировочные эвакуации, инструктажи по пожарной безопасности, дайджест «Службе МЧС – 25 лет». Ребята младшего и среднего звена приняли участие в муниципальном конкурсе рисунка по данной тематике. Все участники конкурса получили сертификаты за участие, а рисунок Итекпаевой П., учащейся 4 класса занял Iместо; правовых знаний (неделя правовых знаний «Полиция и подросток», беседы «Меры воздействия на нарушителей законодательства РФ», в каждом классе проводились классные часы по профилактике правонарушений, дайджест «День Конституции»; организовывались встречи с участковым уполномоченным полиции, инспектором ДПС..
Работа по второму направлению - профилактикаправонарушений и антиобщественных действий и во исполнение Федерального закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» социальным педагогом и классными руководителями ведется следующая работа:
- ежедневный контроль посещаемости учебных занятий;
- профилактическая работа с детьми «группы риска»;
- приглашение учащихся и их родителей (законных представителей) на заседание Совета профилактики;
- вовлечение учащихся для занятий в кружках и секциях системы дополнительного образования.
В системе классными руководителями и социальным педагогом осуществлялся ежедневный контроль за посещением учащимися занятий, в сентябре, январе прошла проверка охвата образованием детей от 0 до 18 лет на территории Первомайский сельсовета.
В 2015-2016 году на учет в «группу риска» было поставлено 24 ребенка.
Медицинский фактор риска – 6 учащихся
Социальный фактор риска – 6 учащихся
Учебно-педагогический фактор риска – 11 учащихся
Поведенческий фактор риска - 7 учащихся
Работа с детьми «группы риска» осуществлялась исходя из принадлежности к фактору риска. Работа с детьми медицинского фактора риска строилась на наблюдении за самочувствием детей и реагирования на плохое самочувствие путем сообщения медицинскому работнику школы для оказания первой помощи, в больницу и родителям учащихся; посадка детей с проблемами зрения за парты рекомендуемые медицинскими работниками. Работа с детьми социального фактора риска строилась на контроле жилищно – бытовых условий проживания учащихся и своевременное реагирование на ситуации опасные для жизни детей. Работа с детьми учебно-педагогического фактора риска строилась на контроле за посещаемостью учебных занятий и успеваемостью детей по предметам. Осуществлялось посещение учебных занятий, организовывались дополнительные индивидуальные занятия с неуспевающими учащимися. Работа с детьми поведенческого фактора риска строилась на организации внеурочного времени учащихся, привлечение их в проведение и участие в классных и общешкольных мероприятий. Педагоги дополнительного образования вовлекали детей данной категории для занятий в своих кружках и секциях.
В течение 2015-2016 учебного года было проведено 6 заседаний Совета профилактики, в который входят как работники образовательного учреждения, так и специалист сельской администрации и участковый уполномоченный полиции.
На заседаниях Совета профилактики рассматривались вопросы нарушения правил поведения учащимися, не успеваемости учащихся по предметам; проводились профилактические беседы с учащимися, состоящими на профилактическом учете и их родителями; разрабатывались стратегии работы с детьми по профилактики правонарушений; а так же были приняты решения о снятии с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетних Якоби С., Байкалова С.,учащихся 6 класса; Четыркина В, Доможакова К., учащихся 2 класса; Заботина Д., учащегося 9 класса; Шимова В., учащегося 4 класса и о постановке на внутришкольный профилактический учет несовершеннолетних Гасымова О, Стригун А, учащихся 9 класса, Сухатского Е учащегося 2 класса; о закреплении шефа-наставника за несовершеннолетними детьми, поставленными на профилактический учет.
В отношении несовершеннолетних состоящих на профилактическом учете социальным педагогом совместно с педагогом-психологом и классными руководителями были разработаны индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, систематически проводилась профилактическая работа, согласно плана ИПР (беседы, индивидуальные занятия, классные часы, вовлечение ребят для участия в мероприятиях школы и села), отслеживалась занятость учащихся в свободное от учебы время и каникулярный период (в летний каникулярный период 1 учащийся (Сухатский Е.), состоящий на профилактическом учете отдохнул в пришкольном лагере «Затейники», загородном оздоровительном лагере «Рассвет»; 1 учащийся (Гасымов О.) был трудоустроен). Двум учащимся (Стригуну А, Гасымову О.), состоящим на профилактическом была оказана помощь в оформлении документов (ИНН, СНИЛС), а так же 1 учащемуся (Стригуну А.) в поступлении в учебное заведение (Дивногорский гидротехнический техникум). Со всеми учащимися, состоящими на профилактическом учете велась работа по вовлечению их в кружки и секции, организованные при МБОУ «Первомайская СОШ».
В МБОУ «Первомайская СОШ» обучается 5 детей из приемной семьи, 2 ребенка из опекаемых. Все дети по окончанию учебного года успевают по всем предметам, регулярно посещали занятия. Одна ученица из приемной семьи успешно сдала ОГЭ и получила аттестат об основном общем образовании и один ученик сдал выпускные экзамены и получил свидетельство за курс коррекционной школы VII вида.
Работа с родителями
Работа с родителями учащихся ведется в тесном контакте с классными руководителями, ЗДВР, педагогом-психологом. Для родителей 5-11 классов был проведен круглый стол «Как устоять подростку в мире соблазнов»; были организованы встречи и беседы с родителями учащихся, состоящими на профилактическом учете социальным педагогом, педагогом-психологом, инспектором ПДН; совместно со специалистом сельской администрации, классными руководителями было проведено 4 рейдовых мероприятия в семьи социального риска для обследования жилищно-бытовых условий проживания учащихся, для выяснения причин не посещения учебных занятий, для оказания помощи в вопросах воспитания.
Вывод:
Считаю нужным отметить, что работа социального педагога и педагогического коллектива с родителями не имеет системы.
Хотелось бы отметить проблемы в работе по данному направлению.
- классные руководители не посещают семьи учащихся, пропускающих занятия, чаще возлагая это мероприятия на социального педагога.
- классные руководители не посещают совещания классных руководителей, где рассматриваются вопросы, касающиеся профилактики.
Поэтому считаю необходимым разработать систему работу с родителями учащихся школы; запланировать и проводить выездные родительские собрания, родительский всеобуч, чаще приглашать родителей для участия в школьных делах, мероприятиях, экскурсиях.
Также, несмотря на то, что в школе ведется работа по пропаганде правовых знаний и профилактике асоциального поведения, частыми причинами постановки на профилактический учет несовершеннолетних учащихся нашей школы являются правонарушения (драки, кражи) поэтому считаю, что работа по пропаганда правового поведения ведется не на должном уровне и в 2016-2017 учебном году необходимо уделить особое внимание именно этой работе, рассмотреть новые формы работы по этому направлению, организовать более тесное сотрудничество с УУП, инспекторами ПДН и КДН по Боградскому району.