Годовой план работы педагога-психолога



Согласовано
Методист МБУ ДПО «ИМЦ»
____________ И.В. Могилова
"___" ______________ 2016 г. Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №13
_________________И.В. Рулла"___" _______________ 2016 г.

Годовой план работы
педагога-психолога
МБОУ СОШ №13
Леготиной А.И.
на 2016 / 2017 учебный год

Цель работы школы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития, самореализации личности участников учебно-воспитательного процесса в соответствии с системно-деятельностным подходом в обучении и требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель работы социально-психологической службы (СПС): создание социально-психологических условий для гармоничного личностного развития учащихся в процессе школьного обучения, осуществление психолого-педагогической поддержки всех субъектов образовательного процесса, направленной на осознание ими своих возможностей и творческих способностей, определение перспектив ближайшего развития.
Задачи:
Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе.
Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.
Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.
Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Оказание помощи в личностном развитии перспективным, способным, одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения.

№ Вид деятельности
Цели и задачи Предполагаемые формы и средства Контин-
гентСроки Отм. о выпол.
Учащиеся 1. Психологическая диагностика 1. Изучение адаптационного процесса учащихся 1 классов Изучение стартового уровня первоклассников Н.Нечаева, С.Яковлева; проективные методики: «Рисунок школы», «Рисунок человека» Ученики 1 классов Октябрь-ноябрь 2. Выявление и диагностика детей, требующих особого педагогического внимания Беседы с классными руководителями, педагогами школы; методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия; Тест «Пиктограммы» А.Р.Лурия; «Корректурная проба» Бурдона; «Таблицы Шульте»; «Исключение лишнего»; «Выделение существенных признаков»; методика Дембо-Рубинштейн; специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка С.С. Носова; «Несуществующее животное»; «Кинетический рисунок семьи»; «Дом-Дерево-Человек»; «Человек под дождем» и др.учащиеся «группы риска» В течение года (по запросу) 3. Индивидуальная диагностика учащихся по запросу администрации, классных руководителей, родителей В зависимости от запроса учащиеся школы В течение года (по запросу) 4. Изучение уровня адаптации к новым учебным условиям учащихся 5-х классов Тест школьной тревожности Филипса; методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой; методика Дембо-Рубинштейн; групповой интелектуальный тест (ГИТ) ученики 5-х классов Октябрь-ноябрь 5. Профориентационная диагностика «Карта интересов» А.Е. Голомштока; методика «КОС» В.В. Синявского, В.А. Федоришина; «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой; ДДО Е.А. Климова; «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкина; Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовойучащиеся 9-х, 11-х классов Январь-февраль 6. Осуществление текущего мониторинга уровня духовно-нравственных качеств учащихся Беседы; наблюдение; анкетирование; методика «Как поступать»; методика «Что мы ценим в людях» и др.учащиеся школы Февраль-апрель 7. Диагностика детей на ПМПкМетодики изучения познавательной деятельности, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, особенностей личности, подобранные индивидуально учащиеся, представленные на ПМПкВ течение года (по запросу) 8. Изучение готовности учащихся 4-х классов к переходу в «среднее звено» Комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым учащиеся 4-х классов Март-апрель 9. Составление банка данных по одаренным детям Беседы с учителями и классными руководителями по поводу одарённости учащихся; опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник учащиеся школы Октябрь-декабрь 10. Диагностика сформированности УУД у учащихся 6-х классов Личностные: тест школьной тревожности Филипса; изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильина; изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева; методика исследования самооценки Дембо–Рубинштейн; методика экспресс-диагностики эмпатии (И. Юсупов). Регулятивные: опросник для оценки своего упорства (Е. Ильин); тест Мюнстерберга. Познавательные: тест Равена. Исследование уровня креативности: методика «Исследование активности мышления» И.М. Лущихиной; методика Вартего «Круги». Коммуникативные: методика «КОС» (В. Синявский); методика «Индекс сплоченности» Сишора; методика «Оценка отношений подростка с классом»; социометрия.учащиеся 6-х классов Март-апрель 11. Диагностика готовности к школьному обучению будущих первоклассников Беседы с детьми и их родителями; экспресс-диагностика готовности к школе Вархотовой Е.К, Дятко Н.В., Сазоновой Е.В.
Будущие первоклассники Май 2. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа 1. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся (по итогам психодиагностики и по запросу родителей, учителей, классных руководителей) В зависимости от запроса учащиеся школы В течение года 2. Индивидуальные занятия по сопровождению адаптационного процесса учащихся 1-х, 5-х классов В зависимости от выявленных в процессе диагностики трудностей учащиеся 1-х, 5-х классов В течение года по необходимости 3. Индивидуальные занятия с детьми, требующими особого педагогического внимания В зависимости от выявленных в процессе диагностики трудностей учащиеся школы В течение года по необходимости 3. Групповая коррекционно-развивающая работа 1. Групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся (по итогам психодиагностики и по запросу родителей, учителей, классных руководителей) В зависимости от запроса учащиеся школы В течение года 2. Групповые занятия по сопровождению адаптационного процесса учащихся 1-х, 5-х классов В зависимости от выявленных в процессе диагностики трудностей учащиеся 1-х, 5-х классов Ноябрь-декабрь 3. Коррекционно-развивающие занятия по подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся, испытывающих трудности в обучении Развитие познавательной сферы; снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; развитие произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля учащиеся 9-х, 11-х классов Февраль-апрель 4. Коррекционно-развивающие занятия по формированию навыков преодоления стрессовых ситуаций в период проведения ГИА и ЕГЭ Авторская программа по формированию навыков преодоления стрессовых ситуаций для старшеклассников учащиеся 9-х, 11-х классов Апрель-май 5. Коррекция и развитие сферы профессионального самоопределения Профориентационные игры учащиеся 7-11 классов Январь-март 4. Психологическое консультирование 1. Индивидуальные консультации (по запросу) учащиеся школы В течение года 2. Консультирование по вопросам выбора будущей профессии учащиеся 9-11-х классов Январь-февраль 3. Консультирование по вопросам подготовки к ГИА и ЕГЭ учащиеся 9-х и 11-х классов Апрель-май 5. Психологическое просвещение и психопрофилактика1. Проведение тематических классных часов и бесед с учащимися по запросу классных руководителей В соответствии с запросом учащиеся школы В течение года 2. Беседы с учащимися выпускных классов о способах преодоления стресса в период сдачи экзаменов «ЕГЭ: сущность и психологические особенности»; «Что такое стресс, и как научиться с ним совладать»; «Как подготовиться к экзамену?» учащиеся 9-х и 11-х классов Апрель-май 3. Духовно-нравственное воспитание учащихся Оформление стенда; подготовка раздаточного материала; беседы учащиеся 1-4 классов В течение года 4. Пропаганда здорового образа жизни Оформление стенда; подготовка раздаточного материала; беседы учащиеся 5-11 классов В течение года Педагогический коллектив 1. Психологическая диагностика 1. Индивидуальная диагностика педагогов по запросу администрации В зависимости от запроса педагогический коллектив школы В течение года 2. Индивидуальная диагностика педагогов по запросу самих педагогов В зависимости от запроса педагогический коллектив школы В течение года 2. Психологическое консультирование
1. Индивидуальные консультации по результатам диагностики/по запросу педагогический коллектив школы В течение года 2. Консультирование классных руководителей по результатам диагностики учащихся (по запросу) классные руководители В течение года 3. Психологическое просвещение и психопрофилактика1. Выступление на тематических педсоветах школы В соответствии с темой педсовета педагогич. коллектив В течение года 2. Выступления на семинарах и конференциях В соответствии с темой семинара/конференции педагоги В течение года Родители 1. Психологическая диагностика 1. Диагностика детско-родительских отношений (по запросу) «Анализ семейных взаимоотношений»
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ); опросник Шмишека; методика «Лики родительской любви»; методика «Мера заботы» и др. Родители учащихся В течение года 2. Психологическое консультирование
1. Консультирование по результатам психодиагностики / по запросу Родители учащихся В течение года 2. Консультирование по вопросам возрастных особенностей личности ребенка, детско-родительских отношений, обучения и воспитания Родители учащихся В течение года 3. Консультирование родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями Родители учащихся В течение года 3. Психологическое просвещение и психопрофилактика1. Выступления на классных собраниях; подготовка информационных буклетов
«Особенности адаптационного периода в 1 классе»; «Особенности адаптаци в 5 классе»; «Режим дня первоклассника»
«Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ГИА и ЕГЭ»
Родители учащихся 1-х и 5-х классов
Родители учащихся 9-х и 11-х классов Сентябрь-октябрь
Апрель-май
2. Организация просвещения по запросам родителей Родительский клуб «Моя семья» Родители учащихся В течение года Педагог-психолог 1. Организационно-методическая работа 1. Ознакомление с планом работы школы на учебный год. Планирование работы психологической службы в соответствии с приоритетными направлениями учреждения Сентябрь (1-15) 2. Изучение нормативных документов и психологической литературы В течение года 3. Разработка коррекционных и развивающих программ В течение года 4. Подготовка диагностического инструментария В течение года 5. Обработка и анализ результатов психодиагностики В течение года 6. Подготовка к выступлениям на родительских собраниях, педсоветах, научно-практических семинарах и конференциях В течение года 7. Консультации в городском учебно-методическом центре В течение года 8. Составление аналитических и статистических отчетов Май 9. Составление ежемесячного плана работы Ежемесячно 10. Посещение занятий школы молодого специалиста В течение года Педагог-психолог А.И. Леготина