План работы педагога-психолога на 2014-2015 учебный год


Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни, профилактика суицидального поведения подростков;
- организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Объект психолого-педагогического сопровождения: все участники образовательного процесса (учебно-воспитательного процесса).
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
- Профилактика. Особенность профилактики в школьном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках большой учебной загруженности и непростых социальных условиях современного общества, в создании оптимальных условий для развития и самоопределения личности, в формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию.
- Диагностика (индивидуальная, групповая), направленная на изучение психолого-педагогического статуса школьника, личностных качеств учащихся, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов и родителей.
- Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется по заявленным проблемам (учащихся, родителей, учителей).
- Развивающая работа (индивидуальная, групповая), направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала учащихся и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам.
- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию.
Приоритетное направление деятельности педагога – психолога: развивающие занятия, консультирование, просветительская деятельность.
Годовой план разработан на основе инструктивного письма Министерства образования РФ №29 1886 6 от 24.12.2001г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Контингент Вид деятельности Предполагаемые формы и средства Цели и задачи Сроки
Диагностика
5 класс Диагностика уровня адаптации Тестирование,
диагностика,
диагностические методики,
беседа, опросник,
анкетирование;
индивидуальная
и групповая форма Изучение психолого-педагогичекого статуса школьника личностных качеств
учащихся, определение успешности прохождения адаптационного процесса и выявление детей, испытывающих трудности адаптации, с целью дальнейшей разработки и проведения программ работы по психолого-педагогическому развитию и сопровождению учащихся. Сентябрь-ноябрь
8-11 класс Диагностика уровня мотивации школьников Январь –
март
5-11 класс Индивидуальная и групповая диагностика по запросу В течение года
9-11 класс Диагностика психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ Март-апрель
5-11 классы Индивидуальное психологическое обследование учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения и в процессе адаптации, диагностика детско-родительских отношений (по запросу педагогов, родителей) В течение года
5-11 классы Выявление детей склонных к аутоагрессивному поведению В течение года
2. Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа 5-11 классы Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов) Психогимнастика, игры и игровые упражнения, занятия с использованием изобразительных средств, музыки, сказок Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам В течение года
3. Групповая развивающая работа
5-11 классы Групповая психопрофилактическая работа по запросу Тренинговые занятия, сюжетные и
ролевые игры,
развивающие и игровые
упражнения,
дискуссии,
упражнения с использованием изобразительных средств, музыки, сказок Создание условий
для самопознания и личностного развития учащихся с учетом возрастных особенностей,
развития навыков
общении и эмпатии,
развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
для учащихся 8-11 класса – создание условий для жизненного и профессионального самоопределения;
психопрофилактика школьной и социальной дезадаптации; формирование установок на здоровый образ жизни В течение года
5-11 классы Групповые занятия по следующим направлениям:
–самопознание;
–творческое и личностное саморазвитие;
–азбука общения;
–профессиональное самоопределение (для 8-11 классов). 9-11 класс Занятия с учащимися по психологической подготовке к экзаменам Формирование умения противостоять стрессу, навыка уверенного поведения; психопрофилактика эмоционального стресса Апрель-май
4. Консультирование
5-11 классы Консультирование учащихся по:
–результатам диагностики,
–развитию самопонимания, самооценке,
–оказанию помощи при адаптации к различным жизненным ситуациям,
–оказанию помощи по преодолению кризисов (личностных, межличностных),
–преодолению проблем в обучении,
–проблеме взаимодействия с родителями, учителями,
–оказание психологической помощи в ситуации актуального стрессового состояния, конфликта, сильного эмоционального переживания,
–оказанию помощи в личностном и профессиональном самоопределении,
–психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ. Индивидуальное
и групповое
консультирование;
беседа,
интервью Оказание помощи
учащимся, испытывающим
трудности в обучении,
общении и развитии;
обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа,
использования своих психологических особенностей и возможностей
для успешного обучения и развития;
оказание психологической помощи и поддержки школьникам,
находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта,
сильного эмоционального переживания В течение года
5-11 классы Консультация учащихся по запросу родителей, педагогов 5. Просветительская работа
5-9 класс "Я и мои эмоции, или как приручить внутреннего дракона"
"Быть здоровым – это модно!"
"Мое свободное время"
"Откуда берутся конфликты и как их избежать?"
"Первая любовь…" Занятия, включающие
игры, дискуссии,
круглые столы, классные часы,
лекции-беседы,
презентации с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога Формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения;
формирование мотивации на здоровый образ жизни,
активную и позитивную жизненную позицию В течение года
5-11 класс «Как справиться с плохим настроением» (профилактика суицида в подростковом возрасте) 5-11 класс Профилактика употребления ПАВ 9-11 класс Профилактика возникновения стрессовых состояний в период сдачи экзаменов 3, 4 четверть
Педагогический коллектив Диагностика Педагогический
коллектив Диагностика стилей педагогического общения учителей Тестирование, анкетирование Изучение стилей педагогического общения, профессиональных и личностных качеств учителей с целью развития их психолого-педагогического самосознания, предупреждения эмоционального выгорания Ноябрь
Диагностика стилей педагогического общения учителей Март-апрель
Просветительская работа
Педагогический
коллектив Участие в работе педагогических советах, методических объединений учителей-предметников и классных руководителей Выступления по теме педагогического совета и др. Повышение уровня
психологической
компетентности педагогов
В течение года
Консультирование
Педагогический
коллектив Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам:
- обучения, воспитания, развития и поведения детей;
- межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических коллективов/групп;
- разрешения конфликтов в школьных системах отношений (учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель);
- предупреждения эмоционального сгорания. Беседа,
рекомендации Повышение уровня психологической компетенции учителей;
создание единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка В течение года
Консультирование
Родители учащихся Индивидуальные и групповые консультации по вопросам:
- адаптации учащихся в школьном пространстве;
- половозрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- воспитания, обучения и развития детей;
- жизненного самоопределения, самовоспитания;
- взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Индивидуальная, групповая, семейная консультация;беседа, рекомендации Информирование родителей о школьных проблемах ребенка, получение дополнительных сведений и информации о ребенке; психолого-педагогическое просвещение родителей и составление рекомендаций В течение года
Просветительская работа
Родители учащихся «Особенности и трудности адаптации пятиклассников к новой социальной ситуации».
«Психологические особенности подросткового возраста»
«Профессиональное самоопределение старшеклассников: как помочь в выборе профессии?»
«Как помочь ребенку успешно сдать экзамены»
Всеобучи для родителей школьников:
«Стили семейного воспитания. Ошибки воспитания»
«Профилактика самовольных уходов детей и суицидального поведения подростков» Родительские собрания
в форме
лекций-бесед,
деловых игр.
Оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога Повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка В течение года