Статья Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе


Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной памятью»
Л.Н.ТолстойОсновная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объемы информации.
Часто на своих уроках я применяю технологию проблемного обучения, которая по- моему мнению, помогает растить именно творческого человека.
Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного усвоения знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной , т.е. она подходит для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.
Проблемное обучение отличается от традиционного прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам дается возможность искать пути решения поставленной проблемы.
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании – новые знания , умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.
При организации проблемного обучения , знания учащиеся приобретают путем самостоятельного решения проблемных вопросов. Т.е.это обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОпроверку.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Рассмотрим структуру проблемного урока.
Структура проблемного урока
Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся
ЗНАНИЯ I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?»
II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи
III. Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез
IV. Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.
Этапы:
Создание проблемной ситуации формирует у учащихся познавательные УУД. На этом этапе я применяю такие приемы :- выдвигаю перед учащимися проблемный вопрос и организую вокруг него дискуссию. Использую межпредметные связи. Одновременно предъявляю противоречивые факты, мнения.
Сущность этого приема: обнаружить житейские представления учащихся вопросом или практическим заданием с « ловушкой».
Вот например урок окружающего мира.
Тема: План и карта
Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем я даю задание изобразить дом в натуральную величину.( Здесь проблемная ситуация).Дети сразу понимают ,что это невозможно. Учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масшаб.
2.На втором этапе- постановка учебной задачи (Дети формулируют сами тему урока и его задачи) формируются познавательные и регулятивные действия. Приемы:
3.На этапе поиска решений, где дети выдвигают и анализируют свои гипотезы , у ребят формируются также познавательные и регулятивные УУД .Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:
- «найти отличия» (можно задать их количество)
-«на что похоже»
-«лабиринты»
-упорядочивание
-«цепочки»
- хитроумные решения
-составление схем-опор
-работа с разного вида таблицами
-работа со словарями
-
4Этап- выражение решения - формирует регулятивные действия, т.к. здесь явно прослеживается умение организовывать свою деятельность.
5.Реализация продукта.На этом этапе формируются коммуникативные , личностные УУД.
На уроках применения знания и обобщающего повторения, при создании проблемных ситуаций, я использую такие методические приемы:
-предлагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждаю детей делать сравнения, обобщения,выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, логику рассуждеия)
- формулирую проблемные задачи с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками.
Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. Я предлагаю следующие варианты:
1 вариант: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
2 вариант : осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
3 вариант : говорить вместе с учащимися , подталкивая при этом их мысль. (Диалог)
Я считаю, что постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают самостоятельно , активно участвуя в процессе урока новое, либо ,если проблемная ситуация создана неудачно – они получают готовый ответ от учителя.
Используя на уроках технологию проблемного обучения , учитель сможет достичь главной цели современного обучения : научить детей самостоятельно осваивать , преобразовывать и использовать информацию.