Урок производственного обучения на тему Вождение самоходного комбайна в различных дорожных условиях


Урок производственного обучения
Тема: «Вождение самоходного комбайна в различных дорожных условиях»
Цели урока:
Обучающая:
Выработать навыки вождения комбайна по пересеченной местности, косогоров, и в трудных дорожных условиях.
Воспитательная:
Привить у студентов бережное отношение к технике, экономии ГСМ и любовь к профессии.
Развивающая:
Пробудить у студентов стремление приобрести навыки к самостоятельному изучению комбайна.
Материально-техническое оснащение:
Комбайн Енисей-1200, комплект инструмента, заправочные материалы (ГСМ), обтирочный материал, журнал по технике безопасности, маршрутный лист, медицинская аптечка.
Тип урока:
Комбинированный урок.
Метод обучения:
Рассказ, показ, практический (индивидуально с каждым студентом).
Межпредметная связь: ПДД, устройство комбайна, СХМ, техника безопасности.
Место проведения: трактородром, улицы населенного пункта
Время: 2 часа.
Ход занятий.
I.Организационная часть.1.Проверить внешний вид студентов, и готовность к уроку.
2.Наличие индивидуальной книжки по вождению комбайна.
II. Вводный инструктаж.
1. Сообщаю тему и цель урока.
2. Методом беседы повторяем назначение и приемы пользования органами управления самоходного комбайна, значение и требования дорожно-сигнальных знаков.
3. Рассказываю об особенностях вождения комбайна по дорогам и улицам населенных пунктов, правилах проезда перекрестков, разъезда со встречным транспортом, разворот и поворот.
4. Напоминаю правила техники безопасности при вождении самоходного комбайна.
5. Объясняю содержание и последовательность выполнения задания.
6. Проверяю усвоение вводного инструктажа.
III. Самостоятельные упражнения обучающихся и текущий инструктаж.
1. Проверяю готовность двигателя к запуску и запускаю его.
2. Слежу за упражнениями в вождении комбайна на полигоне с соблюдением правил движения и требований дорожно-сигнальных знаков при разворотах и поворотах.
3. Слежу за упражнениями в вождении комбайна по дорогам и улицам населенного пункта, проезде перекрестков, разъездах со встречным транспортом.
4. Обращаю внимание на правильность и четкость выполнения упражнений и соблюдение правил техники безопасности.
5. Ставим комбайн на место стоянки.
IV. Заключительный инструктаж.
1. Даю характеристику результатов работы.
2. Анализирую ошибки, допущенные студентами в процессе выполнения упражнений.
3. Подвожу итоги занятий.
4. Сообщаю задачи следующего урока.
5. Даю задания на дом.
Проведение урока.
Занятие по обучению студентов вождению самоходного комбайна в различных дорожных условиях разбивается на два упражнения:
1. Упражнение в вождении комбайна на полигоне с соблюдением правил движения и требований дорожно-сигнальных знаков.
2. Упражнение в вождении комбайна по дорогам и улицам населенного пункта, проезде перекрестков, разъездах со встречным транспортом.
В начале урока мастер производственного обучения для закрепления знаний методом беседы повторяет учебный материал предыдущих занятий по назначению и приемам пользования органами управления комбайнов, значению и требованиям предупреждающих, запрещающих, предписывающих и указательных дорожно-сигнальных знаков. Мастер п/о проверяет знание студентов правил движения при поворотах, разворотах и задним ходом. Затем мастер п/о рассказывает студентам об особенностях вождения комбайна по дорогам и улицам населенных пунктов, правилах проезда перекрестков, разъезда со встречным транспортом, разворота и поворота. Необходимо напомнить об основных правилах техники безопасности при вождении комбайна, в особенности по дорогам и улицам с интенсивным движением.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений, мастер п/о по схеме или отдельным ориентирам знакомит студентов с маршрутом движения.
Выполнять упражнение студенты начинают после разрешения мастера п/о, проверив готовность двигателя и запустив его. Мастер п/о должен в первую очередь обращать внимание на правильный выбор скорости движения с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, характера движения транспортных средств и пешеходов. Студент должен своевременно снизить скорость или остановить комбайн во всех случаях, когда возникает опасность.
Студенты должны соблюдать правильность посадки за рулем, сосредоточивать внимание на проезжей части.
При приближении к перекрестку необходимо усилить внимательность и осторожность, вести комбайн с такой скоростью, чтобы было возможно немедленно остановиться при появлении сигнала, запрещающего движение, или пропустить транспортное средство, имеющее преимущественное право проезда. Необходимо требовать от студентов повышенной внимательности во время движения через пешеходные переходы, в местах скопления пешеходов, а также при выполнении на проезжей части каких-либо ремонтных или строительных работ.
Надо научить студента правильно выбирать дистанцию между транспортными средствами в зависимости от скорости движения и возможности остановить комбайн.
На участках улиц или дорог, где затруднен встречный проезд, надо строго держаться правой стороны, снизить скорость при разъезде, в случае если одна из сторон проезжей части занята, пропустить транспорт, движущийся по свободной стороне. Перед поворотом и разворотом, объездом, а также перед началом движения студенты должны подавать предупредительные сигналы.
Учиться проезжать перекресток надо вначале прямо, затем с поворотом направо, налево и разворотом в обратном направлении.
Во время разворота комбайна на перегонах улиц мастер п/о следит, чтобы студенты не создавали помех движению и пропускали встречные и движущиеся в попутном направлении транспортные средства. Необходимо напомнить, что разворот ближе 20 м от перекрестков улиц и 100 м от перекрестков дорог, а также пешеходных переходов запрещается.
В процессе обучения движению на дорогах и улицах необходимо требовать от студентов правильного выполнения требований дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части улиц и дорог. Учитывая, что студенты уже знакомы с дорожными знаками, надо прививать им умение водить комбайн в особо опасных местах, перед которыми установлены знаки: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Перекресток», «Крутой спуск», «Скользкая дорога», «Сужение дороги», «Двустороннее движение», «Пешеходы», «Дети», «Ремонтные работы», «Ограничение нагрузки на ось», «Проезд без остановки запрещен».Во время движения по дорогам в процессе работы часто приходится переезжать неохраняемые железнодорожные переезды.
Студенты должны овладеть приемами переездами на учебном полигоне. Мастер п/о рассказывает, что тормозной путь поезда очень велик, и аварии на переезде, как правило, имеют очень тяжелые последствия.
При приближении к неохраняемому переезду мастер п/о требует от студента, чтобы он остановился, не доезжая 10 м до ближайшего рельса, сошел с площадки и убедился в отсутствии поезда.
Перед выездом на перекресток надо рассказать, что должен делать комбайнер при вынужденной остановке на железнодорожном переезде и невозможности немедленно съехать с него.
Мастер п/о показывает, как подавать сигнал остановки днем, а так же в темное время суток, как подаются звуковые сигналы общей тревоги.
При управлении комбайном необходимо требовать от студентов соблюдения мер осторожности во время движения по местам, ограничивающим габаритные размеры, особенно в населенных пунктах, где низко расположены провода, а так же в местах установки дорожных знаков «Ограничение габаритной высоты» и «Ограничение габаритной ширины».
Мастер п/о должен добиться соблюдения студентами правила остановки и стоянки на улицах и дорогах. Если необходимо остановиться на длительный срок на дороге или улице, то надо принять все меры, исключающие возможность движения комбайна (включить низшую передачу, вынуть ключ зажигания, зафиксировать тормозную педаль во включенном положении), и отвести его за пределы дорожного полотна.
Проезжая через населенные пункты, студенты должны повысить внимательность, снизить скорость, соблюдать меры предосторожности. Где бы ни происходило движение, в любых случаях следует приучать студентов держаться правой стороны. Необходимо вести комбайн вдоль проезда прямо, так как любое резкое изменение направления движения представляет угрозу безопасности и мешает движению других машин.
Для безопасности движения необходимо напоминать студентам об умелом выборе скорости движения. Студент выбирает скорость с учетом дорожных условий, видимости, интенсивности движения. Приближаясь к перекрестку, студент должен вести комбайн с такой скоростью, чтобы иметь возможность остановиться при появлении сигнала, запрещающего движение, или пропустить транспортное средство, которое имеет преимущественное право проезда.
При движении на местности комбайну приходится преодолевать различные препятствия – подъемы, спуски, косогоры, пашню, стерню и т.п. Вождение комбайна на местности требует от студента особой внимательности.
При подъезде к крутому подъему нельзя начинать движение, не определив, преодолеет ли его комбайн. В случае остановки комбайна на подъеме необходимо научить студента принимать меры против самопроизвольного скатывания комбайна.
Для обеспечения безопасности движения на подъемах и спусках, для надежного удержания комбайна на месте остановок необходимо укомплектовать комбайн при отработке задания приспособлениями – башмаками, клиньями, колодками.
В комплекте комбайна достаточно иметь две колодки. При остановке комбайна на уклоне на длительный срок необходимо нажать ногой на правую часть педали тормоза, не трогая защелки. В этом случае защелка под действием пружины замыкается на упорной пластине и удерживает педаль в отжатом положении. После остановки двигателя надо включить низшую передачу, подложить клинья, башмаки или колодки под колеса комбайна на подъеме – сзади, на спуске – впереди колеса.
В заключительном инструктаже мастер п/о анализирует работу студентов, оценивает достигнутые ими успехи, указывает на ошибки, допущенные в ходе выполнения задания, дает практические советы, рекомендует в качестве домашнего задания изучение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам РК.