Рабочая программа. Литературное чтение (Лазарева) 4класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №5»
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Рабочая программа по литературному чтению
(базовый уровень)
4 Б класс
Составитель: Селиверстова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с ООП НОО МБОУ «Лицей №5» реализует содержание образования по предмету, предусмотренному для обучающихся 4 класса. Программа разработана на основе авторской программы В.А. Лазаревой «Литературное чтение» (Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2013 г.), в соответствии с требованиям ФГОС НОО.
Рабочая программа по литературному чтению, составленная на основе авторской программы реализуется в полном объеме и является логическим продолжением курса литературного чтения 1,2,3 класса.
Выбор программы «Система развивающего обучения Л.В Занкова» по литературному чтениюбыл обусловлен следующим:
Содержание курса «Литературное чтение» в начальной школе направлено на нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.
Материал для чтения способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Учебный план предусматривает на изучение литературного чтения в 4 классе 3ч в неделю, 102ч (34 учебные недели) в год.
Количество часов в авторской программе не соответствует часам, предусмотренным в учебном плане МБОУ лицей №5, в связи с тем что в 4 классе за счет часов литературного чтения вводится курс «Основы религиозной культуры и светской этики» - 34 часов, на уроках которого идет расширение тематики курса «Литературное чтение».
По этой причине в авторскую программу внесены изменения в количестве часов – предусмотрено уплотнение изучения некоторых тем, отданы часы резерва на изучение курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Через содержание каждого из разделов обеспечивается достижение четвероклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов обучения предусмотренных ООП НОО МБОУ «Лицея №5» и программой автора.
Планируемы результаты по литературному чтению будут соответствовать результатам, предусмотренным в ООП НОО МБОУ «Лицей №5» и в авторской программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Тема Кол-во часов
1 В школе жизни 14
2 Мы в ответе 21
3 Сто фантазий 16
4 Каждый выбирает для себя 36
5 Россия, Родина моя 15
ИТОГО часов 102ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
-воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта;
-читать художественные, научно-популярные и справочные тексты со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-выразительно читать вслух доступные произведения;
-пересказывать кратко текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
-соотносить главную мысль и название произведения;
-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
-понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
-узнавать пройденные литературные произведения и их авторов;
-находить портрет и пейзаж в литературном произведении;
-видеть особенности юмористических текстов;
-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал;
-самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, развитие чувства;
-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
-находить в юмористических текстах прием неожиданности в создании комического;
-понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, -справедливости, добре и зле;
-создавать свои небольшие художественные тексты.
Круг детского чтения
Ученик научится:
-ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям;
-определять содержание книги по ее обложке;
-самостоятельно находить книги определенной тематики;
-выбирать книги для самостоятельного чтения, в т.ч. с помощью рекомендаций, данных в учебнике;
-работать со словарями (вне учебника), в т.ч. со словарем иностранных слов;
-оформлять сочинения и сказки в виде книги.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать назначение обложки, содержания и других элементов книги;
-сравнивать разные издания одного и того же произведения, в том числе иллюстрации;
-иметь представление об элементах книги (разделах, главах и т.д.);
-составлять сборники сочинений, стихотворений, пословиц и оформлять его иллюстрациями или фотографиями;
-находить аннотацию к книге;
-коллективно работать над составлением книги-сборника, в распределении отдельных произведений по разделам, в составлении содержания,
-написании предисловия, послесловия, оформлении обложки;
-находить рекомендуемые статьи в детской периодике.
Литературоведческая пропедевтика
Ученик научится:
-сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические;
-различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;
-понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет;
-находить признаки литературных сказок, определять позицию автора сказки;
-выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения.
Ученик получит возможность научиться:
-выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных, бытовых сказках; в былинах и мифах разных народов;
-эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;
-понимать диалогическую и драматическую природу басни, находить мораль и самостоятельно выводить ее как главную мысль басни;
-понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения;
-понимать функции многозначности поэтического слова.
Творческая деятельность
Ученик научится:
-пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;
-находить в сказках способы создания характера героя;
-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.
Ученик получит возможность научиться:
-менять темп и способ чтения в зависимости от задач;
-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором;
-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
-сочинять небольшие тексты, используя предусмотренные программой средства создания произведений небольших жанров.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-мотивация к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интерес к содержанию художественных произведений;
-эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;
-начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость;
-представления о защите Родины как долге гражданина;
-интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;
-умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности
Ученик получит возможность научиться:
интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;
-ответственности за родных и близких, за свое дело, понятия о деятельной любви, сердечности и совестливости, смелости, коллективизме;
-чувства сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметливости, талантливости и щедрости русского человека; оптимизме и нравственном здоровье народа;
-первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений;
-адекватного пониманияпричин успешности в учебной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-пересказывать текст по плану;
-выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения;
-определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;
-самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
-пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;
-участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
-ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
-создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
-понимать структуру построения рассуждения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-соотносить внешнюю оценку и самооценку.
-принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи;
-принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника;
-произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
Ученик получит возможность научиться:
-принимать решения относительно ответов на вопросы, помеченные значком «трудный вопрос или задание»;
-адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
-осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
-корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
-работать с учебником, Хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
-проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
-выполнять самостоятельную работу в тетради по литературному чтению;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
-участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях;
-проявлять интерес к общению и групповой работе;
-проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
-использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;
-выражать свои мысли в устной и письменной речи
Ученик получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
-уважать мнение собеседников;
-принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;
-проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
-контролировать свои действия в коллективной работе;
-оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.:В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
Лазарева В.А. (автор-составитель). Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2016.
Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику«Литературное чтение». 4 кл. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
Презентации и ЦОРы, соответствующие тематике программы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Программа авторская, автор: В.А.Лазарева «Литературное чтение»
Учебный комплект для учителя и учащихся:
Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
Лазарева В.А. (автор-составитель). Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2016.
№ уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки
(и/ или коррекция)
Глава 1. В школе жизни (14 часов, 3ч. в неделю)
1. Инструктаж по ТБ.
В школе жизни. Знакомство с особенностями этого года обучения, его целями, задачами и главными направлениями в работе, которые изложены в обращении к читателям в начале книги. Осознание завершающего и обобщающего характера учебной деятельности на данном этапе литературного образования и возросший уровень самостоятельности в работе. 06.09 06.09
2. Знакомство с рассказом А.И. Куприна«Бедный принц». Знакомство с жизнью и творчеством А.И. Куприна. Расширение представлений о жизни детей в ХIХ веке. Знакомство с жизнью дворян, их бытом, воспитанием детей в дворянской семье, с дворянской культурой. 07.09 07.09
3. Жизнь мальчика дворянской семьи XIX века. Чтение текста; фрагментарное перечитывание для уточнения первоначального восприятия и ответов на вопросы учебника. 08.09 08.09
4. Изображение жизни и внутреннего мира бедного мальчика, героя рассказа А.П. Чехова «Ванька». Знакомство с творчеством великого русского писателя А.П.Чехова. Слушание и первичный анализ рассказа. Перечитывание. Ответы на вопросы по содержанию. Деление текста на смысловые части.
13.09 13.09
5. Анализ жизни и внутреннего мира героя рассказа А.П. Чехова «Ванька». Осмысление способов изображения внутреннего мира героя.
14.09 14.09
6. Осмысление нравственных ценностей русского народа Продолжение знакомства с творчеством поэта Н.А. Некрасова. Знакомство с «народной мыслью» великого русского поэта.
15.09 15.09
7. Уроки деятельной доброты. Анализ рассказа В.П. Астафьева«Бабушка с малиной». Продолжение работы над образной природой художественного произведения.
20.09 20.09
8. Нравственная идея рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» Осознание нравственной идеи рассказа. 21.09 21.09
9. Работа над рассказом Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». Знакомство с произведением прекрасного русского прозаика ХХ века Ю.М. Нагибина 27.09 27.09
10. Сюжетный план рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». Развитие темы «школа жизни». Ответ на вопрос: «Каким надо быть человеком, чтобы тебя послушались, поверили тебе и пошли за тобой как в прямом, так и в переносном смысле?»
28.09 28.09
11. Главные герои рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». Характеристика главных героев произведения. Отслеживание способности персонажа к изменению, развитию. 29.09 29.09
12. Работа над «Музейной страничкой». Д.С. Самойлов «Вечером». Открытие подробностей жизни людей, живших сто – сто пятьдесят лет назад: как одевались, из какой посуды ели, пили, какие книги читали, о чем мечтали, во что играли… 04.10 04.10
13. Работа над «Музейной страничкой». Создание классного уголка XIX века, музея старинных вещей. 05.10 05.10
14. Контрольная срезовая входная работа. Выполнение контрольной работы: уровень освоения материала по нравственному и литературному развитию. 22.09 22.09
Глава 2. Мы в ответе (21 час, 3ч в неделю)
15. Что значит быть человеком? В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного человеческого качества.
Определение мотивов поступков героев. 06.10 06.10
16. Легко ли быть Человеком? Анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Углубление представлений о доброте как готовности к самопожертвованию, отказе от эгоизма. Анализ рассказа, ответы на вопросы по содержанию.
11.10 11.10
17. Анализ рассказаД.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Образ дедушки Тараса. Анализ рассказа, ответы на вопросы по содержанию. Характеристика образа дедушки Тараса.
12.10 12.10
18. Что значит быть человеком? Юмор в стихотворении О.Е. Григорьева «Витамин роста». Анализ произведения. Определение мотивов поступка мальчика – главного героя. 13.10 13.10
19. Работа с картиной И.Н. Крамского «Мина Моисеев». Характер героя. Сопоставление изображения характера человека в разных видах искусства. 18.10 18.10
20. Изучение рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Знакомство с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского, особенностями его прозы. 19.10 19.10
21. Особенности композиции рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Анализ композиции произведения; изучение речи как средства создания образа героя.
20.10 20.10
22. Характеры героев в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Выборочное чтение рассказа, характеристика деда, зайца, аптекаря.
25.10 25.10
23. К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Анализ рассказа, составление вопросов по тексту, ответы на вопросы по содержанию. 26.10 26.10
24. Творческая работа. Сочинение на тему «Благодарная природа». Выбор любой из предложенных тем в учебнике и написание творческой работы. 27.10 27.10
25. Изучение «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Первичное восприятие сказки, работа над толкованием непонятных слов и фраз. 26. Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Осмысление представлений русского народа о семье, роли и ответственности родителей и детей в благополучии и процветании рода. Чтение по ролям. 27. Особенностикомпозиции «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Чтение сказки по смысловым частям, главным эпизодам. 28. Характеристика царя Салтана в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Отработка навыка выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа произведения. 29. Характеристика героев «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Продолжение работы над сказкой А.С. Пушкина. Осмыслить особенности художественной формы сказки и ее языка, усвоить нравственные уроки произведения. 30. Изображение природы в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Продолжение работы над сказкой А.С. Пушкина. Выборочное чтение описания природы. 31. Отношения царевича и матушки-царицы в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Анализ отношений главных героев, подтверждение словами из текста. 32. Тема и главная мысль «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Выделение темы и главной мысли «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. 33. Отличительные особенности сказок А.С. Пушкина. Осмысление особенностей художественной формы сказки и ее языка, извлечение нравственных уроков из произведения. 34. Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда».Н.И. Дубов «Беглец». Нахождение в тексте отрывков по заданию (выборочное чтение); деление текста на смысловые части, озаглавливание их; выделение главной мысли прочитанного произведения. 35. Контрольная работа. Оценивание собственной работы, анализ допущенных ошибок. Глава 3. «Сто фантазий» (16 часов, 3ч. в неделю)
36. Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе. Ю.Л. Мориц «Сто фантазий». Отработка навыков анализа лирического текста; освоение способов анализа лирики и художественных средств изображения настроения и чувств человека. 37. Мир мечты и фантазии. Ю.П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». Осмысление серьезных проблем веселых стихов;
анализ лирического текста.
38. Секрет стихотворения К. Россети «Есть у булавки головка». Обобщенное повторение сведений опоэзии и возможностях поэтическогослова в изображении природы ичувств человека.Анализ стихов. 39. Словесные иллюстрации к стихотворениям Д.С. Самойлова «Сказка» и «Белые стихи». Анализ стихов, выборочное чтение, ответы на вопросы аналитического чтения. 40. Анализ стихотворений Д.С. Самойлова «Сказка» и «Белые стихи». Чтение и анализ стихов, деление на смысловые части. 41. Творческая работа. Сочинение на тему «Утро в …». Написание сочинения на заданную тему. 42. Разные способы изображения действительности в литературе. Т.М. Белозёров «Кладовая ветра». Сопоставление разных способов изображения мира и человека в научном и художественном текстах. 43. Юмор в сказке В.Д. Берестова «Честное гусеничное». Сравнение художественного текста и научного. Самостоятельный анализ стихотворения, сопоставление разных способов изображения мира и человека в научном и художественном текстах. 44. Разные способы изображения действительности в литературе. Работа над произведениями Ф.Д. Кривина: «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле». Знакомство с необычными по жанру художественными произведениями Ф.Д. Кривина. Анализ изобразительно-выразительных средств поэтического произведения. 45. Главные герои произведений Ф.Д. Кривина: «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле». Определение стиля произведений Ф. Д. Кривина. Характеристика главных героев. 46. Творческая работа. Сочинение «полусказки». Сочинение полусказки. 47. Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. К. Булычев «Путешествие Алисы (отрывок). Знакомство с творчеством современного фантаста, писавшего для детей, – Кира Булычева. Чтение по ролям. 48. Главные герои в рассказе К. Булычева «Путешествие Алисы» (отрывок). Чтение, ответы на вопросы учебника. Характеристика героев рассказа. 49. Секрет создания фантастического образа. К. Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок). Исследование проблемы доброты и человечности в произведении Кира Булычева. 50. Творческая работа. Фантастический рассказ о далеком прошлом или будущем. Написание фантастического рассказа о далеком прошлом или будущем. 51. Контрольная работа. Выполнить задания контрольной работы из учебника. Глава 4. «Каждый выбирает по себе» (36 часов, 3ч. в неделю)
52. Нравственный выбор–нравственный поступок. Изучение рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». Знакомство с произведениями современного детского писателя В. П. Крапивина. 53. Составление плана рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». Чтение рассказа В.П. Крапивина«Путешественники не плачут», составление плана. 54. Законы мальчишеской компании в рассказе В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». Характеристика законов мальчишеской компании в рассказе В.П. Крапивина«Путешественники не плачут». 55. Характер главного героя рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». Анализ изображения характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении. 56. Душевные переживания героев рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». Сопереживание героям рассказа, осмысление нравственных коллизий, изображенных в произведении; восприятие его нравственных уроков. 57. Отличительные особенности построения рассказа В.П. Крапивина«Путешественники не плачут». Анализ построения рассказа, выборочное чтение, ответы на вопросы. 58. В.Ю. Драгунский «На Садовой большое движение».Чтение рассказа, ответы на вопросы учебника. Сравнительный анализ рассказов Драгунского и Крапивина. 59. Характеристика героев рассказа В.Ю. Драгунского «На Садовой большое движение». Выборочное чтение, составление плана рассказа, анализ поступков героев. 60. Пейзаж М.Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Анализ пейзажа М.Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Отработка навыка анализа поэтического текста, сопоставительный анализ произведений искусства на одну и ту же тему. 61. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Знакомство с произведением великого русского писателя Л.Н. Толстого. 62. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Характеристика героев рассказа. Характеристика русского человека, национальных черт русского народа. Сопоставление двух героев рассказа. 63. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Плен. Анализ рассказа, ответ на вопрос: «Кто из героев «кавказский пленник» и в каком плену он находится?» 64. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Испытания пленников. Рисование сюжетной цепочки к первой части и иллюстрации к любому эпизоду. 65. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Образ Дины. Рисование сюжетной цепочки ко второй части.
Подготовка рассказа «Жилин и Дина». Составление портрета Дины. 66. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Картины природы. Анализ текста. Зачем Л.Н. Толстой рисует природу Кавказа? 67. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Система образов героев рассказа. Составление рассказа - характеристики каждого, особенно главных героев рассказа. 68. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Смысл названия рассказа. Рисование самого яркого эпизода из 5-й или 6-й части рассказа. 69. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Главная мысль рассказа. Обобщение по ведущей проблеме; выяснение нравственных уроков рассказа Л.Н. Толстого. 70. Изучение рассказа Л.Н. Толстого«Кавказский пленник».Толстой о человечности. Сочинение. Обобщение по ведущей проблеме; выяснение нравственных уроков рассказа Л. Н. Толстого. Сочинение. 71. Уроки истории. Изучение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». Осмысление нравственного выбора человека на историческом материале.
72. Картинный план стихотворения «Бородино». Составление картинного плана по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». 73. Представления людей о герое и героизме. Осмысление нравственных проблем, поставленных автором в произведении, анализ авторских патриотических чувств. 74. Главная мысль стихотворения «Бородино». Определение главной мысли стихотворения «Бородино». По желанию, выполнить творческую работу: диафильм. 75. «Война – страшнее нету слова…».Работа над стихотворениями.
Ю.Д. Левитанский «Мальчики». Сопоставление с картиной К.А. Васильева. Знакомство с жизнью и творчеством Ю.Д. Левитанского. Отработка навыка анализа поэтического текста, сопоставительный анализ произведений искусства на одну и ту же тему. 76. «Война – страшнее нету слова…».Работа над стихотворениями.
Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики». Знакомство с произведениями таких поэтов ХХ века, как А.Т. Твардовский, Ю.Д. Левитанский, Б.Ш. Окуджава, А.Д. Дементьев. 77. «Война – страшнее нету слова…».Работа над стихотворениями.
В.Д. Берестов «Мужчина». Анализ роли русского народа в победе над фашизмом и истоках всенародного подвига. 78. «Война – страшнее нету слова…».Работа над стихотворениями.
А.Д. Дементьев «В мае 1945 года». Знакомство с произведениями таких замечательных поэтов ХХ века, как А.Т. Твардовский, Ю.Д. Левитанский, Б.Ш. Окуджава, А.Д. Дементьев. 79. «Война – страшнее нету слова…».Работа над стихотворениями.
А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая…». Анализ стихотворения, вывод его идеи.
80. «Война – страшнее нету слова…».
Работа с картиной В.Е.Попкова «Шинель отца». Разговор с родственниками и запись своего диалога или их рассказа о том, как они воевали или как работали в тылу, приближая Победу, как пришел этот день.
81. Работа над рассказом В.В. Конецкого «Петька, Джек и мальчишки». Ответы на вопросы для анализа рассказа, определение его смысла и выход на идею произведения. 82. Главная мысль сказки А.П. Платонова«Неизвестный цветок». Продолжение знакомства с прозой А.П.Платонова. Определение главной мысли сказки.
83. Словесные иллюстрации по сказке А.П. Платонова«Неизвестный цветок». Характеристика особенностей языка и стиля писателя. Словесное рисование. 84. Способы создания образа героя в сказке А.П. Платонова«Неизвестный цветок». Анализ особенностей построения сюжета. Способы создания образа героя. 85. Образ Даши в сказке А.П. Платонова«Неизвестный цветок». Характеристика образа девочки Даши. 86. Изучение сказки А.П. Платонова«Неизвестный цветок». Н.Н. Матвеева «Кораблик». Сравнительный анализ сказки и стихотворения. Рисование иллюстрации к стихотворению. 87. Контрольная работа. Выполнение заданий контрольной работы. Глава 5. «Россия, Родина моя» (15 часов, 3ч. в неделю)
88. М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?» Осмысление понятия Родины и причин любви человека к ней. 89. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша…» Анализ лирического текста. 90. Образ Русской земли и русского народа в русской литературе ХIХ и ХХ вв. «Все мы люди разные, а Родина одна...» Главная мысль стихотворения С.Я. Маршака «Ты много ли видел на свете берёз…». Анализ стихотворения. Определение мысли автора. 91. Образ Русской земли и русского народа в русской литературе ХIХ и ХХ вв. «Все мы люди разные, а Родина одна...» Выразительное чтение, анализ стихов. 92. Образ Русской земли и русского народа в русской литературе ХIХ и ХХ вв. Продолжение осмысления вечных ценностей человечества и искусства как способа их передачи от поколения к поколению. 93. Творческая работа. Сочинение на тему «С чего начинается Родина?» Творческая работа о своей «малой Родине»: признаться ей в любви или хотя бы задуматься над этим вопросом.
94. Сопоставление изображения Родины в стихотворениях Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского и Е.А.Баратынского. Сопоставление изображений Родины в стихотворениях Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского и Е.А.Баратынского. 95. Образ Русской земли и русского народа в произведении Ю.П. Коваля «Чистый Дор». Отработка навыков самостоятельного анализа эпического текста. 96. Образы жителей деревни в произведении Ю.П. Коваля «Чистый Дор». Характеристика образа Родины в прозе Ю.И. Коваля. 97. Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще».Эпитеты в стихотворении Н.М.Рубцова «Звезда полей во мгле заледенелой…» Вывод о непреходящем значении Родины, о вечном содержании этого понятия для русского человека на основе прочитанных стихов. 98. А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Определение жанра произведения, особенностей прозы Платонова, выражение его восприятия мира. 99. Контрольная работа. Выполнение заданий контрольной работы из учебника. 100. Работа над ошибками. Подготовка к сочинению. Работа в парах. 101 Творческая работа. Сочинение на тему «Мое слово о Родине». Написание сочинения на тему «Мое слово о Родине». 102 Урок-диспут «Что мы прочитали» Беседа о прочитанном. СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2016 №1
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _________________