Подготовка учащихся на международный конкурс PISA по географии. Тема урока:Природные зоны Казахстана

Колтунова Татьяна Дмитриевна
-директор школы, учитель геогафии.

Разработка урока по подготовке учащихся 8 класса
к международному конкурсу PISA.
Тема: Лесостепи и степи Казахстана
Цель: сформировать умение решать учебные задачи нестандартного развивающего характера с применением их в практической деятельности.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование: тематические карты, карточки задания, схема работы в группах, оценочные листы, настенные таблицы «Растения и животные Казахстана», «Типы почв Казахстана».
Ход урока:
1) Орг. момент – стратегия «Настроение» - (позитивный настрой из курса «Самопознания» - «Море» - 2-3 минуты
2) Стратегия «Шанырак» -
1.Формирование групп
2. Разделение ролей в группах
4) Проверка домашних заданий – Стратегия «Думай – Объединяйся - Делись»:
№1 – карточка с вопросом: «Всякое растительное сообщество является неотъемлемой частью ландшафта»,- Л.С. Берг. Дать характеристику растительного мира Казахстана.
№2 - карточка с вопросом: Как вы считаете: влияет ли высотная поясность на растительный и животный мир горных районов. Обоснуйте свой ответ;
№3 - карточка с вопросом: Какие климатические факторы способствуют формированию растительного и животного мира;
№4 – карточка - задание группе «Критиков»: дополнить или исправить ответы одноклассников 1, 2, 3 групп одноклассников;
№5 - карточка - задание группе «Экспертов»: Определить уровень правильности ответов и, аргументируя, оценить работу групп.
Изучение нового материала по теме «Лесостепи и степи Казахстана»
Стратегия «Думай – Объединяйся - Делись»
Вариант №4 PISA
Тема «Лесостепи и степи»
Картосхема «Природные зоны Казахстана»
Текст:
В 1696 году правительство России предписало тобольскому воеводе А.Нарышкину «учинить чертеж», т. е. составить географическую карту казахской земли. Выполнить чертеж воевода поручил тобольскому служащему С.У.Ремезову. В предписании было указано: «Написать степи от Тобольска до Казачьи орды и до Бухареи Большой и до Хивы и до Еика, и до Астрахани, куды ближе и сколь далеко днями в ход пути сухим и водяным, летом и зимою и реки числом и величиною и корм людям и скоту бесскуден бы, и переправы переходны б, и каменные горы проходны б, урочища ведомы, и всему учинить наличный чертеж трех аршин длины поперек двух, и на чертеже подписать именно».
Вопрос №1
№ п/п
Вопросы
Ответ: да/нет

1
Лесостепи находятся на севере Казахстана и протянулись с запада на восток


2
Лесостепи находятся на западе Казахстана и протянулись с юга на север


3
Степи находятся к югу от лесостепи и протянулись с запада на восток


4
Степи находятся в бассейне Аральского моря и протянулись с запада на восток


Пояснение: С помощью параграфа 38 и данной картосхемы определите правильный ответ.
Компетентность: толкование;
Контекст: местный;
Содержание: природные ресурсы;
Уровень 2
Ожидаемый ответ: да, нет, да, нет
Вопрос №2
Тема «Лесостепи и степи»
Пояснение: в лесостепях Казахстана размещены черноземные, серые лесные почвы; в степях – сухие каштановые, черноземы.
Схема «Типы почв Казахстана»
Вопрос: Какие факторы способствовали образованию и размещению этих типов почв?
Ответ: свободный
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 3
Ожидаемый ответ: солнечная радиация, влага, рельеф.
Вопрос №3
Используя параграф 38 и картосхему «Сельскохозяйственных угодий Казахстана» ответить на вопрос: Для какой хозяйственной деятельности пригодны почвы лесостепной и степной зоны?
Ответы
Вопросы

A
Развития растениеводства и животноводства

B
Выращивание пшеницы, гречки, ячменя, подсолнечника

C
Разведение маралов, крупнорогатого скота, коневодства, овцеводства

D
Создание природоохранных зон, охота, рыболовства

Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 4
Ожидаемый ответ: А.
Вопрос №4
Охарактеризовать природные зоны степей и лесостепей Казахстана с помощью заданного плана:
Географическое положение природной зоны
Климатические условия
Почвенный и растительный покров
Животный мир
Использование в хозяйстве
Экологические проблемы и их решения
Ответ: свободный
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 5
Ожидаемый ответ: А.
№ п/п
План ответа
Лесостепи
Степи

1
Географическое положение природной зоны
На севере Казахстана, протянулись с запада на восток
Южнее зоны лесостепей протянулись с запада на восток

2
Климатические условия
T января – (-24)
T июля – (+24)
Кол-во осадков 500 мм
T января – (-24)
T июля – (+24)
Кол-во осадков 300 мм

3
Почвенный и растительный покров
Черноземы, серые лесные. Растительность: березовые колки, ольха, рябина, осина, кустарники: боярышник, шиповник, черемуха.
Черноземы, сухие каштановые. Растительность: травянистая (полынь, ковыль, типчак), по долинам рек кустарники и деревья.

4
Животный мир
Лисы, лоси, маралы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики. В долинах рек: бобры, ондатры, выдры.
Лисы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики, змеи, ящерицы.

5
Использование в хозяйстве
Лесозаготовки, пашни – выращивание зерновых и технических культур, пастбища – КРС, мараловодство, коневодство
Растениеводство – зерновые и технические культуры с использованием поливные, бахчевые культуры, на пастбищах - овцеводство, КРС, коневодство

6
Экологические проблемы и их решения
Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв, вырубка лесов.
Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений, расширение сети лесонасаждений и воспроизводства леса на вырубленных плантациях.
Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв.
Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений.



Итог урока – стратегия «Анкета»:
Подведение итогов работы в группах: заполнение оценочных листов
Рефлексия:
«На уроке я работал на «5», «4», «3»»
«Своей работой на уроке я помог: ...»
«Урок для меня показался»
«Я бы хотел на уроке еще»
Домашнее задание параграф 38, на контурную карту нанести природные зона лесостепей и степей.























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФАО НЦПК «ОРЛЕУ» ИПК ПР по ВКО


Курсы учителей географии по теме: «Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»



Разработка урока по физической географии 8 класса
«Лесостепи и степи Казахстана»






Урок подготовили
и защитили
слушатели курсов:
Колтунова Т.Д.
Алтухова Е.Н.
Губанов А.О.




















15