Статья Исследованиям в начальной школе быть!


В начальной школе исследованиям быть!
Не существует сколько – нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией, а как к
факелу, который необходимо зажечь.
В.А.Сухомлинский
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьёзная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, желания углублённо работать с учащимися в области тех или иных наук.
В нашей школе исследовательская работа старшеклассников всегда была на достаточно высоком уровне. Начальная же школа оставалась в стороне от этой важной деятельности. Поэтому администрация, методический совет школы поставили перед кафедрой начального обучения задачу – овладеть методиками исследовательской деятельности.
Кафедра начального обучения стала регулярно рассматривать вопросы:
стимулирования исследовательской деятельности;
поддержки любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину;
развития самостоятельного мышления;
формирования умения решать возникающие проблемы, имея даже небольшой багаж знаний и жизненного опыта;
развития навыков прогнозирования и достижения результатов в выбранном направлении.
Свою работу педагоги и учащиеся начали с овладения терминологией, приучали детей к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Это и есть основные этапы исследовательской работы.

Исследования на уроках
Педагоги нашей школы работают по программе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века», которая предполагает исследовательскую деятельность на уроках всех образовательных областей. Поэтому проблемные вопросы и проблемные ситуации на уроках присутствуют всегда. Исследования на уроках окружающего мира заложены в темах «Свойства воды», «Свойства почвы», «Кто ты такой», «Развитие растения из семени» (практическая работа) и т.д. Задания по литературному чтению - расскажи о своей семье, составь четверостишие по данной теме и др. Пробуем и на других уроках использовать исследования: «Где живут запятые в простом предложении?» и т.п.
Очень хорошие результаты дают занятия по рабочей тетради для младших школьников «Я – исследователь» А.И.Савенкова. Систематические занятия по данному пособию помогают включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучает наблюдению и экспериментированию.
Первые ростки исследовательской работы – отдельные разовые задания, доклады, сообщения. К урокам и внеклассным мероприятиям их делают наиболее подготовленные учащиеся. Например, во 2А классе на празднике «Мой верный друг – язык мой русский!» с «учёным» докладом по теме «Необычные имена числительные» выступила Подгаевская Александра. Устные сообщения к урокам («Животные леса», «Лекарственные растения», «Устройство муравейника», «Интересное о муравьях», «Хищные насекомые» и т. д.) также способствуют формированию исследовательских навыков. Учитель оказывает помощь в подготовке таких работ, помогает изготовить наглядное пособие. (Приложение 1)
Групповая форма работы над исследовательскими проектами
Учительнице 2Б класса Трюберт Евдокии Николаевне наиболее удаются групповые исследовательские проекты. В текущем учебном году она организовала работу по теме «Птицы Алтайского края». Ребята познакомились с разнообразием птичьего мира нашего края, изучили специальную литературу по данному вопросу, широко использовали возможности Интернета. Дети объединялись в группы и готовили сообщения о птицах, демонстрируя найденный материал, свои рисунки и т. д. Таким образом, собран богатейший материал по данной теме.
В прошедшем учебном году со своими первоклассниками Трюберт Е.Н. проводила исследовательский проект «Я помню, я горжусь». Школьники узнавали о том, какой вклад в великую победу внесли их деды и прадеды. Собраны воспоминания родственников, фотографии военных лет, письма – треугольники с фронта и т. д.
В активе этого педагога групповой исследовательский проект «Правильная осанка». Тема выбрана актуальная: существует прямая связь между осанкой и здоровьем; правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.
Работа с отдельными учащимися
Особого подхода в организации исследовательской работы требуют от учителя наиболее подготовленные и способные дети. Педагоги нашей школы помогают ученику разработать тему исследования, сформулировать гипотезу, определить цель и задачи исследования, составить план работы по теме, оформить материалы, анкеты, наблюдения, выводы и т д.
Каждый учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребёнком старается не только «разглядеть искру», но и помочь в решении целого круга проблем, специфика которых вытекает из конкретной темы исследования.
Опытные учителя активно вовлекают в исследовательскую деятельность и родителей. Семья также учится работать с информацией по выбранной теме.
(Приложение № 2)

Приложение 1
Сообщение «Подорожник» Подгаевской Александры
Урок окружающего мира по теме «Лекарственные растения»

Сообщение «Змеи» Подгаевской Александры
Урок окружающего мира по теме «Змеи»
Защита исследовательской работы
Основной ожидаемый результат исследовательской работы – развитие творческих способностей, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от исполнителя.
Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных работ.
В нашей школе защита работ проходит в рамках заседания школьного научного общества.
К детским работам предъявляются требования по оформлению (титульный лист, цели исследования, актуальность и т.д.). Обязательное условие – мультимедийное сопровождение.
Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающих исследователей. Мы просим своих ребят не только рассказать о выполненной работе, а защитить её публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Время представления работы не более 5 – 7 минут. Присутствующие на защите ребята обычно задают множество содержательных, уточняющих вопросов.
Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В работе оцениваются:
познавательная ценность темы;
оригинальность и ценность собранного материала;
структура и логика работы;
язык и стиль изложения;
ответы на вопросы.
Защита работ становится настоящим праздником, волнующим и радостным, на котором дети получают оценку своего труда. На это итоговое заседание школьного научного общества приходят родители, педагоги, одноклассники выступающих ребят, планирующие свою исследовательскую деятельность. Жюри внимательнейшим образом изучает детские работы, участвует в их обсуждении и лучшие исследования рекомендует для участия в краевых конкурсах.
Конечно, в нашей работе немало пробелов, недоработок, неудач. Именно поэтому школа в следующем учебном году берёт новую методическую тему «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся как условие формирования метапредметных образовательных результатов».
Кречетова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории,
руководитель кафедры начального обучения
Приложение 2
Исследовательские работы учащихся начальных классов в 2010 – 2011 учебном году
№ п\пкласс Ф.И. ученика Тема исследования Учитель Результат
1. 1 АПодгаевская Александра «Мы есть то, что мы едим». Кречетова Т.И. 3 место в краевом конкурсе «Я – исследователь»
2. 1 А Ергина Анна «Школа моей бабушки». Кречетова Т.И. 3. 1 БЕльцова Дарья «Моя семья» Трюберт Е.Н. 4. 2 АКрасилова Настя «Динозавры» Шмакова Л.В. 5. 2 БПлетнёва Ксения «Чудо – помидор» Табелева Л.И. Лауреат краевого конкурса «Я – исследователь»
6. 2 ББулышёва Виктория «Вкусовые качества хлеба» Табелева Л.И. 7. 2 БВострова Виктория «Вкусовые качества мёда» Табелева Л.И. 8. 3 АМихнев Кирилл «Межрегиональные войны на примере Грузино-Абхазского конфликта 1991 – 1993 гг.» Казанцева Г.А. 9. 3 ААлфёрова Софья «Влияние режима дня на работоспособность, успеваемость и самочувствие» Казанцева Г.А. Лауреат краевого конкурса «Я – исследователь»
10. 3 АСухова Александра «Флора и фауна в топонимике Алтайского края» Казанцева Г.А. Лауреат краевого конкурса «Я – исследователь»
11. 3 БГоловчанский Владимир «История создания автомата Калашникова» Шокорева Л.А. 12. 3 БВоробьёв Эдуард «История старинных зданий Змеиногорска» Шокорева Л.А. 13. 4 БТовкайло Даниэлла«Игры старшего поколения» Соловьёва С.В. Исследовательские работы учащихся начальных классов в 2011 – 2012 учебном году.
№ п\пкласс Ф.И ученика Тема исследования Учитель Результат
1. 2 АПодгаевская Александра «Секреты капельки воды» Кречетова Т.И. Победитель школьного тура
2. 2 А Ергина Анна «Компьютерные игры – хорошо или плохо» Кречетова Т.И. 3. 2 А Шатеев Игнат «Загрязнение атмосферы нашего города» Кречетова Т.И. 4. 3 АКрасилова Настя «Динозавры и драконы. Жизнь и мифы». Шмакова Л.В. 5. 3 АКороткин Олег «Полезные ископаемые» Шмакова Л.В. 6. 3 АСухарева Камилла«Планеты Солнечной системы» Шмакова Л.В. 7. 3 АПредъявина Полина «Бабочки – дневные, ночные и экзотические» Шмакова Л.В. 8. 3 БВострова Виктория «Монеты нашего двора» Табелева Л.И. Лауреат краевого конкурса «Я – исследователь»
9. 3 БПискарёва Софья «Язык кошачьего тела» Табелева Л.И. 10. 3 БКосачёва Екатерина «Вкусовые качества шоколада» Табелева Л.И.