Конспект урока по окружающему миру на тему Как помочь птицам зимой


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новые Татышлы
Урок
по окружающему миру в 1 классе
«Как зимой помочь птицам?»
( УМК «Школа России»)
Выполнил: учитель начальных классов
Марданова Татьяна Дмитриевна
с. Новые Татышлы
2016 год
Конспект урока «Окружающий мир» в 1 классе.
Тема урока «Как помочь зимой птицам?» Урок «открытия» нового знания.
Цели:
Предметные: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить с устройством кормушек и видами корма;
Метапредметные:
Регулятивные: формировать действия самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные: организовать систему по формированию коллективных и индивидуальных действий учащихся, учить преобразовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно выделять и формировать познавательную цель ,аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; проявлять любовь к животным, воспитывать чувство ответственности.
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить новые знания в умения.
Планируемые результаты: научить распознавать зимующих птиц, изготавливать кормушки, выбирать корм для птиц, раскрыть необходимость оказания помощи птицам.
Оборудование: презентация «Птицы нашего края», таблица « Зимующие птицы», таблица «Перелетные птицы», конверты с заданиями, фишки, различные виды корма для птиц, ноутбук, интерактивная доска, баян, различные виды кормушек, учебник ФГОС, А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, тетрадь для самопроверки и для самооценки .
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок:
Начинаем мы урок.
 Посмотрим друг на друга, и в хорошем настроении сядем за парты.
Пожелаем всем удачи:За работу! В добрый час!
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы на уроке не только узнаем много нового, но и выполним небольшую практическую работу.
- Скажите, ребята, какое у нас время года? (ответы детей)
-Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной, раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.
3.Самоопределение к деятельности (постановка проблемы).
-Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
(Ответы детей: я думаю, мы будем говорить о животных зимой.)
 А о какой группе животных пойдет речь, догадаетесь по небольшой разминке , которая называется « Третий лишний»
1.) Сядем парами. Работа в парах.
-Я буду называть трех животных, одно из которых лишнее. Выберите карточку, на которой, по вашему мнению, соответствует названию «лишнего» животного.
-корова, собака, дятел.
-кузнечик, синица ,бабочка.
-ласточка, окунь, щука.–
-лиса, заяц, воробей.
- Почему именно это животное вы выбрали?
-Докажите правильность выполненного задания.
- Значит, о каких животных мы будем сегодня говорить? ( о птицах)
4.Работа по теме урока.
1). Беседа, работа по учебнику.
-Где можно найти название темы? – (В учебнике, с. 74)
Прочитайте в учебнике на с. 74, какие учебные задачи мы ставим перед собой.
-Как отличить птиц от других животных?
- Кто такие птицы?
- Какую пользу приносят птицы? (Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых и т.д.)
2.) Слушание фонограммы «Звуки природы»- «Утро певчих птиц»
- Кто это поет? (слушают запись) А сейчас мы можем услышать такое пение? Почему?
-Как называются такие птицы?( ответы детей)
- Каких вы еще знаете перелетных птиц?
Слайд 1(перелетные птицы)
-Какие же птицы остаются с нами зимовать ?
-Как их называют?
Слайд 2 (зимующие птицы)
-Вспомните, каких птиц вы видели в наших краях зимой?
-Каково птицам зимой?
-Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам ведь они и весной и летом и осенью нам помогают, нужно и нам теперь им помочь
5. Работа по учебнику (с. 74)
  - Каких птиц вы видите?
  -Какие из них живут у нас круглый год? (синицы, воробьи, поползни)
  -Какие птицы прилетают на зиму? (свиристели, снегири)
6. Продолжение работы по теме урока.
-Осенью многие птицы улетают на юг. Но большинство из них хорошо переносят зимы (т.е. холод), но т.к. зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их улетать в теплые края. Не все птицы улетают в теплые края. В родных местах остаются те, которые и зимой могут находить пропитание, такие птицы называются зимующие.(рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций)
Слайд 3(синица) - Синицы круглый год живут в лесах, парках и садах помогают деревьям и кустарникам, поедая насекомых. Зимой они собираются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало.
Послушайте как она поет.
Слайд 4. Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.
(Слушают пение воробья).
Слайд 5. Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.
Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.
Слайд 6. Сойка размером с ворону. Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, крылья, хвост, у некоторых подвидов и верх головы — черные, надхвостье белое, перья на плечах — ярко-синие с узкими черными полосками. Зимой перебирается к жилью человека, в поисках корма.
Слайд 7. Дятел всем знакомая птица. Эта птица с красной шапочкой на голове и пестрым оперением. Ее называют лесным доктором. (слушание)
Слайд 8. Клёст – самая удивительная птица, это красивая птица с красным оперением зимой выводит птенцов. Им не страшны холода ведь у них достаточно корма, питаются они семенами шишек хвойных деревьев, которые созревают зимой.
-Каких птиц вы видели на улице?
Слайд 9. В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.(слушание)
На кормушке на с.74 мы видим гостей которые прилетели к нам зимовать.
Слайд 10 Свиристель – таёжный житель. Но к нам прилетает зимовать т.к. любит плоды рябины, калины. Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается, края крыльев и хвостика ярко-желтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет.( пение свиристеля)
Слайд 11. Снегири прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы.(пение снегиря)
7.Физминутка (под баян)
- Вот какой гусь! Чем кормить птиц мы скоро узнаем….
8. Практическая работа.
- Ребята, посмотрите, Муравьишка что-то прячет за спиной, угадайте что это?
Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, что это (кормушка)
 -Рассмотрим рисунки, какие кормушки могут быть? (учебник с.74)
-Давайте посмотрим на наши кормушки из каких материалов они сделаны?
1.) Выставка кормушек
Молодцы! Вы с родителями изготовили отличные кормушки, мы эти кормушки повесим на деревья в школьном дворе и не забудем добавлять туда корм. Поставьте кормушки на стол, чтобы всем было видно. Кормушки у нас есть. А чего же в ней не хватает? . (ответы детей)
Не страшна зима птицам, если есть корм. Ребята, мало сделать кормушку нужно в неё еще правильно насыпать корм.
-Чем можно покормить птиц?2.) Работа в парах:
-Ребята, у вас на парте лежит листочек. Попробуйте вместе с соседом по парте составить меню для птичьих столовых, вычеркивайте, то, что вы считаете лишним, чем нельзя кормить птиц. Потом мы составим одно общее меню (дети зачитывают, то, что они выбрали, а учитель записывает на доске общее меню). 
Меню на выбор
Арбузные семечки
Конфеты
Дынные семечки
Мандарины
Пуговицы
Семечки подсолнуха
Мармелад
Просо
Шоколад
Колбаса
Монеты
Пшено
Ягоды рябины, калины, черемухи
Хлебные крошки
Кусочки сала (несоленого)
Общее меню
Арбузные семечки, дынные семечки- корм для синиц, дятлов
Семечки подсолнуха- лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьёв.
Просо, пшено, овёс – любят воробьи и свиристели
Ягоды рябины, калины, черёмухи – очень любят снегири и свиристели
Хлебные крошки
Кусочки сала (несоленого)
- Молодцы!
- К нам за окошко каждый день прилетают вот такие птицы , я наблюдала за ними и хочу ивам показать.
3). Просмотр видеоматериала про птиц.
9. Обобщение полученных знаний.
1) Групповая работа
У вас на партах конверты, в них пазлы , из которых вы вместе соберите картинку птицы и немного расскажите о ней.
(ребята делятся на группы, составляют картинку из пазлов , готовят короткий рассказ про эту птицу )
10.Рефлексия.
1) Работа в тетрадях для самопроверки.
Откройте рабочие тетради для самопроверки на с.43 и выполните задания. Молодцы
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.
Я читаю вопрос , хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.
1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)
3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, ? (+)
4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)
Молодцы! Справились с этим заданием.
А теперь «отправимся в сад» , посмотрите какое у нас выросло дерево, давайте мы повесим наши кормушки и положим корм для наших пернатых друзей .
Слайд 12.
Развешиваем кормушки , разбираем корм (просо, семена дыни , арбуза, подсолнуха, несоленое сало, крошки белого хлеба) насыпаем в кормушки.
11. Итог урока.
- Как помочь птицам зимой?
- Спасибо вам ребята за работу, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
- Продолжите любое из этих предложений.
- Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
- Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи. Большое всем спасибо за ваше живое участие и пусть наша встреча будет началом вашей заботы о сохранении родной природы. Ведь природа- это наш родной дом.
Спасибо за урок.