Нравственное воспитание и его роль в развитии личности

Министерство аграрной политики и продовольствия ЛНР
ОСП Славяносербский техникум Луганского НАУ











Нравственное воспитание и его роль в развитии личности




Методический доклад





Подготовил преподаватель Бирюкова А.И.




















Славяносербск 2016 год
Содержание.
Введение
1 Нравственное воспитание и его роль в развитии личности
1.1. Сущность и природа нравственности...
1.2.Организация индивидуальной работы со студентами .
1.3 Учет возрастных особенностей студента.
1.4 Учет индивидуальных психофизиологических особенностей студента.
Заключение.
Список используемой литературы...



























Введение
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

1. Нравственное воспитание и его роль в развитии личности.
1.1 Сущность и природа нравственности.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Первичные основы нравственности закладываются в начальной и средней школе, в нашем учебном заведении закрепляется и углубляется. Роль куратора в этом процессе очень важна.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
1.2.Организация индивидуальной работы со студентами
Основным выражением индивидуальности взрослого человека являются его дарования и способности, творческое мышление, жизненная позиция, опыт деятельности и отношений; важнейшее проявление индивидуальности студента – восприимчивость к обучению и воспитанию. Преподаватели часто замечают, что одинаковые воспитательные меры на одних студентов оказывают благотворное влияние, на других действуют слабо, а иногда даже и отрицательно. Это зависит не только от педагога, но и от активности самого студента, его заинтересованности в результатах обучения и воспитания, от уровня его общего развития и воспитанности, от личностных характеристик и психического состояния в данный момент.
Именно поэтому большое значение приобретают изучение и учет индивидуальных различий и особенностей студентов, проведение с ними индивидуальной учебно-воспитательной работы, правильная организация которой поможет куратору более эффективно влиять на весь процесс формирования личности каждого студента, на сплочение студенческих коллективов.
Для успеха индивидуальной работы требуются: 1) изучение и знание индивидуальных, возрастных, национальных и других особенностей студентов; 2) определение ближайших и более отдаленных целей и задач индивидуальной работы; 3) практическое ее осуществление; 4) анализ опыта и оценок результатов индивидуальной работы, применение дополнительных мер воздействия.
Цели и задачи индивидуальной работы направлены на воспитание мировоззрения, патриотизма, высоких моральных и психологических качеств студентов. Нередко конкретными целями и задачами индивидуальной работы являются помощь в коррекции отрицательных черт характера (вспыльчивости, эгоизма, замкнутости), проведение дополнительных занятий с пропустившими по тем или иным причинам лекции, с недостаточно успевающими студентами, вмешательство в случае конфликта во взаимоотношения и т.д.
Главный ведущий компонент индивидуальной работы практическое применение ее форм и методов: индивидуальных бесед, поручений, заданий, тренировок с учетом личностных, возрастных и других особенностей студента, его успеваемости, специальности.
1.3 Учет возрастных особенностей студентов
Центральным новообразованием юношеского возраста выступает система самосознания личности и связанная с этим определенная самооценочная позиция, которая, как известно, возникает на основе осознания человеком оценок его другими людьми и соотнесении этих оценок со своими собственными.
Заметно актуализируется чувство взрослости, стремление к самостоятельному принятию решений, выстраиванию индивидуальной жизненной стратегии. Студенты достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам поведения, устоявшимся стереотипам деятельности. Однако именно социального опыта, позволяющего выбрать правильные ценностные ориентиры и соответствующие им формы поведения, юношам и девушкам часто не хватает, что нередко приводит к непониманию, а подчас и конфликтам с родителями, преподавателями и сокурсниками.
Отличительным признаком юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, профессионального самоопределения. При этом особую роль для реализации жизненных перспектив играет учебная деятельность. В. В. Столин отмечал, что когда студент воспринимал выбор профессии как самостоятельный шаг, продиктованный его интересами и наклонностями, считал себя или другого мотивированным будущей профессиональной деятельностью – он демонстрировал уважение к себе или другому. Если поступление в вуз воспринималось как продиктованное случайностью, легкостью поступления, влиянием родителей, а учение в вузе рассматривалось просто как дань инерции, то к себе или другому демонстрировалось неуважение. В этой связи возникает необходимость целенаправленного формирования ценностного отношения студентов к высшему образованию и избранной специальности, а также к своему будущему социальному статусу. Одновременно необходимо обратить серьезное внимание на организацию других видов деятельности студентов, в том числе научно-исследовательской, общественно-политической, спортивной, досуговой, культурно-просветительной. В рамках этих и других видов деятельности складывается и формируется система межличностного взаимодействия.
Для юношеского возраста характерны: способность к самоанализу, поиск своих интересов и идеалов, осознание общественных ценностей. Развитие ценностно-ориентационной сферы личности содействует активизации ее деятельности по саморазвитию.
1.4 Учет индивидуальных психофизиологических особенностей студента
Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью. Поэтому и учитывать их нужно с вполне определенной целью – стимулировать их развитие.
Другой тип индивидуальных особенностей устойчив. Изменить их практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими. К числу таких особенностей относится темперамент.
1. Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник. Быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, энергичный, имеет возможность умело преодолевать трудности, легко вступает в контакты с окружающими; часто претендует на лидерство; оптимистичный, но относительно легко поддается внушению, может попасть под нежелательное влияние. Стиль его деятельности характеризуется высокой активностью и работоспособностью, особенно если занятие нравится. В противном случае сангвиник относится к делу безразлично, становится скучным и вялым.
Сильный, уравновешенный, внешне инертный тип флегматик. Реагирует на все медленно, спокойно, не сразу адаптируется ко всякого рода изменениям. Внешне сравнительно уравновешен, медлителен, преподавателю часто приходится его поторапливать. В то же время в работе может быть весьма упорным, способным проявлять даже упрямство; обладает чувством ответственности, быстро приучается к самодисциплине.
Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения холерик. Отличается импульсивностью поведения, бывает вспыльчив, несдержан; склонен к резким сменам настроения, эмоционально травмируем. Может вести себя агрессивно в конфликтных ситуациях. При выполнении работы нетерпелив, склонен к лидерству, нередко бывает упрям, стремится, во что бы то ни стало, отстоять свою независимость. С трудом переносит состояние бездействия, не любит выполнять однообразную работу, быстро истощается в ней.
Слабый тип с преобладанием торможения меланхолик. Он медленно адаптируется к новым условиям, пассивен, глубоко переживает неудачи и жизненные невзгоды, легко раним; при необходимости преодолевать длительные трудности часто теряет веру в себя, редко прибегает к помощи товарищей, сравнительно быстро утомляется.
Не следует забывать и о том, что не только студенты имеют свои индивидуальные особенности. Каждый педагог обладает своим индивидуальным стилем общения со студентами, в котором проявляются его индивидуально-типологические особенности, выражаемые в отношениях и взаимодействии со студентами.
Изучение работы куратора показывает, что авторитет создается заинтересованным отношением к делу и студентам, предопределяется личностными качествами педагога, стилем его деятельности.








Заключение.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому в данной работе рассматриваются проблемы нравственного воспитания студентов .
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности студента состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Список используемой литературы.

1. Каджаспирова Г.М. Педагогика – М.:Гардарики, 2007, -528с.
2. Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005, -574 с.
3. Скалеренко А.Б. Общая педагогика – М.: Юнити-Дана, 2006, -479 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Гардарики, 2000, -519 с.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций – М.: Прометей; Юрайт, 1998, 464 с.
6. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.7. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998, № 9-10.8. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

































Заголовок 315