Методическая разработка на тему: «Работа над интонацией и логическим ударением на уроках русского языка в 5 классе »

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
СИПКРО







Зачётная работа
по курсам повышения квалификации ИОЧ
вариативный блок «Современный урок русского языка»

16.09.2013 – 20.09.2013


Методическая разработка на тему:
«Работа над интонацией и логическим ударением на уроках русского языка в 5 классе »




Выполнил:
учитель русского языка
и литературы
ГБОУ СОШ № 11
Шеметова Елена Геннадьевна











Сызрань 2013
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Работа над интонацией и логическим ударением на уроках русского языка в 5 классе..
3. Выводы
4. Литература

















Пояснительная записка.
Русский язык имеет особый статус среди других школьных предметов, так как связан со всеми науками и профессиями и является формой хранения и усвоения различных знаний.
В настоящее время, время модернизации российского образования, особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Таким образом, целевая направленность современной школы, исходя из Концепции модернизации образования, связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Личность, характеризующая не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора, может гармонично строить отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватна социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.
Ценность устной речи определяется в числе прочего богатством и разнообразием ее интонации. Смысловое содержание высказывания во многом зависит не от лексического значения слов, а от его интонационного оформления. Вспомним, что говорил по этому поводу С. Волконский: «Слово имеет бесконечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая».
В настоящее время при широком распространении по телевидению и радио спонтанно звучащего слова значения литературного произношения и правильного интонирования в процессе речевой деятельности менее важно, нежели словарь и грамматика.
Звучащая речь является основной формой существования языка. «Мы слушаем говорящего сто раз прежде, нежели прочтем им написанное. Уже по оному этому умение говорить важнее всего прочего», - писал Ф.И. Буслаев.
Между тем, наблюдения за устной речью учащихся показывают, что ее звуковое оформление часто не отвечает элементарным требованиям литературной нормы. В устной речи школьников встречается неотчетливое произношение начала и конца слова, замена одних звуков другими, произношение слова с лишними, удвоенными звуками или их пропуском. Ученики допускают ошибки в постановке словесного и, особенно, логического ударения, они не умеют пользоваться интонацией как средством семантико-структурного разграничения предложений, передать интонационными средствами (общим тоном, темпом, громкостью и др.) смысловое и эмоциональное содержание высказывания.
Ведущая роль в овладении учащимися культурой устной и письменной речи принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Однако в своей работе учителя иногда больше внимания уделяют письменной речи и меньше устной (правильному произношению звуков, слов; выразительному чтению предложений, связного текста разных жанров и стилей), умению слышать речь. Такое обучение русскому языку недостаточно эффективно, потому что школьники не овладевают в необходимой мере всеми сторонами предмета, которые в той или иной степени взаимосвязаны. Особенно большое значение имеет единая система работы над устной и письменной речью при изучении синтаксиса и пунктуации. Учащиеся прочно усваивают эти важнейшие разделы курса русского языка, когда знакомство с материалом и его закрепление происходит на основе наблюдений над интонацией.
Е.А. Брызгунова справедливо определяет интонацию как «различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний».
В «Словаре - справочнике лингвистических терминов» интонация определяется как «ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски».
Составными элементами интонации являются:
Мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложения);
Ритм речи, то есть чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и речь стихотворную);
Интенсивность речи, то есть сила речи или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания (ср. речь в комнатной обстановке и на площади);
Темп речи, то есть скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой);
Тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (тембр «веселый», «мрачный», и др.);
Фразовое и логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.
Приступая к работе над интонацией при обучении устной речи, нелишним будет отграничить это понятие от понятия «голос», так как в сознании учащегося они, как правило, являются синонимами.
Интонация включает в себя конкретный, законченный набор звуковых элементов, таких как тембр, темп, интенсивность, мелодика, пауза и т. д. С помощью этих элементов интонация выполняет в звучащей речи определенные функции, важнейшие среди которых - грамматическая, эмоциональная и стилистическая.
Голос - понятие более широкое. Голос - это совокупность любых звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок. Основная функция голоса, в лингвистическом смысле, -производить звуки речи; с помощью голоса мы выражаем и интонацию.
Основное отличие интонации от голоса заключается в том, что интонация всегда передает какое-либо определенное значение, связанное или с выражением синтаксических отношений (интонация вопроса, законченности или незаконченности предложения, перечисления и т. д.), или с выражением эмоционально-экспрессивных оттенков (интонация радости, грусти, приказа, просьбы, удивления и т. д.). Посредством интонации реализуются коммуникативные качества речи, в первую очередь выразительность.
Голос не является лингвистическим понятием. Голосом можно подражать любым звукам, производимым различными животными, работающими инструментами, механизмами, например рычанию тигра, мяуканью кошки, звуку пилы, гудку автомобиля и т. д. Все вышеперечисленное нельзя отнести к интонации. Интонация появляется лишь в том случае, когда озвучивается какое-либо речевое высказывание, причем интонационное значение накладывается на лексическое, грамматическое значение и может варьировать смысл, не меняя состава слов в предложении. Кроме того, голос - явление сугубо индивидуальное. Каждый человек имеет собственный, уникальный голос, который характеризуется абсолютными показателями высоты диапазона, частоты основного тона, спектра и т. д. Интонация же всегда выражает конкретные, определенные значения, которые можно воспроизводить в речи сколько угодно раз. Например, в интонация просьбы высказываниях разных людей и в разные ситуациях все равно останется интонацией просьбы.

Цели данной работы:
1.Формирование у учащихся умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
2.Развитие речевого слуха учащихся как одного из принципов обучения пунктуации на уроках русского языка.












Работа над интонацией и логическим ударением на уроках русского языка в 5 классе.

Работая над интонационным оформлением фразы нельзя забывать о связи интонации с общей культурой речевого общения: «культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказываний». Например, обращение друг может быть произнесено с интонацией теплоты, расположения и с интонацией иронической, пренебрежительной. В последнем случае оно звучит недружелюбно. Привычные формулы спасибо и пожалуйста, произнесенные безразличным или недовольным тоном, утрачивают свою этикетную значимость. Таким образом, работа над интонацией фразы является составной частью этикетного речевого воспитания школьников.
Самой крупной языковой единицей обучения является текст с интонационным единством составляющих его фраз, а также общим тоном, темпом, громкостью произношения как средствами логической и эмоциональной выразительности. Темпом и громкостью произношения обеспечивается и такое качество речи, как уместность.
Работа над звуковой стороной связного текста осуществляется по двум основным направлениям:
Правильное звуковое оформление готового текста (так называемое «выразительное чтение»).
Интонационно-звуковое оформление самостоятельного устного высказывания.
Функциональный подход к изучению синтаксиса и пунктуации
В V, VI, VII, VIII, и IX классах задача обучения выразительному чтению в связи с изучением синтаксиса и пунктуации значительно расширяется. При усвоении всего программного курса синтаксиса учащиеся обязаны приобрести навык выразительного чтения каждой изучаемой синтаксической конструкции со строгим соблюдением присущей ей интонации.
При этом, уже начиная с V класса, такая система работы предполагает усиление функционального подхода к изучению синтаксиса и пунктуации: много внимания уделяется назначению (предназначенности) синтаксических и пунктуационных явлений, значению синтаксических единиц и средствам его выражения, соотносительности синтаксических конструкций и сфере преимущественного использования каждой из них, текстообразующей роли рассматриваемых синтаксических построений, целесообразному их выбору и уместности употребления в разных сферах речи.
Функциональный подход помогает понять каковы возможности синтаксических и пунктуационных средств достижения целей общения, обеспечить атмосферу взаимопонимания, способствует соблюдению норм этики и удовлетворению эстетических потребностей общения. Этот подход позволяет привычную формулу «знать, чтобы воспроизвести» или «знать и уметь» заменить формулой «знать, чтобы уметь», «понять, чтобы научиться пользоваться».
Умение правильно строить словосочетания и предложения очень важно, чтобы точно выражать свои мысли и чувства, а так же без труда понимать речь других людей. И, как уже говорилось выше, для правильного выражения мыслей необходимо научить учащихся пользоваться еще одним важным средством синтаксиса - интонацией.
Приведу в качестве примера некоторые виды упражнений, которые могут быть использованы на уроках русского языка в V классе при изучении темы: «Синтаксис и пунктуация» и, которые способствуют воспитанию интонационной культуры речи учащихся.
Упражнение 1. Перед вами текст, в котором не проставлены знаки препинания. Прочитайте его. Ответьте, что поможет прочитать текст, выбрав нужный вариант его понимания?
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно.
Работая над этим текстом данного упражнения, по-разному исполняя паузы, повышение и понижение голоса при чтении, ребята приходят к выводу, что выбрать нужный вариант понимания текста помогают знаки препинания, то есть пунктуация:
(Если ты учишься / с увлечением работаешь / охотно отдыхаешь / умело жизнь строишь и
Если ты учишься с увлечением / работаешь охотно / отдыхаешь умело / жизнь строишь правильно).
Таким образом, мы делаем вывод о значении пунктуации, о ее участии в том, чтобы знак был средством общения, чтобы читающему было легко понять и воспринять написанное (напечатанное).
Чтобы убедиться в том, как важно умело пользоваться правилами синтаксиса и пунктуации, обратимся еще к одному упражнению.
Упражнение 2. Представьте себе, что вы получили телеграмму:
Встречайте пятого выезжаю поездом 21 вагон 3 Маша.
Прочитайте ее и подумайте, сколько раз, возможно, встречать Машу? Почему?
Работа над задачей приводит к следующему выводу: чтобы текст телеграммы передавал нужную информацию, его нужно поправить либо синтаксически (изменив порядок слов), либо пунктуационно (при помощи знака препинания).
Итак, на примере данных упражнений, мы еще раз убеждаемся в том, что нарушение правил синтаксиса и пунктуации нередко мешает правильно выразить мысли в письменной речи и приводит к синтаксическим и пунктуационным ошибкам.
Здесь следует вновь сказать о необходимости развития у учащихся интонационной культуры, умения слушать (речевого слуха), а также о роли выразительного чтения при работе над синтаксисом и пунктуацией. Об этом в свое время писал известный лингвист В.И. Чернышев: «В правописании есть целая обширная часть, которая легко усвоится учениками, научившимися хорошо владеть живой речью. Это - часть, излагающая правила постановки знаков препинания. Правила эти гораздо более связаны с нормальным произношением фраз, чем с навыками глаза и руки Кто научился говорить человеческой речью с расстановками и выражением у того знак препинания сам просится встать на свое место при изложении живого слова на бумаге. В особенности это справедливо относительно простых и важнейших знаков препинания: точки, вопроса, восклицания, запятой. А кто настолько успел в выразительном чтении, что хорошо оттеняет голосом и предложения тому еще легче выделять их знаками на письме».

Для развития интонационных умений и навыков можно использовать на уроке и следующие упражнения и игры:
Произнесите предложения, выражая печаль, радость, гнев, страх: Коля опять позвонил; Я жду тебя уже целый час; Надя завтра уезжает; Здравствуйте, Николай Петрович.
Произнесите фразу: Ваня, сходи в магазин за хлебом, выражая приказ, совет, просьбу, настойчивое требование и т. п.
Произнесите скороговорку: Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь, выражая: а) сожаление, б) досаду, в) новость.
Работа в парах со скороговоркой Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Один ученик произносит первую часть этой скороговорки с подтекстом: «Представляешь, что случилось-то...», а второй отвечает с подтекстом: «Да, да, я знаю, но ты не поверишь...».
Другой вариант. Первый ученик произносит скороговорку, делая замечание: «Вообще-то...», второй ученик - равнодушно с подтекстом: «Ну и.что...».
5. Игра «Замок и ключики».
В центр выходит один из учеников - он «замок», который «откроется», то есть выполнит просьбу, команду, если она будет произнесена тем способом, который указан в билете. Если же подтекст просьбы, выраженный интонацией, не совпадает с требуемым, то «замок» отказывает автору просьбы, используя при этом тот самый подтекст, которым только что безуспешно пытался «открыть замок» автор просьбы.
Варианты подтекстов:
Нежность (протяжный тембр);
Военный приказ (повышенная громкость и четкость произнесения);
Презрение (высокомерный тон);
Срочность (убыстренный темп);
Задумчивость (замедленный темп, удлинение звуков);
Гнев (произнесение «сквозь зубы», повышенная громкость);
Деловая просьба (спокойный, размеренный темп, официальный тон, уважительная интонация);
Угроза (сильный акцент на словах, выражающих обращение и требование);
Торжественность (замедленный темп, размеренность речи, подчеркнутая важность каждого слова, громкость);
10) Обреченность (произнесение со вздохом, удлиненные паузы).
6. Игра «Социальные роли».
Один из учеников получает задание изобразить (произнести) просьбу, приказ, совет, объяснение в определенной социальной роли, остальные отгадывают, в какой. Примеры социальных ролей: начальник, продавец, милиционер, родитель, учитель, врач, деловой партнер, президент, телеведущий и т. п.
7. Игра «Телекомментатор».
Вы - ведущий информационной программы. С какой интонацией вы будете сообщать о забавных событиях, исключительно важных, трагических, необъяснимых и т. п.?
Варианты текстов:
Сегодня в Москве и Московской области +5... +7 градусов, временами кратковременный дождь.
В Нижегородской области возрождают народные художественные промыслы. Об этом сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области.
Что мы знаем об одиночестве? У каждого оно свое. Это правда, но ведь правда и то, что одинокие испытывают схожие
чувства: подавленность, уныние, горечь, обиду на жизнь, сложившуюся «не как у всех». Об открытии центра для одиноких в нашем следующем репортаже.
8. Игра «Экскурсовод».
Вы - экскурсовод. Произнесите свой текст с позиции восторженного энтузиаста, ученого-исследователя и т. д.
«Московский кремль - величайший памятник истории нашего государства, гениальное творение русской национальной архитектуры и искусства. В нем слились воедино героическое прошлое русского народа и его прекрасное настоящее. Каждая башня, каждое здание Кремля - свидетельство истории нашего государства...»
9. Игра «Хозяин горы».
Желающий тянет билет с «подтекстом» (см. игру «Замок и ключики»), выходит в центр и становится хозяином горы до тех пор, пока на любые вопросы, просьбы, приказы будет отвечать заданным подтекстом.
Остальные пытаются «столкнуть» его «с горы», то есть задать такой вопрос, на который «хозяин» заданным подтекстом ответить не сможет. Тот, кому удастся поставить «хозяина» в тупик, тянет новый билет и занимает место «хозяина».
Подобные упражнения расширяют диапазон варьирования звуковых средств в речи учащихся, делают речь интонационно более насыщенной и выразительной, что облегчает ее понимание слушателями. Кроме того, сохранив в памяти те или иные интонационные модели, отработанные в различных речевых ситуациях, ученики смогут легче подбирать слова, выражающие желаемый смысл. Это обусловлено тем, что в процессе создания устной речи в сознании говорящего возникает сначала общий интонационный настрой, тональность всего высказывания, определяемая компонентами речевой ситуации, а потом уже отбираются и остальные языковые средства.

Заключение
На основании изучения языковедческих сведений по данной деятельности можно сделать следующие выводы:
1. Наблюдения над интонацией, обучение навыкам выразительного чтения необходимы, так как в процессе письма пишущий прислушивается к интонации внешней и внутренней речи и улавливает строй и смысл предложения и с помощью знаков препинания правильно записывает его.
2. Опора на звуковую устную речь, наблюдения над интонацией способствуют правильному осмыслению пунктуационных правил.
3.Связь между устной и письменной речью, постоянная опора на выразительную устную речь в процессе обучения учащихся пунктуационной грамотности также способствует выработке навыков культуры и устной и письменной речи.
4.Формирование навыков выразительного чтения вырабатывает умение осмысленно читать, понимать содержание предложений, текстов, а также умению голосом, интонацией передать свое понимание прочитанного. 5.Обучение выразительному чтению на уроках русского языка в связи с изучением синтаксиса и пунктуации является хорошей подготовкой, базой для эффективной работы на уроках литературы.








Список литературы.


Андроников И. Я хочу рассказать вам. - М., 1971.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980.
Русская грамматика. М., 1980, т. I.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. М., 1985.
Чернышев В.И. Избранные труды в 2-х т. М., 1970, т. 2
Валгина Н. С. «Трудные вопросы пунктуации».».
М., Просвещение 1983 год. М., Просвещение 1983 год.
Галимова В. Н. «Работа над интонацией при изучении предложений с обособленными членами».Р.Я.Ш. № 1 198
Ломизов А. Ф. «Трудные вопросы методики пунктуации»»М., Просвещение 1975 год. М., Просвещение 1975 год.
Ломизов А. Ф. «Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации». М., Просвещение1986 год. 5. Ломнктуасвещение1986
Львова С. И. «Работа над интонацией как средством выражения смысла». Р.Я.Ш. № 4 1989 г. выражения смысла». Р.Я.Ш. № 4 1989
Найденов Б. И. и другие. «Выразительное чтение». М., Просвещение 1972 год. М., Просвещение 1972 год.
Никольская С. Т. и другие «Выразительное чтение»М., Просвещение 1990 год. М., Просвещение 1990 год.
Никеров А. И. «Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся». М., Просвещение 1985 г.
Страневич М. И. «Работа над выразительным чтением при изучении русского языка». М.,Просвещение 1964 г.964 год.






Заголовок 115