«Игровой занимательный материал как средство речевого развития».


«Игровой занимательный материал как средство речевого развития».
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей.
Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды.
Для того чтобы детям было проще справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о совершенном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Благодаря речи люди получают широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения.
Речь помогает и в познании окружающего мира. В работах К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой раскрыто влияние наглядного материала на развитие речи детей. Детям в силу их физиологических особенностей, трудно целенаправленно заниматься. Но при использовании наглядности (картин, игрушек), при чтении или рассказывании литературных произведений у детей легко и радостно развиваются все стороны речевого развития. Но в то же самое время, словарь детей даже при чтении сказок беден по содержанию, преобладают существительные, недостаточно прилагательных, образных выражений. Рассказы детей однотипны, часто повторяются рассказы воспитателя или других детей, встречаются грамматические ошибки. Недостаточен уровень самостоятельности.
Особого внимания заслуживают задачи развития словаря, так как слово является основной лексической единицей языка и обозначает сам объект, его части, признаки, действия, состояния. Взрослые смотрят на малыша, и при этом они задают вопрос: «А он уже говорит?» Первые слова – это такая же знаменательная веха, как и первая улыбка, и первые неуклюжие шаги ребёнка. Именно поэтому развитие словаря гораздо правильнее рассматривать в рамках более широкого общения, с позиций, как обучения детей, так и степени, до которой взрослые помогают им в обучении .
Для развития словаря используется ряд методов и приемов работы. Очень часто при обсуждении методов развития речи основное внимание концентрируется почти исключительно на традиционных методах: наблюдении, рассматривании предметов и картин, дидактических играх, чтении (рассказывании) художественной литературы. Первостепенное значение в младшем дошкольном возрасте имеют наглядные методы и приемы обучения, что связано с преобладанием у малышей наглядно-образного и наглядно-действенного типов мышления. Но при этом недостаточно акцентируется внимание на роль влияния занимательного материала именно в решении одной из частных задач речевого развития - на формирование словаря малышей. Для успешной реализации программы в соответствии с ФГОС педагогу необходимо создать условия для самовыражения детей средствами искусства.
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления про-
исходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи
культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства,
педагог должен:
• планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои
произведения;
• создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий твор-
ческими видами деятельности;
• оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для за-
нятий техническими навыками;
• предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были сте-
реотипными, отражали их замысел;
• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе
необходимых для этого средств;
• организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на кото-
рых дошкольники могут представить свои произведения для детей раз-
ных групп и родителей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна
обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.В системе обучения в соответствии с ФГОС в ДОУ используется образовательная область – речевое развитие.
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения
и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Основные цели и задачи развития речи:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия
с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра -это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.