Рабочая программа по литературному и художественному краеведению


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Советское Долинского района Сахалинской области

Рабочая учебная программа
по краеведению в 5-9 классах
на уровне основного общего образования
со сроком реализации: 3 учебных года.
Составлена на основе Примерной программы
Основного общего образования по краеведению.
Департамент образования Сахалинской области.
СОИПиПК. Г.Южно-Сахалинск. 2006 г.
Учителем литературы Валитовой Е.В.
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
2014 г
Пояснительная записка
Изучение краеведения на ступени основного общего образования направлено на формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаями российского этноса. Этнопедагогическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе.
Раздел «Художественная культура» в интегрированной программе. Данный раздел входит составной частью в интегрированный компонент «Краеведение». Объем учебного времени, выделяемый на данный раздел в рамах основного общего образования (5-9 классы)-35 часов (по 7 часов в 5,6,7,8,9 классах).
Раздел программы по художественной культуре формирует опыт художественно-творческой деятельности учащихся по вопросам краеведения. Художественное краеведение призвано развивать толерантное отношение к миру, осознание учащимися своего национального и культурного окружения, освоение мира художественно-эстетических ценностей и духовно-материальной культуры родного края. Учебная программа включает материал о культурных традициях и обычаях народов, населяющих регион, а именно: коренных малочисленных народов Сахалинской области, русских, корейцев, японцев и др.
Содержание регионального компонента органично входит в программы предметов ИЗО, музыка, МХК и направлено на реализацию целей, заложенных в программах Государственного образовательного стандарта. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, используются как традиционно урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся.
Раздел «Литературное краеведение» в интегрированной программе. Данный раздел входит составной частью в интегрированный компонент «Краеведение». Объем учебного времени, выделяемый на данный раздел в рамах основного общего образования (5-9 классы)-35 часов (по 7 часов в 5,6,7,8,9 классах ).
Цель-формирование представления о дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, развитие нравственно-ценностных ориентиров личности школьника, чувства малой родины.
При реализации НРК в 5-9 классах решаются следующие задачи:
-приобщение к чтению и изучению значимых для духовного и нравственного развития и соответствующих возрастной эволюции школьников произведений авторов Дальнего Востока и стран АТР;
-совершенствование общекультурной, ценностно-мировоззренческой компетентности учащихся, расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и иноэтнической литературы;
-углубление и расширение знаний о литературе и формирование специальных умений, предусмотренных ФГОС, и прежде всего, совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа. Определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в различных источниках;
-воспитание культуры этноотношений, чувства малой родины, патриотизма.
Содержание программы обусловлено уникальной этнокультурной и кросскультурной ситуацией, сложившейся в регионе. Включенные в программу произведения представляются значимыми для духовного и нравственного развития школьников, воспитания толерантного сознания, патриотически направленной личности школьника.
Учитывая вышеизложенное, основная цель дисциплины основывается на формировании у учащихся культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Сахалинской области и стран АТР.Задачи обучения состоят:
-в необходимости усвоения знаний о художественной культуре родного края, как способе эмоционально-творческого освоения мира;
-способствовать развитию творческих способностей учащихся, образного и ассоциативнрго мышления;
-формировать умения и навыки художественной деятельности.
Содержание данных разделов позволит расширить знание и понимание мира духовно-нравственных ценностей народов прошлого и другой ментальности.
Отличительных особенностей у данной программы по сравнению с примерной программой нет.
Основные методы организации изучения разделов: словесные, наглядные.
Формы организации изучения разделов: практическая, творческая, самостоятельная работа: индивидуальная, групповая, парная, коллективная, опыт художественно-творческой деятельности. Формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, письменные и творческие работы.
Тематический план
№ п/пТема раздела Количество часов на изучение
Краеведение. Художественная культура.
5 класс. 7 часов.
1. Этносы Сахалина и Курил. Материальная и духовная культура аборигенов Сахалина и Курил. 2
2. Искусство древней Японии периодов Дземон, Яей и Кофун. 1
3. Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи. 1
4. Мифы, легенды, предания. 2
5. Опыт художественно-творческой деятельности. 1
7 класс. 7 часов.
1. Применение национального (русского, корейского, японского, нивхского) орнамента в быту. 3
2. Быт и обрядовая культура народов региона и стран АТР. 1
3. Танцевальное искусство народов Кореи. 1
4. Художественно-творческая деятельность. 2
8 класс. 7 часов.
1. Культура и религия. 2
2. Этнографические исследования Сахалина и Курил. 3
3. Художественно – творческая деятельность. 2
Тематический план
№ п/пТема раздела Количество часов на изучение
Литературное краеведение.
5 класс. 7 часов.
1. Фольклор. Сказки коренных малочисленных народов Севера, стран АТР. 7
6 класс. 7 часов.
1. Человек и природа в произведениях сахалинских авторов 5
2. Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умение жить в гармонии с ней в творчестве сахалинских поэтов 2
7 класс. 7 часов.
1. Национальный характер в зеркале эпоса и лирики 4
2. Становление личности подростка и выбор жизненного пути в творчестве сахалинских прозаиков 3
8 класс. 7 часов.
1. Человек в кругу семьи в произведениях современных авторов 5
2. Романтика моря в поэзии сахалинских авторов. 2
9 класс. 7 часов.
1. Вечные вопросы человеческого бытия в произведениях сахалинских авторов 4
2. Человек и война в произведениях сахалинских поэтов 1
3. Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов 2

Художественное краеведение. Основное содержание .5 класс (7 часов).
Этносы Сахалина и Курил. Материальная и духовная культура аборигенов Сахалина и Курил.
Социокультурное становление коренных народов Сахалина и Курил.
Религиозные верования: анимизм, тотемизм, магия, шаманизм. Древняя культура. Виды орнамента у древних народов Сахалина и Курил, в период позднего палеолита и неолига.
Искусство древней Японии периодов Дземон, Яей и Кофун .Гончарство эпохи Дземон, как явление искусства. Отражение природных стихий и космогонических воззрений. Оформление земледельческих культов в статуэтках идолов Догу периода Яей.
Ханива -древняя погребальная керамика периода Кофун. Разнообразие сюжетов и отражение пластического мышления.
Синтоизм - как элемент национальной культуры японцев и основа формирования эстетических представлений японского народа.
Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи .Настенные росписи гробниц, анимистические представления в линейном рисунке, гребенчатый орнамент, как отражение космогонических представлений древних корейцев.
Бытовая и обрядовая утварь, появление натуралистических изображений, развитие ювелирного мастерства искусства Кореи.
Мифы, легенды, предания .Мифологические представления жителей древней Японии и Кореи. Однотипность мифологических первообразов в корейском мифе о Тангун и в произведении В. Санги «Человек Ых-мифа». Космогонические представления древних японцев, японский пантеон богов. Отражение религиозно-мифологических представлений в духовной культуре народов Сахалина и Курил.
Опыт художественно - творческой деятельности .Зарисовка керамических изделий, орнаментальных рисунков, театрализация легенд.
7 класс (7 часов).
Применение национального (русского, корейского, японского, нивхского орнамента в быту.Орнаментальная вышивка русского сарафана и сапожек. Красота русского национального костюма. Отражение в стиле кимоно и в стиле ханбок национальных особенностей Японии и Кореи.
Национальная одежда аборигенов Сахалина и Курил; зооморфные мотивы орнамента: халата, каймы халата, пояса, головного убора, рукавиц. Дополнительные и контрастные цвета определяющие стиль орнамента.
Быт и обрядовая культура народов региона и стран АТР. Быт и обрядовые праздники аборигенов Сахалина и Курил в произведениях художника и писателя Семена Надеина. Техника силуэта с элементами аппликации - отражение в сказках и рассказах фактических сведений о жизни эвенков. Обрядовая культура моего народа. Корейская обрядовая культура.
Танцевальное искусство народов Кореи.
Три вида ритуального танца - шаманский, буддийский, конфуцианский. Разнообразие танцевальных композиций и приемов в сочетании с необыкновенно-красивыми костюмами. Отражение поэтичности и неповторимости мгновений жизни.
Художественно- творческая деятельность. Составление узоров национальных орнаментов для оформления одежды. Эскизы и макеты одежды, национальный праздничный костюм. Освоение техники вырезывания и наклеивание. Древние образы в современных народных игрушках.
8 класс (7 часов).
Культура и религия. Просветительская работа русской Православной церкви. Подвижническая деятельность отца Симеона (Семен Никанорович Казанский). Появление первых православныхрамов, мечетей, молитвенных домов. Панорама культурной жизни острова.
Интерес русской интеллигенции к острову. Посещение острова А. П. Чеховым в 1890 году. Книга АП.Чехова «Остров Сахалин». Открытие в 1896 г. музея в посту Александровском. «Дневники» святого Николая Японского (ДИ. Касаткин).Этнографические исследования Сахалина и Курил.
Л.И. Шренк, И. С. Поляков, Б.О. Пилсудский, Л.Я. Штернберг и др. Их вклад в освещение жизни аборигенов острова.
Художественно-творческая деятельность.
Конференция по теме «Становление культуры родного края» (по письмам, дневникам, книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»). Изготовление моделей первых храмов, фотоальбома.
Литературное краеведение. Основное содержание
5 класс (7 часов)
Фольклор. Сказки коренных малочисленных народов Севера, стран АТР.
Сказки коренных малочисленных народов Севера . Нивхские сказки о животных в обработке В.Санги и Ч.Таксами: «Бурундук, кедровка и медведь», «Тюлень и камбала», «Глухарь и дикие лебеди», «Отчего камбала плоской стала» (и другие по выбору учителя)
Японские сказки о животных. «Барсук-любитель стихов» (в пер. В. Марковой), «Печень живой обезьяны», «Две лягушки» (в переводе Н.Фельдман); волшебные сказки: «Чудесный кувшинчик», «Огневой Таро» (в переводе В.Марковой); социально-бытовая сказка «Настоятель и служка», сказка-шутка «Ураган и бочки» и другие (в переводе Н.Фельдман).
Корейские сказки о животных. «Благородные сороки», «Мудрые птицы» (в переводе И.Ли); волшебные сказки: «Дровосек и фея», «Цветок бальзамина» (в переводе В.Ивановой); социально-бытовая сказка «Дружные братья» (в переводе И.Ли.) Своеобразие тематики, структурно-композиционные особенности (разветвленность сюжета, обилие диалогов, ритмизированные вставки и другие).
Выражение в фольклоре национальных черт характера . Ценностно-мировоззренческие универсалии, выявляемые в ходе сопоставительного анализа русских и иноэтнических произведений.
6 класс (7 часов)
Человек и природа в произведениях сахалинских авторов.
В. Санги. Рассказ «У истока». Трагическое звучание темы взаимоотношений человека и природы. Герой-хранитель народных традиций, размышление автора о тайнах мироздания. Пейзаж как средство воздействия на читателя.
О.Кузнецов . Рассказ «Быль о седом калане». Сюжет рассказа; мотив тревоги из-за вмешательства человека в жизнь природы. Характер героя:тне-равнодушный, открытый. Герой, умеющий сострадать.\Петька и Лохматик: спасение калана и дружба с ним. Нравственный урок рассказа.
Литературное краеведение. Основное содержание
5 класс (7 часов)
Фольклор. Сказки коренных малочисленных народов Севера, стран АТР.
Сказки коренных малочисленных народов Севера . Нивхские сказки о животных в обработке В.Санги и Ч.Таксами: «Бурундук, кедровка и медведь», «Тюлень и камбала», «Глухарь и дикие лебеди», «Отчего камбала плоской стала» (и другие по выбору учителя)
Японские сказки о животных. «Барсук-любитель стихов» (в пер. В. Марковой), «Печень живой обезьяны», «Две лягушки» (в переводе Н.Фельдман); волшебные сказки: «Чудесный кувшинчик», «Огневой Таро» (в переводе В.Марковой); социально-бытовая сказка «Настоятель и служка», сказка-шутка «Ураган и бочки» и другие (в переводе Н.Фельдман).
Корейские сказки о животных. «Благородные сороки», «Мудрые птицы» (в переводе И.Ли); волшебные сказки: «Дровосек и фея», «Цветок бальзамина» (в переводе В.Ивановой); социально-бытовая сказка «Дружные братья» (в переводе И.Ли.) Своеобразие тематики, структурно-композиционные особенности (разветвленность сюжета, обилие диалогов, ритмизированные вставки и другие).
Выражение в фольклоре национальных черт характера . Ценностно-мировоззренческие универсалии, выявляемые в ходе сопоставительного анализа русских и иноэтнических произведений.
6 класс (7 часов)
Человек и природа в произведениях сахалинских авторов.
В. Санги. Рассказ «У истока». Трагическое звучание темы взаимоотношений человека и природы. Герой-хранитель народных традиций, размышление автора о тайнах мироздания. Пейзаж как средство воздействия на читателя.
О.Кузнецов . Рассказ «Быль о седом калане». Сюжет рассказа; мотив тревоги из-за вмешательства человека в жизнь природы. Характер героя:тне-равнодушный, открытый. Герой, умеющий сострадать.\Петька и Лохматик: спасение калана и дружба с ним. Нравственный урок рассказа.
А.Ткаченко. Повесть «Праздник большой рыбы». Дружба русского и эвенкского мальчиков, становление характера подростков. Поэтичность изображенного мира народной жизни эвенков. Детализация изображения быта. Глубокий нравственный смысл повести, романтическая вера в возможность идеальных человеческих отношений
А.Василевский . «Небесный огонь». Жанр историко-приключенческой повести. Становление характера землепроходцев. Динамический сюжет. Патриотическая направленность произведения.
Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умение жить в гармонии с ней в творчестве сахалинских поэтов. И.Белоусов, Н.Тарасов, Е. Лебков, В.Богданов, А.Мандрик, А.Орлов.
7 класс (7 часов)

Национальный характер в зеркале эпоса и лирики.
В.Санги . «Человек Ых - мифа». Отражение культуры и быта нивхского народа. Мифологизм сознания героев; сочетание эпического и лирического начал.
Из древнеяпонской и корейской лирики . Обзорное знакомство с творчеством средневековых японских поэтов. Жанры хокку, хайку. Постижение особенностей национального характера, культурных традиций через восприятие лирики. Древняя корейская лирика. Символическая образность в дальневосточной поэтической традиции (однотипность образов-символов в корейской, китайской, японской поэзии).
Дальневосточная поэтическая традиция в творчестве Романа Хе. (Стихи по выбору учителя).
Становление личности подростка и выбор жизненного пути в творчестве сахалинских прозаиков.
О.Кузнецов . «Эскадра адмирала Веньки». Сюжет приключенческой повести о ребятах из приморского поселка. Система образов. Герой и антигерой; борьба за лидерство. Тема становления личности, взаимоотношений в подростковой среде. Поэтизация природы островного края.
А.Ткаченко. «Озеро беглой воды». Система образов повести. Проверка характеров на прочность. Психологизм «детской робинзонады».
8 класс (7 часов)
Человек в кругу семьи в произведениях современных авторов . А.Тоболяк. Повесть «Двое в доме». Вечная тема взаимоотношений отцов и детей. Драма семьи через восприятие подростка. Сложный процесс взросления героя. Психологизм повести.
О.Кузнецов. Рассказ «Это все личное». Память как нравственная категория в произведениях О.Кузнецова. Композиция сюжета и персонажей. Образ героя-повествователя (персонифицированный повествователь). Тема становления характера подростка в рассказе.
Романтика моря в поэзии сахалинских авторов. И.Белоусов, М.Финнов, Ю.Николаев (стихи по выбору учителя и учащихся). Лирический герой-моряк, труженик, романтик (развитие понятия). Проблемы межличностных отношений в экстремальных условиях оторванности от родного берега.
9 класс (7 часов)
Вечные вопросы человеческого бытия в произведениях сахалинских авторов.
В. Санги «Изгин». Этнокультурные традиции и обычаи северных народов в повести. Радость слияния человеческой души с миром природы. Антропоморфизм в повести. Тема ответственности за все, что происходит в мире. Изгин - хранитель народной мудрости
А. Тоболяк . «История одной любви». Многоаспектность проблематики. Психологическая деталь как средство раскрытия характера героя. умение жить в гармонии с ней в творчестве сахалинских полов (хч.; п.г>е-лоусов, Н.Тарасов, Е. Лебков, В.Богданов, А.Мандрик, А.Орлов.
Человек и война в произведениях сахалинских поэтов . Мотивы военного детства в лирике ИБелоусова, Е. Лебкова, БРепина. И.Бе-лоусов «А этот горький день...», Е.Лебков «Обелиски», Б.Репин «А о войне еще напишут», «Солдатский наказ», «Возвращение» и другие стихи по выбору учителя и учащихся.
Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов. КГапоненко, О.Кузнецов, Н.Максимов, И.Белоусов, М.Финнов и др. (по выбору учителя).
Мотивы военного детства в лирике ИБелоусова, Е. Лебкова, БРепина. И.Бе-лоусов «А этот горький день...», Е.Лебков «Обелиски», Б.Репин «А о войне еще напишут», «Солдатский наказ», «Возвращение» и другие стихи по выбору учителя и учащихся.
Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов. КГапоненко, О.Кузнецов, Н.Максимов, И.Белоусов, М.Финнов и др. (по выбору учителя).
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения краеведения ученик должен:
Знать/Понимать:
-этнический состав населения Сахалинской области;
-характерные черты образа жизни и культуры коренных малочисленных народов;
-имена известных деятелей культуры, внесших вклад в открытие и освоение региона;
-фольклор коренных народов Дальнего Востока, Сахалина;
- основные тенденции культурного развития региона.
Уметь:
-обобщать факты, прослеживать динамику социокультурных процессов в регионе;
-определять особенности дальневосточного фольклора и литературы, традиционной культуры коренных народов;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, сознательно не принимать антиобщественное поведение сограждан;
- ориентироваться в актуальных культурных событиях и процессах региона;
- активно и позитивно взаимодействовать с представителями различных этносов и культур.
Все это будет способствовать проявлению устойчивого познавательного интереса, уважения и бережного отношения к поликультурному наследию своего региона, способствовать повышению интереса к другим национальным культурам.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Рекомендации по оцениванию ответов на содержательном уровне составлены с учетом того, что учащийся обязан продемонстрировать высокую степень ориентации в изученном материале по следующим позициям:
Понимание вопросов и соответствие содержания ответов поставленным проблемам;
Привлечение необходимого иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений для ответа на вопросы, точность в передаче фактического материала;
Аргументированность суждений, убедительность доказательств и обоснованность выводов;
Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать культурные явления ;Использовать необходимые искусствоведческие термины и понятия;
Композиционная стройность ответа;
Ясность и точность изложения, речевая грамотность.
Отметка «5» ставится, если учащийся отвечает на вопрос и его ответ
соответствует обозначенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик проявляет понимание проблемы, но
его ответ не полностью соответствует приведенным выше требованиям.
Отметка «3» ставится, если ученик при ответе на вопрос лишь обозначит
основные позиции, но его ответ не будет соответствовать данным требованиям
Используемая литература
-Василевский А. Аэнский этнос и памятники его культуры на Сахалине и Курильских островах. Владивосток. Дальнаука. 2005.
-Высокое М.С. История Сахалина и Курил в самом кратком изложении. Южнл-Сахалинск: Сахалинский центр новейшей истории. 1994.
-Краеведение. Мировая художественная культура. 5,6,7,8,9 классы. Южно-Сахалинск. 2008-11 г.
-Литературное краеведение. 5,6,7,8,9 классы. Южно-Сахалинск. 2008-11 г.
-Методические рекомендации по краеведению. Южно-Сахалинск. 2008-11 г.
-Примерная программа основного общего образования по краеведению. Южно-Сахалинск. 2006.
-Электронные учебники по краеведению. Южно-Сахалинск. 2011.
-Интернет-ресурсы
Поурочное планирование. Краеведение. Художественная культура.
5 класс
№ п/пТема урока Кол-во часов Дата проведения Примечание
Этносы Сахалина и Курил. Материальная и духовная культура аборигенов Сахалина и Курил. 2 1. Понятие материальной и духовной культуры. 1 2. Древняя культура аборигенов Сахалина и Курил. 1 Искусство древней Японии периодов Дземон, Яей и Кофун. 1 3. Гончарство эпохи Дземон. Керамика периода Кофун. Синтоизм. 1 Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи. 1 4. Настенные росписи гробниц. Бытовая и обрядовая утварь. 1 Мифы, легенды, предания. 2 5. Мифологические представления жителей древней Японии и Кореи. 1 6. Отражение религиозно-мифологических представлений в духовной культуре народов Сахалина и Курил. 1 Опыт художественно-творческой деятельности. 1 7. Зарисовка керамических изделий, орнаментальных рисунков. 1 7 класс
Применение национального (русского, корейского, японского, нивхского) орнамента в быту. 3 1. Красота русского национального костюма. 1 2. Отражение в стиле кимоно и в стиле ханбок национальных особенностей Японии и Кореи. 1 3. Национальная одежда аборигенов Сахалина и Курил. 1 Быт и обрядовая культура народов региона и стран АТР. 1 4. Быт и обрядовая культура народов региона и стран АТР. 1 Танцевальное искусство народов Кореи. 1 5. Три вида ритуального танца - шаманский, буддийский, конфуцианский. 1 Художественно-творческая деятельность. 2 6,7. Изготовление эскизов и макетов одежды национального костюма 2 8 классКультура и религия. 2 1. Культура и религия. Просветительская работа русской православной церкви. 1 2. Интерес русской интеллигенции к острову. Святой Николай Японский. 1 Этнографические исследования Сахалина и Курил. 3 3. Этнографические исследования Сахалина и Курил. 1 4,
5. Л.И.Шренк,И.С.Поляков, Б.О.Пилсудский, Л.Я.Штенрберг. Их вклад в освещение жизни аборигенов острова. 2 Художественно – творческая деятельность. 2 6. Подготовка к конференция по теме «Становление культуры родного края» 1 7. Конференция по теме «Становление культуры родного края» (по письмам, дневникам, книге А.П.Чехова «Остров Сахалин»1 Поурочное планирование. Литературное краеведение.
5 класс
№п/пТема урока Кол-во часов Дата проведения Примечание
Фольклор. Сказки коренных малочисленных народов Севера, стран АТР. 7 1. Сказки коренных малочисленных народов Севера, стран АТР. 1 2. Нивхские сказки оживотных в обработке В.Санги и Ч.Таксами 1 3. Японские сказки о животных. 1 4. Волшебные сказки. Социально – бытовые сказки и др. 1 5. Корейские сказки о животных.. Волшебные сказки. 1 6. Своеобразие тематики, структурно-композиционные особенности. 1 7. Выражение в фольклоре национальных черт характера. 1 6 класс
Человек и природа в произведениях сахалинских авторов 5 1. В.Санги. Рассказ «У истока». Трагическое звучание взаимоотношений человека и природы. 1 2. О.Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане». Мотив тревоги. Характер героя. 1 3. Петька и Лохматик: спасение колана и дружба с ним. Нравственный урок рассказа. 1 4. А.Ткаченко. Повесть «Праздник большой рыбы». Дружба русского и эвенкского мальчиков. 1 5. .А.Василевский. «Небесный огонь». Становление характера землепроходцев.
Патриотическая направленность произведения. 1 Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умение жить в гармонии с ней в творчестве сахалинских поэтов 2 6. Воспитание экологического сознания в творчестве И.Белоусова, Н.Тарасова, Е.Лебкова1 7. Воспитание бережного отношения к природе в творчестве В.Богданова, А.Мандрик, А.Орлова 1 7 класс
Национальный характер в зеркале эпоса и лирики 4 1. В.Санги. «Человек Ых-мифа». Отражение культуры и быта нивхского народа. 1 2. Обзорное знакомство с творчеством средневековых японских поэтов. Постижение национального характера. 1 3. Древняя корейская лирика. Символическая образность в дальневосточной поэтической традиции. 1 4. Дальневосточная поэтическая традиция в творчестве Романа Хе. 1 Становление личности подростка и выбор жизненного пути в творчестве сахалинских прозаиков 3 5. Становление личности подростка и выбор жизненного пути. О.Кузнецов «Эскадры» 1 6. А.Ткаченко. «Озеро беглой воды». Система образов повести. 1 7. Проверка характеров на прочность. Психологизм детей «робинзонады» 1 8 класс
Человек в кругу семьи в произведениях современных авторов 5 1. A.Тоболяк. Повесть «Папа уехал». Вечная тема взаимоотношенийотцов и детей. 1 2. Драма семьи через восприятие подростка 1 3. Сложный процесс взросления героя. Психологизм повести. 4. О.Кузнецов. Рассказ «Это все личное».Память как нравственная категория 1 5. Композиция сюжета и персонажей. Образ героя – повествователя. 1 Романтика моря в поэзии сахалинских авторов. 2 6. Романтика моря в поэзии сахалинских авторов. И.Белоусов, М.Финнов. 1 7. Лирический герой-моряк. Труженик-романтик 1 9 класс
Вечные вопросы человеческого бытия в произведениях сахалинских авторов 4 1. В.Санги «Изгин». Этнокультурные традиции и обычаи северных народов в повести. 1 2. Тема ответственности за все, что происходит в мире. Изгин – хранитель народной мудрости. 1 3. А.Тоболяк. «История одной любви». Многоаспектность проблематики. 1 4. А.Тоболяк. «История одной любви».
Психологическая деталь как средство раскрытия характера гнроя. 1 Человек и война в произведениях сахалинских поэтов 1 5. Мотивы военного детства в лирике И.Белоусова, Е.Лебкова, Б.Репина. 1 Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов 2 6. Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве К.Гапоненко, О.Кузнецова. 1 7. Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве Н.Максимова, И.Белоусова, М.Финнова. 1