Тема: «Различные формы работы воспитателя по ознакомлению детей с коми – пермяцкой культурой».

МАОУ «Кувинская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»








Доклад
Тема: «Различные формы работы воспитателя по ознакомлению детей с коми – пермяцкой культурой».














Выполнил: Вавилина В. В.



2016г.
В настоящее время остро стоит проблема по возрождению коми – пермяцкой культуры. Необходимо воспитывать подрастающее поколение на традициях своего народа. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа. Песенный и танцевальный, образцы прикладного искусства оказывают развивающее воздействие. В любых фольклорных произведениях высвечивается природа, образ жизни, душа народа. И именно это способствует раннему приобщению ребенка к национальной культуре, к познанию окружающего мира.
Приобщение детей к национальной культуре следует начинать с раннего детства. Работая в школе, мы знакомим детей с прикладным искусством коми-пермяцкого народа, с элементами национальной культуры. Чаще это происходит через такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, ручной труд, экскурсии в музей. Вместе с детьми создаем новые узоры с элементами коми-пермяцкого орнамента, украшаем силуэты старинной национальной одежды, переносим коми-пермяцкие узоры на силуэты современной одежды. Ведем беседы о коми-пермяцком автономном округе, его природе, о людях труда, об истории и культуре родного края.
Через средства музыкального воспитания дети приобщаются к коми-пермяцкой национальной культуре. Слушают коми-пермяцкие авторские и народные произведения, разучивают и поют песни, частушки на коми-пермяцком языке и в переводах, водят хороводы, танцуют, играют. В связи с этим педагоги столкнулись с некоторыми трудностями.
Во-первых, это незначительное количество музыкальных произведений для детей школьного возраста, и особенно нет текстов коротких, понятных по содержанию.
Во-вторых, нет сюжетных песен, песен с кратким содержанием, веселого задорного характера, дети их легче запоминают, им понятно содержание. Нет песен, воспитывающих патриотические чувства для школьников на русском языке, об округе, как на коми-пермяцком, так и на русском.
В-третьих, детские сады в округе посещают тысячи детей, и лишь малая часть говорят на коми-пермяцком языке, остальные общаются на русском языке. Поэтому очень нужны переводы. Дети быстрее, лучше разучивают песни коми-пермяцких авторов на русском языке.
Наряду с обогащением знаний о родном крае и приобщением к музыкальному творчеству, ведут работу по знакомству детей с произведениями художественной литературы, как народной, так и авторской. Школьникам нужна книга, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ними, а иногда и поплакать над его судьбой.
В работе с книгой перед воспитателем стоят сложные задачи по подбору конкретных художественных текстов. Необходимо, чтобы тексты были восприняты детьми, чтобы дети увидели в художественном произведении источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова.
Необходимо также подбирать тексты, которые бы служили смысловым фоном и стимулом для продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности детей, стихи, которые хотелось бы выучить наизусть, небольшие рассказы и сказки для пересказывания. Интересны детям веселые, задорные стихи, считалки, песенки.
Очень много мы ведем разговоров о нашей малой родине при наблюдениях за природой, в беседах об округе, городе, а тексты используем совсем далеких от нашего края авторов. Конечно, нельзя исключать классиков русской и советской литературы, но, тем не менее, следует больше использовать наш домашний материал – он ближе детям. Они посмотрели вокруг себя и увидели то, о чем прочитали, сходили с родителями в лес и почувствовали ту особую атмосферу рассказа, съездили в деревню к бабушке и окунулись в прошлое коми-пермяцкого края, удивились вместе с писателями и поэтами.
А картины наших художников? Вот еще одна из проблем: нет познавательной литературы. Хотелось бы иметь произведения познавательного характера о природе, быте коми-пермяков.
Необходимо, чтобы для детей издавалось больше книг с коми-пермяцкими и русскими текстами, яркими выразительными иллюстрациями, чтобы такие книги читали детям на коми-пермяцком и на русском языке не только воспитатели но и родители в домашней уютной обстановке.
Сохранение национальной культуры для будущего поколения – дело большой важности, потому что, как справедливо писал В.А. Чивилихин, «нет на земле великих или малых народов, есть многочисленные и малочисленные, они стали такими или этакими в силу различных, не зависящих от них обстоятельств и каждый из них несет в будущее земли людей драгоценные шифры тысячелетий – язык, обычаи, навыки своих предков, неповторимый психический склад».


Литература
1. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста /Ф.А. Сохин. – М., 1976. 2. Токмакова И.П. Детская литература – первооснова воспитания /И.П. Токмакова //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 6. 3. Николаева С. Мордовия: о развитии национальной культуры /С. Николаева, Л. Павлова //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 11. 4. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста /Н. Короткова //Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8,9.







15