Презентация Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе


Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Цель данной технологии - Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) «Скажи мне – я забуду,покажи мне – я запомню,вовлеки меня – я пойму». Актуальностью технологии является:проводить уроки в оптимальном режиме;высокий уровень работоспособности обучающихся;усвоение знаний в процессе постоянного поиска. Если сравнить…ВЫЗОВСтавится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать»уже имеющиеся знания либо создать ассоциацию по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.ОСМЫСЛЕНИЕНа этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.РЕФЛЕКСИЯНа этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Что принципиально нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. ВызовПриемы:Верные, неверные высказыванияКлючевые словаПерепутанные логические цепочкиКластерТаблица ЗХУКорзина идейДерево предсказаний«Ромашка Блума»Игра «Верите ли вы,что…» ОсмыслениеКластерИнсертБортовой журналФишбоун«Шесть шляп»Сюжетная таблица РефлексияТаблица «толстых» и «тонких» вопросовСинквейн«Общее и уникальное»Ассоциации Прием «Верные, неверные утверждения»Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу. Учащиеся формулируют утверждения. Затем устанавливают, верны ли данные утверждения. Если согласны в графе ставят «+», если не согласны - «-». После знакомства с основной информацией возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность. Прием «Ключевые слова»Учащимся необходимо записать все имеющиеся знания о познавательном объекте.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Прием«Перепутанные логические цепочки».Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочкиОбсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляютПронумеровать планеты в зависимости от удалённости от Солнца. ВенераЗемляЮпитерМеркурийМарсСатурнНептунУранПлутон Прием «Кластер»В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. Окружающий мир Живая ЖивотныеРастения Явления природы НеживаяПрирода


ИмяприлагательноеОтвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?Является в предложении второстепенным членом предложенияИзменяется по числам и падежамЧасть речиОбозначает признак предметаРусский язык



Прием «Таблица ЗХУ»Что знаем Хотим узнать Что нового узнали *Растения – часть живой природы.*Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух.*Растения нужны людям и животным.*На какие группы делятся растения?*Что полезного в растениях?*Интересные сведения.*Как связаны растения с воздухом?Как называется наука о растениях? ?Окружающий мир. « Какие бывают растения?»

Слова, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Каким членом предложения являются и как подчёркиваются в предложении? Слова, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? В предложении являются второстепенным членом и подчёркиваются волнистой линией . 12.01.201619 Прием«Корзина идей » Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. «Что такое погода?»Погода – это … … температура воздуха… осадки и ветер… изменения на улице… облачность… светит солнце или нетПодведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения и в конце урока подводится итог.

Прием «Дерево предсказаний»Ствол – темаВетви – предположенияЛистья – основания предположения Прием«Верите ли вы, что….»Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предложения-…ветер может разрушить горы?- … опавшие осенью листья вредят почве? - … 1см почвы образуется за 300 лет? - … норы животных, живущих в почве, разрушают её? - … растения участвуют в образовании почвы? - … почва и камень родственники? - … почва – наша кормилица? «V» - уже знал«+» - новое для меня«-» - думал иначе«?» - не понял, есть вопрос Имя  существительное -это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что?    Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода. В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный,  дательный,  винительный,  творительный,  предложный. Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. Имена   Существительные  изменяются  по   падежам.    Маркировка текста значками по мере его чтения.  -V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос. Прием «Инсерт» Прием«Бортовой журнал»Схема заполнения журналаИмя _____________________________________Тема ______________________________________Дата ______________________________________Время работы_____________________________Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста? Прием «Сюжетная таблица»Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка» Кто?Что?Когда?Где?Почему?БобкаПорвал штаныОднаждыНа забореЗацепилсяМамаРугалаУвиделаРебятаБобка Прием «Фишбоун»ПроблемаПричинаПричинаФактыФактыВывод



Прием «Синквейн»Первая строка – существительное, тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. Прием «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «тонкие» вопросы «толстые» вопросыТонкие вопросы – требуют фактического ответаТолстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа Приём «Шесть шляп»1 группа. Белая шляпа.- С помощью атласа- определителя расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами.2 группа. Жёлтая шляпа.- Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: что кошки и собаки необходимы людям. Используйте материал учебника на стр. 84-85.4 группа. Красная шляпа.- Подумайте, какое эмоциональное состояниевы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных?5 группа. Зелёная шляпа.- Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас? 6 группа. Синяя шляпа.- Обобщите высказывания других групп.







«Ромашка Блума»Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на урокеТворческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» ПростойвопросУточняющийвопросОценочныйвопросТворческийвопросВопросинтерпретацияПрактическийвопрос?



Технология критического мышления дает ученику:- повышение эффективности восприятия новой информации;- повышение познавательного интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение внимательно слушать и слышать собеседника, поддерживать дух толерантности;- умение критически думать и мыслить;- умение работать в сотрудничестве с другими, общение на доступном уровне;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Желаю успехов в использовании ТРКЧМ!СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!