Литературная гостиная Уральские сказы П.Бажова



Уральские сказы.

Павел Петрович Бажов

Учитель: В нашей стране есть замечательный край. Уважительно люди относятся к нему, с почтением называют «Седой Урал» в переводе с башкирского означает «пояс». Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Богат Урал не только горами, лесами, реками и озерами, но и старинными легендами и преданиями.

Дети: - Пойдем на гору, сказки слушать?
-Сказки? Что я маленький?
- Пойдем! Сегодня на карауле дедушка Слышко стоит. Он занятно сказывает. Про девку - Азовку, про Полоза, про всякие земельные богатства.(идут к Слышко)
- Дедушка, расскажи сказку!

Слышко: - Сказку, говоришь? Сказку это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А вот про курочку - рябушку, да золото яичко- старухи маленьким сказывают. Да и не умею сказывать их. Про старинное житье-это вот помню. Нагляделся, наслушался. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. А ты говоришь- сказку!
- Думаешь про тайну силу правда?
- А то как же.
- А у нас в школе говорили
- Мало что в школе А ты слушай, как сказывают. Вырастешь тогда и разбирай, кое быль, кое небылица. Так-то, поняли?
- Говорят, Слышко, будто Бог, когда землю создал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных.да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще вышло, где вовсе реденько. Однако везде хоть сколько-то да попало. Глядит, а золота, да самоцветов целая горсть осталась. Подумал Господь даи высыпал это между Европой и Азией. Так, Слышко, наши Уральские горы и получились. У нас на Урале: леса стоят –изумруд да малахит, озера горным хрусталем переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди тоже встречаются- чисто камень-самоцвет. Про такого-то, про Бажова Павла Петровича, и сказ наш.
Учитель: Недалеко от Исети
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник-
Мудрый сказочник седой

Слышко: - Павлушку-то я мальчонкой помню, он сюда на каникулы к родичам приезжал. Сюда ребятишки и сбегались по вечерам сказы мои послушать. Другие послушали, да и забыли, а Павлушка запомнил, людям пересказал. Родился Павлушка в самую середину нашей уральской зимы. Родители да дед с бабкой сами-то нужды-горя в жизни хлебнули, так парнишку берегли, за шалости шибко не наказывали. Время подошло, отдали дитенка в школу. Тут учитель и заприметил- парнишка смекалистый, от других заводских на отличку. Как Павлуха школу окончил, учитель к Бажовым и заявился. Давай их уговаривать: надо дескать, парнишке дальше учиться, в Екатеринбурге. Так вот и случилось Павлухе чудо: наш заводской парнишка образованным стал, ровно барин.

Дети: - А вот первые сказы появились когда Бажову исполнилось 60 лет. Почему так поздно? Наверное, потому, что большая часть его жизни протекала в бурное время: был добровольцем Красной Армии, партизаном, революционером-подпольщиком, журналистом.

Дети: - Первая книга называлась «Малахитовая шкатулка». Сначала в нее входило 14 сказов, но в течение всей последующей жизни писатель бережно пополнял ее. Всего Павел Петрович написал 56 сказов.

Слышко: - А знаете ли вы их? Какие сказы вы вспомните?
След копытца серебрится, вьется змейкою в ночи.
Огневушкою кружится пламя жаркое в печи.
Ящерки мелькнули разом.
Встал Данила над цветком.
И шкатулкой, полной сказок,
Кажется Бажовский дом.
(«Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка - Поскакушка»,
«Две ящерки», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»)

..мастер (Горный)
. веточка (Хрупкая)
подошвы (Приказчиковы)
западёнка (Травяная)
. зеркальце (Таюткино)
ходок (Жабреев)
след (Змеиный)
уши (Кошачьи)

Учитель: - Первыми слушателями его сказов были дочери. Павел Петрович писал медленно и трудно. Некоторые сказы вынашивал годами. Обычно писал ночью, когда все спят, когда тихо. Писал, не отрывая пера, и вдруг запинка. Потерял или не подобрал нужного слова. И кончено. Не тронется дальше. Вспоминал Евгений Пермяк:» Помню, он говорил: - Все вчера хорошо шло,
да одно слово куда-то делось. Нужное слово. Стержневое. Часов до четырех утра искал его.
Я на это возражаю:- Взял бы да и пропустил это слово. Поставили бы красным карандашом многоточие. А потом бы вставили.
- Это верно, если по – строительному делу судить. Только, я думаю, слово не
кирпич. Потом найдешь не то, и все полетит, переделывать придется.

Слышко: Я приготовил испытание «Словарь непонятных слов»
пожитки -домашние вещи онучи- портянки
похлебка -жидкая пища утеклец - беглец
несподручно- неудобно ватага- отряд
пособник- помощник фарт- удача
годбчик – приступка на печь гоношиться- копить

Павел Бажов – «бажить»- самое ходовое северное слово – означает «ворожить», но не угадывать, а предвещать, накликать.
«Не бажи, себе не наворожи». Отсюда и прозвище заводское Колдунковы.

Учитель: - На Урале родилось слово «самоцвет». Как вы думаете, что оно обозначает? (Самоцвет-камень, который сам светит.)
родина алмаза, изумруда, яшмы и других камней.
- Кто является хранительницей самоцветов?
- В каком образе она часто предстает перед людьми?
- Кого любит, а кого наказывает? (Появляется Хозяйка Медной горы)

Хозяйка Медной горы: - Интересно, знают дети, что такое самоцветы?
На Урале проживая, знают дети или нет,
что волшебным называют каждый камень самоцвет.
Тот, кто любит аметист, дружбе верен, сердцем чист.
Кто силач и богатырь, носит камешек – сапфир.
Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит,
тот всегда понять сумеет камень ящерок и змеек – темноглазый малахит.
Самоцветный камень красный будто ломтик ветчины,
это главный камень – яшма – сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор – красота Уральских гор,
будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер.
На закат похож гранат, на восход похож агат,
эти камни в ожерельях силу солнышка таят.
На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом ты немножко тоже знал.

- А еще я люблю «над человеком мудровать», поэтому подготовила для вас непростые вопросы:
- Как меня в народе еще называют? (Малахитница)
- В форме какого цветка делал Данила чашу из малахита? (дурман-цветка)
- Кого Хозяйка предупреждала: «Как бы подошвы деткам своим не оставить». Почему она так говорила? (приказчику Северьяну, лютый был)
- Какие испытания устроила Хозяйка Степану?

Учитель: - Кто это?
«Маленькая, голубенькая, ростом не больше четверти и до того легонькая, будто в ней вовсе никакого весу нет. По траве идет, так ни одна былинка не погнется. Из правого рукава золотая струя бежит, из левого - черная пыль сыплется.» (Голубая змейка)
Ланко и Лейко: - Не будем о ней говорить! (Появляется змейка)
- Отвернемся. Не будем смотреть!
- А то опять до драки доведет.
- Из моих кругов никто не выйдет, если сама не уберу.(змейка)
- Тетенька, мы тебя не звали.
- А я сама пришла поглядеть на охотников добыть золото без работы.
- Отпустите, тетенька, мы больше не будем.
- И без того два раза подрались из-за тебя!
- Не всякая драка человеку в покор, за иную и наградить можно. Вы по
хорошему дрались. Не из-за корысти либо жадности, а друг дружку охраняли. Недаром золотым обручем от черной беды вас отгородила. Хочу еще испытать
- Какое испытание для ребят?
- Что пожелал каждый из мальчиков?
- Хорошо подумали. Вот вам за это награда. Какая?

- Какой сказ начинается так:
«Жил в нашем заводе парень Илья. От отца ему в наследство руки да плечи достались, от матери- зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, а от бабки Лукерьи – особый поминок. Вот об этом и разговор: (Появляются Лукерья и внук)
- Гляди-ка, друг Илюшенька, сколь твоя бабка пера накопила! Чуть не полное решето! Да и перышки какие! Одно к одному- мелконькие да пестренькие, глядеть любо! Прими в поминок – пригодится!
-Как женишься да принесет жена подушку, тебе и не зазорно будет: не в диковинку-де мне – свои перышки есть, еще от бабки остались.
-Только ты за этим не гонись, за подушкой-то! Принесет – ладно, не принесет – не тужи. Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет.
- Про какие ты, бабушка, худые думки сказываешь?
- А это про деньги да про богатство. Хуже их нету. Человеку от таких думок одно расстройство да маята напрасная. Чисто да по совести и пера на подушку не наскрести, не то что богатство получить.
- Как же тогда про земельное богатство понимать? Неужто ни за что считаешь? Бывает ведь.
- Бывать-то бывает, только ненадежное дело: комочками приходит, пылью уходит, на человека тоску наводит. Про это и не думай, себя не беспокой! Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко.

Вопрос командам: - Что это за богатство?
- Кому открывала свои богатства бабка Синюшка?

Выступление команд с домашним заданием:
1. «Огневушка – Поскакушка»
- Какое чудо показала Огневушка – Поскакушка зимой и в какой сказке мы встречались с подобным явлением? (С.Маршак «Двенадцать месяцев»)
2. «Серебряное копытце»
- Чему учит этот сказ?
3. «Кошачьи уши»
- С каким историческим событием нашей страны связан этот сказ? («Омельян Иваныч прозывается»)
4. «Про Великого Полоза»
- Кто такой Великий Полоз?
- От кого Великий Полоз отводит золото?(Не любит, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял.)

Итог. Награждение команд.
- Какой сказ П. Бажова понравился, запомнился и почему?
Исполняется песня «Наш край».








13PAGE 15


13PAGE 14215




Бажов 051