Практическое занятие по теме Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний


Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
НОГИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по специальности
34.02.01. «Сестринское дело»
ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.02. Основы профилактики по теме:
«Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний»
Курс: 3
Преподаватель: Шелиха Яна Владимировна
2014-2015 год
Содержание:
А. Введение. ---------------------------------------------------------------------------------3
Б. Основная часть.--------------------------------------------------------------------------7
Методическая разработка практического занятия для преподавателя:-
Постановка целей занятий.----------------------------------------------------------6
Хронокарта практического занятия.-----------------------------------------------9
Самостоятельная работа студентов.-----------------------------------------------10
Заключительная часть занятия.-----------------------------------------------------12
В. Приложения.----------------------------------------------------------------------------13
Г. Список литературы.-------------------------------------------------------------------32А. Введение.
Методическая разработка для специальности 34.02.01. «Сестринское дело» по профессиональному модулю 01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.02. «Основы профилактики» по теме «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний» предназначен для студентов и преподавателей медицинских училищ и техникумов.
Данный комплекс учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта (третьего поколения). Содержит материал для практических занятий, а также контрольно-оценочные средства по данной теме.
Медицинский работник должен уметь оценить состояние здоровья человека и дать квалифицированные рекомендации по его укреплению и сохранению. Материал является ценным пособием для использования в профилактической работе среднего медицинского персонала при проведении санитарного просвещения и воспитания среди различных групп населения, в том числе и групп риска. Подготовка специалистов для нужд профилактической медицины требует существенных корректив, что предполагает разработку методологических подходов.
Методическая разработка практического занятия для преподавателя содержит подробные рекомендации по проведению практического занятия по данной теме. Содержит контрольно-оценочные средства с критериями оценки, в том числе по проведению беседы (консультации).
В курсе ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.02. Основы профилактики на тему «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний» отводится 11 часов, из которых:
2 часа -теоретическое занятие (лекция-изучение нового материала);
6 часов - практическое занятие;
3 часа - внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
Разработанный методический комплекс поможет как студентам, так и преподавателю, достичь поставленных целей при изучении данной темы.
В результате изучения данного раздела студенты должны
уметь:
– обучать население принципам здорового образа жизни
– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические
мероприятия
– консультировать по вопросам рационального и диетического питания
знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
возможные факторы, влияющие на здоровье,
– направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
– принципы рационального и диетического питания;
– роль сестринского персонала при работе «школ здоровья».
На теоретическом и практическом занятиях формируются общие и профессиональные компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Указанные компетенции формируются через виды учебной деятельности студента:
Виды учебной деятельности Формируемые компетенции
Изучение нового теоретического материала ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 13
Аудиторная самостоятельная работа ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 4, ОК 5
Внеаудиторная самостоятельная работа ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 4, ОК 5
Выполнение манипуляции: исследование пульса ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 6, ОК 7, ОК 2, ОК 12, ОК 3
Выполнение манипуляции: измерение артериального давления ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 6, ОК 7, ОК 12, ОК 3
Проведение бесед, консультаций ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 6, ОК 7, ОК 1, ОК 2, ОК 3
Проведение само- и взаимооценкиОК 6, ОК 7, ОК 1, ОК 2
Решение ситуационных задач ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 12, ОК 1, ОК 2, ОК 3
Заполнение манипуляционных дневников, температурного листа ОК 12, ОК 1, ОК 2, ОК 3
Б. Основная часть.
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний».
Вид занятия – практическое.
Место проведения - кабинет НМУ №5.
Время занятия: 270 минут (6 часов).
Постановка целей занятий.
Дидактические:
Студент должен знать:
- основные проблемы пациента при сердечно- сосудистой патологии;
- факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний;
- методы диагностики (скрининг методики) сердечно-сосудистых заболеваний;
- рекомендации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний;
– принципы рационального и диетического питания;
– роль сестринского персонала при работе «школ здоровья».
Студенты должны уметь:
- собрать анамнез у пациента с сердечной патологией;
-выявить факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
-провести исследование пульса;
-провести измерение артериального давления;
-обучить пациента измерению артериального давления;
- определить суммарный риск смерти по шкале «SCORE»
-провести (беседу) консультирование пациента по вопросам первичной и вторичной профилактики артериальной гипертензии.
Развивающие:
-развивать логическое мышление.
-развивать навыки клинического мышления, способности к обобщению полученных данных;
Воспитательные:
-воспитывать добросовестное отношение к выбранной профессии, чуткость и внимание к пациентам;
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Формируются компетенции через виды учебной деятельности студента:
Виды учебной деятельности Формируемые компетенции
Внеаудиторная самостоятельная работа ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 4, ОК 5
Выполнение манипуляции: исследование пульса ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 6, ОК 7, ОК 2, ОК 12, ОК 3
Выполнение манипуляции: измерение артериального давления ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 6, ОК 7, ОК 12, ОК 3
Проведение бесед (консультаций) ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 6, ОК 7, ОК 1, ОК 2, ОК 3
Проведение само- и взаимооценкиОК 6, ОК 7, ОК 1, ОК 2
Решение ситуационных задач ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 12, ОК 1, ОК 2, ОК 3
Заполнение манипуляционных дневников, температурного листа ОК 12, ОК 1, ОК 2, ОК 3
Межпредметные связи:
a)С дисциплинами, раннее изученными.
Анатомия и физиология человека- темы: «Сердечно-сосудистая система».
Гигиена- тема: «Рациональное питание», «Здоровый образ жизни»
Деловая культура- тема: «Общение с пациентом»
Сестринское дело- манипуляции «Исследование пульса», «Измерение артериального давления».
b)С МДК данного модуля.
МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение- тема: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста», «Физиология беременности»
Внутрипредметные связи:
Темы- «Сестринские технологии в профилактике», «Здоровы образ жизни», «Ожирение и гиподинамия», «Профилактика табакокурения и чрезмерного употребления алкоголя», «Школы здоровья для пациента».
Оснащение практического занятия:
Методическое:
- Солодовников Ю.Л. «Основы профилактики» . Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений СПО. Москва, 2013.
-Опросник на выявление болей в грудной клетке. С.316 Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике /М. ГЭОТАР-Медиа, 2007:
-Шкала «SCORE» ( Приложение №3).
-конспекты лекций;
-тестовые задания для контроля исходного уровня знаний;
-сборник алгоритмов манипуляций;
-ситуационные задачи;
-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов на практическом занятии.
Техническое:
- тонометры;
- фонендоскопы;
- ватные шарики;
- спирт этиловый 70%;
- лотки почковидные.
II.Хронокарта практического занятия.
№ Этапы и содержание Время
1. Вступительная часть:
организационный момент
сообщение темы занятия и мотивации
цели занятия
контроль базового уровня теоретических знаний (тестовый контроль). ( Приложение №4)
анализ контроля базового уровня теоретических знаний. (Приложение №10 и №11). 30 мин
3 мин
3 мин
2 мин
12 мин
10 мин
2. Самостоятельная работа студента на занятии с использованием методических рекомендаций:
Контроль преподавателя:
решение ситуационных задач (приложение №5);
контроль решенных задач(приложение №12);
отработка манипуляций: исследование пульса, измерение артериального давления в малых группах.
оценка манипуляций преподавателем и студентами ( приложение №9);
составление плана беседы по вторичной профилактике артериальной гипертензии
проведение консультирования по вопросам питания, двигательной активности, борьбы с курением, проведению самоконтроля в тройках (метод «Вертушки»).
Проведение само- и взаимооценки после каждой проведенной беседы
Анализ составления бесед 215 мин
35 мин
15 мин
25 мин
25 мин
55 мин
15 мин
55 мин
5* 3= 15 мин
10 мин
3. Заключительная часть занятия:
Заполнение манипуляционных дневников
Анализ усвоения материала
Домашнее задание 25 мин
10 мин
10 мин
5 мин
III.Самостоятельная работа студентов.
Используя шкалу «SKORЕ», решите ситуационные задачи, определите риск смерти в ближайшие 10 лет от сердечно-сосудистой патологии для пациента. ( Приложение 3).
Студенты разбиваются на пары. «Пациент» и «Медсестра». Отрабатывают манипуляции, меняясь ролями.
Используя алгоритм исследования пульса (приложение №7), определите ЧСС, симметричность, напряженность, ритмичность пульса соседа по парте – запишите данные. «Пациент» проводит оценку работы «медсестры» по критериям. (Приложение №9)
Используя алгоритм (приложение №8), измерьте артериальное давление соседа по парте – запишите данные. «Пациент» проводит оценку работы «медсестры» по критериям. (Приложение №9)
Используя методику «Тройная вертушка» студенты проводят консультирование (беседу).
Методика «Тройная вертушка»
Студенты делятся на 3 мини-команды по 3 участника в каждой. Перед каждой мини-командой поставлена определенная задача проведении беседы (консультированию). Один студент выполняет роль медицинской сестры, второй - роль пациента, третий - роль «арбитра», который оценивает работу как медицинской сестры, так и пациента.
28575002266950028575008001000022860005715000034290068389500-34290068389500022669500
457200158114002971800158115002514600457200034290015811500-11430015811500 Мс Мс3768090151765П - пациент
Мс - медицинская сестра
А – арбитр
00П - пациент
Мс - медицинская сестра
А – арбитр
262890015240000015239900 П А П
171450091440001143009144000 А

125730011430000
Мс1485900106680001141095-762000
160020045720009144004572000
125730010096400 П А
Отработав манипуляцию за четко определенное время, студенты внутри мини-команды меняются ролями (см.схему выше). В результате каждый студент «сыграет» роли и «пациента», и «медицинской сестры», и «арбитра». Это позволяет детально овладеть алгоритмом проведения бесед (консультирования).
Подготовьтесь (10 мин) и проведите беседу с соседом по парте по вторичной профилактике артериальной гипертензии.
«Арбитр» проводит оценку по критериям. ( Приложение №6 ).
IV.Заключительная часть занятия.
•Заполнение манипуляционных дневников;
•Анализ усвоения материала - корректировка ошибок.
•Домашнее задание:
- составить и провести беседу с родственниками, знакомыми, друзьями на темы:«Профилактика сердечно- сосудистых заболеваний», «Профилактика (вторичная ) артериальной гипертензии»;
- подготовка к следующему практическому занятию по теме: «Диспансеризация. Профилактика инфекционных заболеваний».
Конспект лекции;
С. 124-126, 25-28 Солодовников Ю.Л. «Основы профилактики» . Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений СПО. Москва, 2013.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Вопросы для устного (письменного) фронтального опроса.
Сердечно-сосудистые заболевания-понятие?
Признаки сердечно-сосудистых заболеваний?
Диагностика сердечно-сосудистых заболеваний?
Рекомендации по питанию для пациента с атеросклерозом?
Рекомендации по питанию для пациента с артериальной гипертензией?
Рекомендации по двигательной активности?
Рекомендации по первичной профилактике артериальной гипертензии?
Рекомендации для пациентов с артериальной гипертензией (вторичная профилактика)?
Будет ли отличаться первичная и вторичная профилактика артериальной гипертензии?
Обучите пациента правилам измерения давления.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Примерный ответ на домашнее задание.
«План рекомендаций по вторичной профилактике артериальной гипертензии».
  Рекомендации
Обследования
 
 
 
 
 
Гипертензия
 Уровень холестерина
 
Масса тела
 
Упражнения
 
 
 
Курение
 
Питание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стрессы
 
 
 
 
Лекарства
 
 
 
 
 
Шум
 
  Опросник
Скрининг ЭКГ
Скрининг холестерина
Исследование пульса
Измерение артериального давления
Поддержание нормального артериального давления
Измерение кровяного давления:
не реже 2 раза в год, если в последний раз диастолическое давление было < 85, систолическое давление <140 мм рт. ст.
ежедневно, если оно было больше этих цифр, особенно в критические ранние утренние часы от пробуждения до полудня
Поддержание безопасного уровня холестерина
Избегайте насыщенных жиров (использовать постное мясо, нежирные молочные продукты)
Избегайте пищи с высоким содержанием холестерина (желток, сало, масло, креветки, икра, жирное мясо)
Ешьте обезжиренные продукты (снятое молоко, нежирный сыр)
Ешьте больше рыбы
Полезно вегетарианство
Контроль веса- индекс массы тела не более 25, талия у женщин менее 88 см, у мужчин не более 94 см.
 
Малоинтенсивная аэробная нагрузка (ходьба, плавание, велосипед) 3-4 раза в неделю 30-60 мин.
Не носить тяжести.
 
Полный отказ от курения.
 
 Ограничение употребления соли в рационе до 3 г в день (1 чайная ложка).
Увеличение потребления калия в диете,. Включая в рацион печеный картофель в мундире, изюм, сардины, палтус, лук, чеснок, курагу, абрикосы, грейпфруты, бананы, снятое молоко.Уменьшение доли животных белков в пище.
Больше клетчатки: овсянки, овощей и фруктов (повысить долю сырых овощей и фруктов –не менее 500 грамм в день).
Умеренное употребление алкоголя (не больше 700 мл пива, 230 вина, 60 мл ликера).
Поддержка кальцием: молочные продукты, лосось, макрель.
Полезны оливковое или арахисовое масло. Одна ложка масла на 1000 калорий снижает систолическое давление на 10 пунктов.
Поддержка магнием (при слабой гипертензии):крупы, бобы, листовая зелень, семена тыквы, минеральные добавки.
Умеренное потребление кофеина (кофеин не вызывает гипертензии, но доза кофеина в одной чашке кофе повышает давление на 3 – 4 пункта на 3 ч).
 
Следует научиться справляться со стрессами следующими средствами:
Медитация, йога, мышечное расслабление, дыхательные упражнения; тренировка биологических обратных связей для получения контроля над некоторыми физиологическими реакциями; терминальное управление.
 
Не принимайте мочегонные средства при одновременном приеме аспирина.
Не принимайте лекарств, которые могут повысить давление:
противозачаточных, средств для снижения массы тела и некоторых капель от насморка, содержащих фенилпропаноламин.
 
Опасайтесь постоянно шума уровня > 85 децибел (уровень включенного пылесоса).
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Таблица «SCORE».

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.
Тестовый контроль. Профилактика артериальной гипертензии.
Задание 1. Если не указано иначе выберите 1 правильный ответ.
Выберите три управляемых фактора риска развития сердечно-сосудистых заболеваний:
Пол;
Гиподинамия;
Ожирение;
Возраст;
Гиперхолестеринемия;
Наследственная предрасположенность.
Самоконтроль артериального давления для пациентов необходимо осуществлять:
Ежедневно;
Ежегодно,
2 раза в день;
1 раз в неделю.
3) Рацион питания при сердечно-сосудистых заболеваниях должен содержать:
Овощей и фруктов менее 500 грамм в сутки;
Жирные сорта мяса;
Большое количество сладостей;
Мало соли;
Все перечисленное верно.
4) Какое количество соли в сутки рекомендовано ВОЗ для профилактики артериальной гипертензии:
5,5 грамма;
55 граммов;
1 грамм;
Менее 5 грамм.
5) Нормальная ЧСС у взрослого человека:
30-40 ударов в мин;
40-60 ударов в мин;
60-80 ударов в мин;
80-90 ударов в мин.
6) Значения уровня АД выше нормы:
120/80 мм.рт.ст.
145/95 мм.рт.ст.
139/85 мм.рт.ст.
130/80 мм.рт.ст.
7) Первичная профилактика артериальной гипертензии включает:
Нерациональное питание;
Самоконтроль за температурой тела;
Ежедневный самоконтроль АД;
Контроль веса;
Все перечисленное верно.
8)Вторичная профилактика артериальной гипертензии включает:
Рациональное питание;
Ежедневная физическая активность;
Ежедневный самоконтроль уровня АД;
Контроль веса;
Борьба со стрессом;
Все перечисленное верно.
9) Продукты содержащие большое количество холестерина :Желток;
Печень;
Жирные сорта мяса;
Сало;
Сливочное масло;
Все перечисленное верно.
10) Выберите три неуправляемых фактора риска развития артериальной гипертензии:
Гиперхолестеринемия;
Пол;
Наследственная предрасположенность.
Гиподинамия;
Ожирение;
Возраст;
11) Свойства пульса все кроме:
Напряжение;
Наполнение;
Давление;
Частоты;
Ритмичности.
Задание 2.
Запишите этапы беседы в хронологическом порядке:
Определение готовности к изменениям в повседневной жизни пациента;
Оценивает выполнение рекомендаций на следующей назначенной встрече.
Знакомство;
Взаимодействует с пациентом, определяет, что понял пациент.
Выявление факторов риска;
Медсестра дает рекомендации по рациону питания, режиму двигательной активности, отказу от вредных привычек.
Рассказать об отрицательном влиянии данного фактора риска;
Дает памятку.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5.
Задача №1.
Определите риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в течение ближайших 10 лет.
Если пациент курящий мужчина 60 лет, имеет стойкое повышение артериального до 160 мм.рт.ст.,уровень холестерина 7 ммоль/л.
Как изменится риск, если пациент бросит курить?
Как изменится риск, если пациент начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы?
Как изменится риск если пациент не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 5 лет?
Задача №2.
Определите риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в течение ближайших 10 лет.
Если пациент курящая женщина 64 лет, имеет стойкое повышение артериального до 180 мм.рт.ст.,уровень холестерина 8 ммоль/л.
Как изменится риск смерти, если пациентка снизит уровень холестерина до нормы?
Как изменится риск, если пациентка бросит курить?
Как изменится риск, если пациентка начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы?
Задача №3.
Определите риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в течение ближайших 10 лет.
Если пациент некурящий мужчина 56 лет, имеет стойкое повышение артериального до 160 мм.рт.ст.,уровень холестерина 7 ммоль/л.
Как изменится риск смерти, если пациент снизит уровень холестерина до нормы?
Как изменится риск, если пациентка начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы?
Как изменится риск если пациент не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 5 лет, еще 10 лет?
Задача №4.
Определите риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в течение ближайших 10 лет.
Если пациент некурящая женщина 58 лет, имеет стойкое повышение артериального до 160 мм.рт.ст.,уровень холестерина 8 ммоль/л.
Как изменится риск смерти, если пациентка снизит уровень холестерина до нормы?
Как изменится риск, если пациентка начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы?
Как изменится риск если пациентка не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 5 лет?
Задача №5.
Определите риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в течение ближайших 10 лет. Если пациент курящий мужчина 40 лет, имеет стойкое повышение артериального до 180 мм.рт.ст., уровень холестерина 8 ммоль/л. Как изменится риск смерти, если пациентка снизит уровень холестерина до нормы?
Как изменится риск, если пациент бросит курить?
Как изменится риск, если пациент начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы?
Как изменится риск если пациент не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 10 лет?
ПРИЛОЖЕНИЕ №6.
Оцените консультацию (беседу) согласно таблице:
№ Критерий Максимальное количество баллов
Приветствие и представление 1
Информировать пациента о факторах риска 1
Объяснение «минусов» факторов риска, «запугивание» 2
Оценка готовности к изменениям 1
Конкретные рекомендации 4
«Обратная связь» 1
График последующих визитов 1
Оценка «5»-10-11 баллов, оценка «4»-9-8 баллов, оценка «3»-менее 8 баллов
Оцените работу «пациента».
№ Критерий Максимальное количество баллов
Полная информация для «медсестры» о имеющихся привычках, стереотипе питания, двигательной активности, других факторах риска. 2
Приближенность разыгрываемой ситуации к реальным условиям 1
Дополнительные вопросы по существу для «медсестры» 1
Активность пациента 1
Итого максимально «пациент» может получить 5 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7. Алгоритм исследования пульса.
СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИЦель: диагностическая.
Показания: назначения врача, профилактические осмотры.
Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка.
Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые Установление контакта с пациентом
2. Объяснить пациенту цель и последовательность процедуры Психологическая подготовка пациента
3. Получить согласие пациента на процедуру Соблюдение прав пациента
4. Подготовить необходимое оснащение Проведение процедуры и документирование ее результатов
5. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
II. Выполнение процедуры
1. Предложить пациенту сесть или лечь. При этом руки должны быть расслаблены, кисть и предплечье не должны быть «на весу» Обеспечение достоверности результата
2. Прижать II, III, IV пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента у основания большого пальца (I палец должен находиться на тыльной стороне кисти), почувствовать пульсацию и слегка сдавить артерии Определение синхронности пульса. Если пульс синхронный, то в дальнейшем исследование проводят на одной руке
3. Определить ритм пульса. Если пульсовая волна следует одна за другой через равные промежутки времени, то пульс ритмичный, если нет — аритмичный. При выраженной аритмии проводят дополнительное исследование на предмет выявления дефицита пульса Ритм периферического пульса должен совпадать с ритмом сердечных сокращений. Разница между числом сердечных сокращений в минуту и частотой периферического пульса в ту же минуту называется дефицитом пульса
4. Определить частоту пульса в минуту: взять часы или секундомер и подсчитать число пульсовых ударов в течение 30 с. Умножить результат на два (если пульс ритмичный) и получить частоту пульса. Если пульс аритмичный, то следует подсчитывать количество пульсовых ударов в течение 60 с. Частота пульса зависит от возраста, пола, физической активности Обеспечение точности определения частоты пульса. Нормальная частота пульса:
от 2 до 5 лет — около 100 уд/мин; от 5 до 10 лет — около 90 уд/мин; взрослые мужчины — 65-80 уд/мин; взрослые женщины — 75—85 уд/мин; пульс чаше 80 уд/мин — тахикардия; пульс реже 60 уд/мин — брадикардия
5. Определить наполнение пульса: если пульсовая волна четкая, то пульс полный, если слабая — пустой, если пульсовая волна очень слабо прощупывается, то пульс нитевидный Наполнение пульса зависит от объема циркулирующей крови и величины сердечного выброса
6. Определить напряжение пульса. Для этого нужно прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости. Если пульсация полностью прекращается, напряжение слабое, пульс мягкий; если ослабевает — напряжение умеренное; если пульсация не ослабевает — пульс напряженный, твердый Обеспечение точности определения напряжения пульса. Оно зависит от тонуса артериальных сосудов. Чем выше показатели АД, тем напряженнее пульс
7. Сообщить пациенту результат исследования Право пациента на информацию
III. Окончание процедуры
1. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
2. Сделать запись, отразив в ней полученные результаты и реакцию пациента Обеспечение преемственности сестринского ухода
Примечание. Для определения пульса можно использовать височную, сонную, подключичную, бедренную артерии, тыльную артерию стопы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №8. Алгоритм измерения давления.
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯЦель: диагностическая.
Показания: назначение врача, профилактические осмотры.
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, спирт, тампон (салфетка), ручка, температурный лист.
Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые Установление контакта с пациентом
2. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения процедуры Психологическая подготовка к манипуляции
3. Получить согласие на процедуру Соблюдение прав пациента
4. Предупредить пациента о процедуре за 15 мин до ее начала, если исследование проводится в плановом порядке Обеспечение достоверности результата
5. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение эффективного проведения процедуры
6. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
7. Соединить манометр с манжетой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы Проверка исправности и готовности аппарата к работе
8. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом Обеспечение инфекционной безопасности
II. Выполнение процедуры
1. Усадить или уложить пациента, обеспечив положение руки, при котором середина манжеты находится на уровне сердца. Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2—3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты); закрепить манжету так, чтобы между ней и плечом помещались 2 пальца (или 1 палец у детей и взрослых с малым объемом руки).
Внимание! Не следует измерять АД на руке со стороны произведенной мастэктомии, на слабой руке пациента после инсульта, на парализованной руке Исключение возможной недостоверности результатов (каждые 5 см смещения середины манжеты относительно уровня сердца приводят к завышению или занижению показателей АД на 4 мм рт.ст.). Исключение лимфостаза, возникающего при нагнетании воздуха в манжету и пережатии сосудов. Обеспечение достоверности результата
2. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки) Обеспечение максимального разгибания конечности
3. Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой впадины и слегка прижать к коже в этом месте (не прилагая усилий) мембрану фонендоскопа Обеспечение достоверности результата
4. Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать в манжету воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжете (по показаниям манометра) не превысит на 30 мм рт.ст. тот уровень, при котором исчезла пульсация Исключение дискомфорта, связанного с чрезмерным пережатием артерии. Обеспечение достоверности результата
5. Повернуть вентиль влево и начать выпускать воздух из манжеты со скоростью 2—3 мм рт.ст./с, сохраняя положение фонендоскопа. Одновременно выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра Обеспечение достоверности результата
6. При появлении первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале манометра числа и запомнить их — они соответствуют показателям систолического давления Обеспечение достоверности результата. Значения систолического давления должны совпадать с показателями манометра, при которых исчезла пульсация в процессе нагнетания воздуха в манжету
7. Продолжая выпускать воздух, отметить показатели диастолического давления, соответствующие ослаблению или полному исчезновению громких тонов Короткова. Продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15—20 мм рт.ст. относительно последнего тона Обеспечение достоверности результата
8. Округлить данные измерения до 0 или 5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе — систолическое давление; в знаменателе — диастолическое), например 120/75 мм рт.ст. Выпустить воздух из манжеты полностью. Повторить процедуру измерения артериального давления два-три раза с интервалом 2—3 мин. Зафиксировать средние показатели Обеспечение достоверного результата измерения АД
9. Сообщить пациенту результат измерения.
Внимание! В интересах пациента не всегда сообщают достоверные данные, полученные при исследовании Обеспечение права пациента на информацию
III. Окончание процедуры
1. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом Обеспечение инфекционной безопасности
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3. Сделать запись, отразив в ней полученные результаты и реакцию пациента Обеспечение преемственности наблюдения
Примечание. При первом визите пациента следует измерить ему давление на обеих руках, в дальнейшем — только на одной, отмечая, на какой именно. При выявлении устойчивой значительной асимметрии все последующие измерения проводить на руке с более высокими показателями. В противном случае измерения проводят, как правило, на «нерабочей руке».
ПРИЛОЖЕНИЕ №9.
Критерии оценки выполнения практических манипуляций
5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;
4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;
2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.
ПРИЛОЖЕНИЕ №10.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
Задание 1.
b, c, e
c
d
d
c
b
d
f
f
b, c, f
c
Задание 2.
3-5-7-1-6-4-8-2
ПРИЛОЖЕНИЕ №11.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ.
Задание 1. Максимальный балл-4 балла .Задание 2. Максимальный балл -1балл.
Итого: 5 (отлично) - за правильный ответ по заданию 2 и 1 ошибка в задании 1.
4 (хорошо)- за правильный ответ по заданию 2 и до 3 ошибок в задании 1 или за неправильный ответ по заданию 2 и 0 ошибок в задании 1.
3 (удовлетворительно) - за правильный ответ по заданию 2 и до 4 ошибок в задании 1 или за неправильный ответ по заданию 2 и 2 ошибок в задании 1.
2 (неудовлетворительно) - за правильный ответ по заданию 2 и более 4 ошибок в задании 1 или за неправильный ответ по заданию 2 и более 2 ошибок в задании 1.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ №12.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧИ.
Задача №1.
Решение задачи:
1.Риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 20% - риск очень высокий.2.Если пациент бросит курить , то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 10% - риск высокий, но меньше предыдущего в 2 раза.
3.Если пациент еще и начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 7% - риск все еще высокий, но меньше предыдущего на 3% , и меньше от исходного почти в 3 раза. 4.Если пациент не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 5 лет, то есть ему станет 65 лет, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 29% - риск очень высокий, и выше исходного почти в 1,5 раза.Задача №2.
Решение задачи:
1.Риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 22% - риск очень высокий.2. Если пациентка снизит уровень холестерина до нормы , то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 15% - риск высокий, но меньше предыдущего почти в 1,5 раза.
2.Если пациентка бросит курить , то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 12% - риск высокий, но меньше предыдущего почти в 2 раза.
3.Если пациент еще и начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 6% - риск все еще высокий, но меньше предыдущего в 2 раза , и меньше от исходного почти в 4 раза.
Задача №3.
Решение задачи:
1.Риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 7% - риск очень высокий.2.Если пациент нормализует уровень холестерина, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 5% - риск высокий, но меньше предыдущего .3.Если пациент еще и начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 3% - риск повышенный, но меньше предыдущего на 2% , и меньше от исходного почти в 2 раза. 4.Если пациент не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 5 лет, то есть ему станет 60 лет, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 10% - риск очень высокий. Через 10 лет риск составит 15%.
Задача №4.
Решение задачи:
1.Пациентке почти 60 лет.Риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 5% - риск высокий.
2.Если пациентка нормализует уровень холестерина, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 3% - риск повышенный, но меньше предыдущего .3.Если пациент еще и начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 2% - риск повышенный, но меньше предыдущего , и меньше от исходного почти в 2 раза.
4.Если пациент не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 5 лет, то есть ей станет 65 лет, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 8% - риск высокий. Задача №5.
Решение задачи:
1.Риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 4% - риск повышенный.2.Если пациент бросит курить , то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 2% - риск повышенный, но меньше предыдущего в 2 раза.
3.Если пациент еще и начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 1% - риск низкий, и меньше предыдущего в 2 раза, и меньше от исходного в 4 раза. 4.Если пациент не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 5 лет, то есть ему станет 50 лет, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 14% - риск очень высокий, и выше исходного почти в 3 раза.Список литературы.
Бойцов С.А., Ипатов П.В., Калинина A.M., Вылегжанин С.В., Гамбарян М.Г.,Еганян Р.А., Зубкова И.И., Пономарева Е.Г., Соловьева С.Б. Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения. Методические рекомендации. Издание 2-е с дополнениями и уточнениями - 83 с. Утверждены главным специалистом по профилактической медицине Минздрава России 6 августа 2013 г.
Бритов А.Н. , проф. Поздняков Ю.М. и др. Кардиоваскулярная профилактика. Национальные рекомендации. Журнал "Кардиоваскулярная терапия и профилактика", 2011; 10 (6) Москва, 2011.
Остроумов О. Д. Артериальная гипертония. В помощь практическому врачу. Рекомендации для пациентов. Материалы д. м. н., профессора кафедры внутренних болезней № 3 Московского государственного медико-стоматологического университета (заведующий кафедрой академик РАМН, профессор Соколов Е. И.).
Солодовников Ю.Л.. «Основы профилактики».Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений СПО. Москва, 2013.
Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике /М. ГЭОТАР-Медиа, 2007:
Интернет ресурс: http//cons-plus.ru: http://www.gnicpm.ruОстровская И.В. Широкова Н.В и др. Основы сестринского дела алгоритмы манипуляций. ГЭОТАР-Медиа, 2013