Психолого — педагогическое сопровождение литературных способностей детей старшего дошкольного возраста.


Психолого - педагогическое сопровождение литературных способностейдетей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольники смогут их раскрыть. Именно поддержка со стороны педагогов и родителей поможет добиться им успеха в творческой деятельности, важной в т. ч. для развития литературных способностей.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.
В педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно - речевая деятельность детей». По своему содержанию эта деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др. Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников. В соответствии с программой педагоги знакомят детей с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание – важная задача.
В процессе ознакомления старших дошкольников с литературным произведением необходимо сформировать следующие умения:
- Слушать литературные произведения, соотносить имеющийся опыт с изображенными фактами; устанавливать разнообразные связи в тексте, понимать основную мысль произведения, разнообразные мотивы поведения героев; оценивать действия и поступки.
-Умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью (эмоционально откликаться на литературное произведение, содействовать и сопереживать герою;
- проникать в мир чувств и настроений литературных героев;
- воссоздавать в воображении сотворенные автором образы (событий, обстановки, героев);
Языковые умения (слышать и воспринимать особый строй художественной речи; различать значения многозначных слов, понимать прямой и переносный смысл;
- выделять в произведении некоторые языковые изобразительные средства (сравнения, метафору, эпитет, рифму и др.)  Несмотря на то, что согласно исследованиям специалистов активное развитие литературных способностей относится к школьному возрасту, первые проявления их отмечаются уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в виде словесного творчества. Кроме того, элементы словесного творчества, характерной особенностью которых является связь с движениями и плясками, встречаются и в более ранний период.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети начинают сочинять примитивные по форме и содержанию сказки, рассказы, стихи, связь с действием становится не обязательной.
К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, они отличаются наличием новых образов. Однако в основе их содержания чаще всего лежат известные детям литературные произведения.
В работах Л. С. Выготского говорится о том, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития. В качестве мотивации детского творчества выступают положительные эмоции, испытываемые ребенком в процессе сочинительства, они побуждают его преодолевать трудности, придают уверенность, способствуют развитию гармоничной творческой личности.
Ввиду того что творчество в дошкольном детстве становится универсальным и естественным способом существования ребенка, появляются прекрасные возможности для развития литературных способностей именно в этом возрасте.
При этом важно, чтобы ребенок учился не только воспринимать художественную литературу, что в дальнейшем будет способствовать формированию у него поэтического слуха, умения лучше чувствовать красоту и богатство речи, но и личностно раскрываться в словесном творчестве, сохраняя при этом свою индивидуальность. Для этого необходима организация психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей, предполагающего взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей.
Используемые педагогами методы и приемы ознакомления детей с литературой разнообразны. Процесс литературного развития старших дошкольников будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий:
- создание комплекса занятий, разработанного с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, включающего проведение основных видов занятий: тематические, теоретические, творческие, аналитические;
- ежедневное чтение в свободной форме;
- организация тематических выставок, вечеров литературных развлечений, литературных праздников;
- создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие читательского интереса у детей;
- вовлечение родителей в процесс семейного чтения, является неотъемлемой частью развития литературных способностей детей.
Для этого родителям надо рекомендовать:
- Относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми;
-создавать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
-читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
-обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.
Необходимо управлять процессом развития литературных способностей, раскрывая при этом творческий потенциал дошкольников, создавая условия для гармоничного развития каждого ребенка.
Для этого педагоги в работе с родителями могут использовать следующие формы:
- Просветительская
- Консультативная
– Информационная
Психолого-педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольники смогут их раскрыть. Именно поддержка со стороны педагогов и родителей поможет добиться им успеха в творческой деятельности, важной в т. ч. для развития литературных способностей.
В последние годы проблема развития одаренности в детском возрасте становится все более актуальной. На основе «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утв. Президентом РФ 03.04.2012, разработан комплекс мер по ее решению. На государственном уровне формулируется задача выявления особой одаренности, незаурядных достижений у детей, а также сохранения и реализации этого потенциала.
По мнению Н. С. Лейтес, первостепенное значение для умственного развития детей принадлежит возрастной чувствительности — сензитивности.
Вместе с тем это одна из наиболее сложных проблем дошкольного образования, имеющая ряд серьезных рисков для развития ребенка, становления его личности.
Так, важным в работе с одаренными детьми является возможность реализации их специальных способностей, востребованность в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Если в детском саду работает специалист высокого уровня, творческий человек (художник, танцор, музыкант или детский писатель, как в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31 „Забава“»), то его фигура становится центральной в деятельности по развитию детской одаренности, специальных способностей детей в конкретной сфере.
Специальные способности — это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности. Среди специальных способностей наряду с музыкальными, художественными и театральными выделяют литературные способности.
Несмотря на то, что согласно исследованиям специалистов активное развитие литературных способностей относится к школьному возрасту, первые проявления их отмечаются уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в виде словесного творчества. Кроме того, элементы словесного творчества, характерной особенностью которых является связь с движениями и плясками, встречаются и в более ранний период.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети начинают сочинять примитивные по форме и содержанию сказки, рассказы, стихи, связь с действием становится не обязательной.
К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, они отличаются наличием новых образов. Однако в основе их содержания чаще всего лежат известные детям литературные произведения.
В работах Л. С. Выготского говорится о том, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития. В качестве мотивации детского творчества выступают положительные эмоции, испытываемые ребенком в процессе сочинительства, они побуждают его преодолевать трудности, придают уверенность, способствуют развитию гармоничной творческой личности.
Ввиду того что творчество в дошкольном детстве становится универсальным и естественным способом существования ребенка, появляются прекрасные возможности для развития литературных способностей именно в этом возрасте.
При этом важно, чтобы ребенок учился не только воспринимать художественную литературу, что в дальнейшем будет способствовать формированию у него поэтического слуха, умения лучше чувствовать красоту и богатство речи, но и личностно раскрываться в словесном творчестве, сохраняя при этом свою индивидуальность. Для этого необходима организация психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей, предполагающего взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение — это сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.). Психолого-педагогическое сопровождение предполагает отслеживание изменений, которые происходят в процессе развития воспитанника, а также учет его возрастных особенностей.
Так, на основе фундаментальных трудов отечественных психологов в сфере изучения одаренности и способностей детей (Б.М. Теплова, В.Н. Мясищева, А.В. Запорожца, П.М. Якобсона), методических рекомендаций по работе с одаренными и талантливыми детьми, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОО, в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31 „Забава“» была спроектирована модель психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста (далее — модель психолого-педагогического сопровождения).
Для реализации данной модели на базе ДОО был создан филиал студии творческого развития «Дар» (далее — СТР «Дар»). Психолого-педагогическое сопровождение развития литературных способностей воспитанников осуществляется руководителем СТР «Дар» и педагогом-психологом ДОО в соответствии с разработанным планом (приложение 1).
Основной целью работы специалистов, распределение сфер ответственности которых представлено в приложении 2, стало создание условий для развития литературных способностей детей 5–7 лет.
На основе цели были сформулированы следующие задачи:
создание постоянно действующей системы выявления и развития литературных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
составление плана работы ДОО по развитию литературных способностей детей старшего дошкольного возраста;
подготовка пакета диагностических методик для выявления предпосылок развития литературных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
координация и интеграция деятельности специалистов и родителей;
направление детей, показавших высокие результаты в ходе первичной диагностики, в СТР «Дар»;
разработка и проведение в соответствии с календарем памятных дат серии интерактивных игр для воспитанников старших и подготовительных групп и их родителей;
активизация участия детей в литературных конкурсах и фестивалях разного уровня;
создание условий для публикации детских работ в СМИ.
Согласно модели психолого-педагогического сопровождения работа специалистов включает несколько этапов: диагностический, практический и заключительный.
На первом этапе проводится диагностика предпосылок развития литературных способностей дошкольников:
диагностика развития речи (методика «Словарная мобильность» В.В. Клименко);
определение уровня развития любознательности (методика «Сказка» Н.И. Гуткиной);
диагностика уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы (методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко);
определение уровня развития воображения (методика «Придумай рассказ», Р.С. Немова).
По результатам обследования формируются группы детей для посещения СТР «Дар».
Второй этап психолого-педагогического сопровождения раскрывает содержание работы педагогических работников с воспитанниками в процессе разнообразной совместной со взрослыми, самостоятельной и дополнительной образовательной деятельности.
На этом этапе дошкольники, показавшие высокие результаты в ходе первичной диагностики, посещают занятия в СТР «Дар», где они занимаются по авторским учебникам руководителя студии. Педагог-психолог проводит с детьми игровые тренинги, направленные на развитие социально-личностной сферы.
Для всех воспитанников старших и подготовительных групп и их родителей регулярно проводятся интерактивные игры, посвященные творчеству известных писателей, художников, музыкантов, важным историческим событиям.
Каждая интерактивная игра проводится по авторскому сценарию. Причем для каждого ребенка руководителем студии пишется стихотворение с учетом его индивидуальных особенностей. Участие в таких играх позволяет дошкольникам проявить свои творческие способности.
Кроме развития литературных способностей, важной задачей подобных мероприятий является патриотическое воспитание детей, развитие у них чувства гордости за свою страну. Помимо этого, интерактивная игра в обязательном порядке включает в себя набор упражнений, направленных на развитие психических процессов, произвольности и самоконтроля, расширение кругозора, что способствует в т. ч. формированию психологической готовности воспитанников к обучению в школе.
Воспитанники ДОО регулярно участвуют в городских, областных и всероссийских фестивалях и конкурсах литературной направленности («Городском конкурсе художественного слова», литературно-творческих конкурсах «Рождественское чудо», «Чудо-дерево», «Филимоновское чудо»).
Благодаря сотрудничеству детского сада с городскими газетами «Обнинск» и «Территория весны» у дошкольников есть возможность опубликовать свои работы.
Заключительный этап предполагает обобщение и систематизацию результатов работы по психолого-педагогическому сопровождению развития литературных способностей воспитанников. Для этого используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов:
качественные показатели (наличие побед детей в различных конкурсах, фестивалях, выставках городского, областного, всероссийского уровней);
тестовые процедуры: определение уровня развития воображения (методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова), оценка беглости, гибкости и оригинальности мышления (методика «Назови картинку» А.А. Лосевой);
неформальные показатели (интерес детей к мероприятиям, увеличение численности воспитанников, участвующих в мероприятиях литературной направленности).
Так, за период реализации модели психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей интеллектуально-творческие занятия посетили 35 воспитанников ДОО, 100 дошкольников вместе с родителями приняли участие в интерактивных играх. Только за последние два учебных года воспитанники приняли участие в 8 конкурсах городского и федерального уровней.
В городской газете «Территория весны» был опубликован целый ряд документальных зарисовок, написанных детьми совместно с родителями в рамках проекта «Дорогие мои старики». Сказки, придуманные воспитанниками в рамках конкурсов «Рождественское чудо» и «Чудо-дерево», также были представлены на страницах газет «Обнинск» и «Территория весны». При этом для иллюстрации публикаций использовались детские рисунки. Кроме того, вместе с мамами и папами дошкольники обратились к своей родословной, вспомнили важные события из жизни их бабушек и дедушек. Результаты проделанной работы они представили сверстникам в группах, а также подготовили материалы для печати в газете.
Таким образом, предложенная модель психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста позволила эффективно управлять процессом развития данного вида способностей, раскрывая при этом творческий потенциал дошкольников, создавая условия для гармоничного развития каждого ребенка.
Приложение 1
Перспективный план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста на 20 ___ — 20___ учебный год
Срок проведения Мероприятие Ответственный
Сентябрь Комплексный мониторинг по выявлению литературных способностей детей старшего дошкольного возраста Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг) Руководитель СТР «Дар»
Октябрь — май Проведение интеллектуально-творческих занятий в рамках деятельности СТР «Дар» Руководитель СТР «Дар»
Консультирование педагогов и родителей Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Октябрь Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг) Руководитель СТР «Дар»
Участие воспитанников в городском конкурсе чтецов в рамках городского фестиваля детского творчества «Мы родом из детства» Руководитель СТР «Дар»
Октябрь — апрель Игровые тренинги «Давай познакомимся» Педагог-психолог
Ноябрь Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг) Руководитель СТР «Дар»
Декабрь Участие в проекте «Дорогие мои старики» (газета «Территория весны») Руководитель СТР «Дар»
Публикация зарисовок и рассказов детей в газете «Территория весны» Руководитель СТР «Дар»
Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг) Руководитель СТР «Дар»
Декабрь — январь Участие в городском литературно-творческом конкурсе «Рождественское чудо» Руководитель СТР «Дар»
Январь Публикация рождественских сказок в газете «Территория весны» (конкурс «Рождественское чудо») Руководитель СТР «Дар»
Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг) Руководитель СТР «Дар»
Февраль Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг) Руководитель СТР «Дар»
Март Интеллектуально-творческая игра «Удивительная кошка», посвященная Всемирному дню кошек Руководитель СТР «Дар»
Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг) Руководитель СТР «Дар»
Март — апрель Участие в городском литературно-творческом конкурсе «Чудо-дерево», посвященном творчеству К. И. Чуковского Руководитель СТР «Дар»
Апрель Интеллектуально-творческая игра, посвященная Дню космонавтики Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг) Руководитель СТР «Дар»
Май Интерактивная игра «Здравствуй, детский сад!», посвященная творчеству поэта и композитора П.А. Синявского Руководитель СТР «Дар»
Участие в «Костре Чуковского» (Переделкино) совместно со студией творческого развития «От 2-х до 5-ти» (при библиотеке К.И. Чуковского, Переделкино) Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг) Руководитель СТР «Дар»
Итоговая интерактивная игра «Все вместе!» Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Мониторинг эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Приложение 2
Распределение сфер ответственности участников психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста
Мероприятие Исполнители и ответственные
Анализ и создание условий, необходимых для реализации модели психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Комплексный мониторинг по выявлению литературных способностей детей старшего дошкольного возраста Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Проведение игровых тренингов с детьми, показавших высокие результаты в ходе мониторинга Руководитель СТР «Дар»
Тренинговое развитие эмоционального мира ребенка (игровые тренинги «Давай познакомимся») Педагог-психолог
Подготовка детей к участию в конкурсах и фестивалях литературной направленности Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Подготовка и оформление материалов для публикации в СМИ Руководитель СТР «Дар»
Подготовка и проведение интерактивных игр для детей и родителей Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Подготовка наглядно-текстового и раздаточного материала для родителей Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Анализ коллективных и индивидуальных достижений воспитанников ДОО Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Мониторинг эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог
Приложение 3
Сценарий интерактивной игры «Заветная дорожка», посвященной творчеству поэта П.А. Синявского
Цель: расширение знаний детей о творчестве П.А. Синявского с помощью игр и заданий, основанных на произведениях автора.
Задачи:
создание положительного эмоционального настроя;
развитие внимания, мышления, речи;
создание условий для формирования элементов произвольности психических процессов у детей.
Ход игры:
(Дети входят в зал под «Марш боевого братства», муз. Г. Мовсесяна, сл. П. Синявского.)Ведущий:Здравствуйте, дети!Самые смешливые на свете!Самые игривые на свете!Здравствуйте, дети!Вы готовы, как всегда?
Дети: Да!
Ведущий: Наступили холода?
Дети: Да!
Ведущий: Но ведь это не беда?
Дети: Да!
Ведущий: Пригодится нам вода?
Дети: Да!
Ведущий: Пригодятся провода?
Дети: Нет!
Ведущий: Пригодится в зале свет?
Дети: Да!
Ведущий: Пригодится табурет?
Дети: Да!
Ведущий:Значит, праздник начинаемИ дорожку открываем!Раз, два, три, четыре, пять,Будем с вами мы…
Дети: Играть (читать, считать, мечтать)!
(Ведущий раскатывает дорожку и приглашает детей к игре.)
Ведущий:Жил поэт на свете, детиВ детстве завали его…
Дети: Петя!
Ведущий:Вырос он, его потомСтали величать…
Дети: Петром!
Ведущий:Петр Синявский нам известен,И стихи его, и песниЗдесь расскажем и споемМы на празднике своем.
(Ведущий становится на дорожку, которая разделена на несколько частей — «заданий». В процессе игры он продвигается по секторам дорожки и объявляет очередное задание.)Ведущий:По дорожке мы пойдем,На дорожке мы найдем,Скажите-ка, ребятки,Что мы найдем…
Дети: Загадки (тетрадки, закладки)!
Ведущий:Да, в этой тетрадке —Умные загадки.Их Синявский сочинил,К празднику нам подарил.
(Дети отгадывают «Загадки зимнего двора» П. Синявского.)
Ведущий:По дорожке мы пойдем,На дорожке мы найдемЧудо-макаронину,Не свою, «воронину».Будем с ними мы игратьИ внимание развивать.У Петра Алексеевича Синявского есть стихотворение про ворону и макароны. Вот вам следующее задание: если я махну правой рукой, вы должны сказать «вороны», а если левой - «макароны».
(Проводится игра «Вороны-макароны». Ведущий в процессе игры пытается запутать детей, машет обеими руками, путает руки.)Ведущий:Раз, два, три, четыре, пять,Будем мы стихи читать.Тот, кто первым стих прочтет —Тому внимание и почет.
(Дети читают стихотворения П. Синявского из цикла «Буду директором детского сада»: «Прощай, подушка!», «Зарядка», «Тетя повар», специально выученные к мероприятию.)Ведущий:А теперь споем мы вместе!Уши, руки, нос — на месте?Мы споем для вас ушами,И ногами, и глазами.Раз, два, три, четыре, пять,Смело можем начинать!
(Звучит запись песни «Рисунок» (сл. П. Синявского), дети пантомимой иллюстрируют ее, выполняя движения в соответствии с текстом.)
Ведущий:По дорожке мы пойдем,На дорожке мы найдемШарики, цветочки,Косыночки, платочки.Все с собой возьмем сейчасИ станцуем вальс для вас.
(Звучит музыкальный фрагмент из песни «Тучи в голубом», муз. А. Журбина, сл. П. Синявского, В. Аксенова.)Ведущий:Раз и два, раз и два,(Шагают по дорожке.)Вот еще задание.Пригодится головаВ нашем состязании.
(Проводится игра «Перенеси то, что принадлежит П. Синявскому». Дети переносят со стола на стол только те предметы, которые есть в названиях стихотворений поэта: подушка, котенок, повар, макароны, ворона, жук, оса, рисунок, божья коровка.)Ведущий:Если кто-то вдруг споет — мы услышим пение. Но сегодня слушаем Петра Синявского стихотворения.
(Дети читают стихотворения П. Синявского из цикла «Буду директором детского сада»: «Котенок полосатик», «Старший брат», «Тихий час», «Концерт», специально выученные к мероприятию).Ведущий:Всю дорожку мы прошли,На дорожке мы нашлиМного интересного,Даже неизвестного.Мы стихи читали,И загадки отгадали,И немного поиграли,Даже танец станцевали.Вот закончилась игра,Расставаться нам пора!Всем спасибо за внимание,Скажем дружно…
Дети: До свидания!
(Дети выходят из зала под «Марш боевого братства», муз. Г. Мовсесяна, сл. П. Синявского.)