Научно-исследовательская работа по музыке на темуПесни военных лет, как связующая нить прошлого и настоящего моей семьи

Министерство образования Республики Башкортостан
"Отдел образования"городского округа
г. Стерлитамак Республики Башкортостан





Научно-исследовательская работа
на тему:

"Песни военных лет, как связующая нить прошлого и настоящего моей семьи"


Выполнила: ученица 4б класса
МАОУ "СОШ № 12 с УИОП"
Нигматуллина Эмилия
Руководитель: учитель музыки
МАОУ "СОШ № 12 с УИОП"
Пустовалова Н.Н.






2015

Содержание
Введение...................................................................................... ..3
Часть I. Моя семья в годы Великой Отечественной войны.....5
Часть II. Песни военных лет сегодня............................................9
Часть III. В чём сила военной песни............................................11
Заключение.....................................................................................14
Источники ................................................................................... ..15
Приложение.....................................................................................16













Введение
"Кто не знает своего прошлого -
лишен будущего"
Народная мудрость.
После войны прошло уже почти 70 лет. Но трудно найти семью, которой бы она не коснулась. Участников войны, которые завоевали нам победу, чтобы мы жили счастливо и наслаждались жизнью, осталось не так уж и много. Независимо от того, сколько времени прошло с окончания войны, мы все должны всегда помнить, кому мы обязаны жизнью. К сожалению, нельзя и сегодня сказать, что вопрос о войне не актуален. Поэтому тема моей работы выбрана далеко не случайно.
Однако, исследование истории нашей семьи началось давно, только я в этой работе никогда еще не принимала участия. Так же не случайно обращение в моей работе к песне. Не знаю, музыкальная ли у меня семья, но когда огромная семья собиралась за столом, то по рассказам бабушки, все обязательно пели. А еще мои мама и бабушка пели когда-то в школьном хоре. Моя старшая сестра,Ивушка,закончила музыкальную школу № 1 и сейчас не расстаётся с музыкой. Она участвует в городских и региональных вокальных конкурсах и завоёвывает призовые места. Я тоже люблю петь, в прошлом году я участвовала в школьном конкурсе "Минута Славы" и заняла в нем призовое место.
В данной работе я попытаюсь объединить прошлое и настоящее моей семьи с помощью песни.
Цель работы: сохранение исторической памяти моей семьи для будущих поколений.
Задачи:
1. Исследовать биографический материал о моих родственниках - участниках Великой Отечественной войны.
2. Собрать сведения о том, какие песни ВОВ сегодня самые популярные среди учеников нашего класса и их родителей.
3. Определить значимость военных песен в годы ВОВ.
Актуальность в необходимости понимания значения семьи, получения знаний о своих корнях, чтобы чувствовать себя звеном большой исторической цепи.
Объект исследования: история моей семьи в годы ВОВ и песни данной тематики.
Методы исследования: изучение и анализ архивной документации из истории моей семьи, литературных источников и интернет - ресурсов, анкетирование, эксперимент.
Этапы работы:
1. Подготовительный (планирование, сбор материала)
2. Основной (реализация намеченного плана)
3. Защита работы















Часть I. Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
В моей семье прадедушки и прабабушки воевали в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Никто не остался в стороне - кто-то воевал на фронте, кто-то был тружеником тыла.
Романика Семен Иванович (участник двух войн:Финской и Великой Отечественной),
Романика Мария Афанасьевна (разделившая судьбу военного),
Лукьянов Фёдор Андреевич (участник Великой Отечественной войны)
Молчанова Анна Афанасьевна (участник Великой Отечественной войны),
Романика Леонид Иванович (участник Великой Отечественной войны),
Кононов Александр Михайлович (участник Великой Отечественной войны),
Старостина Валентина Федоровна (труженик тыла),
Лукьянов Веналий Федорович (труженик тыла).
РОМАНИКА СЕМЕН ИВАНОВИЧ
Родился 17 апреля 1909 г. в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. Отец Романика Иван Иванович служил почтальоном. Мать звали Мария Тарасовна (в девичестве Матюха).
В 1930 г. женился на моей прабабушке Марии Афанасьевне.
Жили в селе Фитиж, где 04.05.1932 родилась первая дочь Людмила.
1937 г. - Семен Иванович окончил Харьковское военное пограничное училище НКВД СССР. Мария Афанасьевна работала в столовой этого училища официанткой.
После окончания училища в 1937 г. прадеда назначают заместителем начальника 28 пограничной охраны Тувинской АССР.Жили на Тувинской границе Красноярского края. Тува- тогда это была пограничная территория между Китаем, Россией и Монголией.
Бабушка рассказывала, что у деда был «боевой товарищ»- конь Напев. И еще момент: однажды дед долго работал, незаметно для себя уснул за столом. На столе стояла горевшая свеча (наверное, работал за свечкой) и одежда деда загорелась. Были серьезные ожоги.
29.04.1939 в селе Верхне-Усинское Красноярского края родилась вторая дочь, Неля.
Романика Семен Иванович участвовал в Финской войне (вооружённый конфликт между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года). Попал в окружение с другом по фамилии Педан. Педана расстреляли, а Семен Иванович бежал по снегу и провалился в медвежью берлогу (что и спасло ему жизнь). Долго там пролежал, обморозил ноги. В это время их жены с детьми были в Харькове.
1941-1945. С первых дней войны воевал на Калининском фронте, капитан пограничных войск, был несколько раз ранен, есть награды.
Вот выписка из газеты «НА ЗАЩИТУ РОДИНЫ» (Красноармейская газета Н-ского соединения войск НКВД № 24, суббота 7 ноября, 1942 г.): «Лейтенант т. Романика Семен Иванович участник Великой Отечественной Войны. За два с половиной месяца пребывания на фронте истребил 15 фрицев, из них двух офицеров и одного унтер-офицера. Два раза ранен.
Он хорошо овладел стрельбой из пистолета, снайперской винтовки и ручного пулемета. На инспекторской проверке по стрельбе из нагана из 30 возможных выбил 25 очков.
Тов. Романика отличник боевой и политической подготовки, инициативный, выдержанный и исполнительный командир. За примерное знание материальной части оружия, уставов и успешную тактическую подготовку отмечен благодарностями от командования соединения и от командира части т. Одоевцева.»
После госпиталя –начальник штаба ПВО г. Минска. Минск освобожден  3 июля 1944 года. Мария Афанасьевна с детьми переехала к нему. Мария Афанасьевна вспоминала, что город был весь разбит, везде одни военные. Она пошла в летний туалет, рядом была траншея, из которой торчали детские ручки, засыпанные землей.
Поселили семью Романика в большой квартире, где им отведена была кухня.Там стояли 2 солдатские кровати, стол, бегали крысы, было очень холодно. Голод. Потом семье дали новое жилье - подвальное помещение. Затем прадеда переводят в Гродно.
15 февраля 1948 г. в Гродно родилась третья дочь - Алла (моя мама).
После войны прадеда направили на учебу с дальнейшим переездом в Башкирию.
11.11.1950-10.03.1951- обучался на курсах повышения квалификации инженерно-технических работников при Новосибирском Инженерно-строительном институте им. Куйбышева.
Выписка из документов: 23.02.1950 г.- «Капитан Романика С. И. состоит на службе в Стройуправлении № 18 МВД СССР в должности- прораб».
В 1950 г. Семен Иванович переехал в Башкирию. Жили в палатках около Ишимбая, строили город Салават. В 1951 г. к нему перебралась вся семья.
Построен Салават, работает знаменитый Салаватскийнефтеперебатывающий завод. И в списки строителей этих важных объектов вписано имя моего прадеда.
Умер: 24.08.1971, похоронен в г. Салавате.
ЛУКЬЯНОВ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ
Это прадед моей мамы или мой пра-прадед.
Родился 06.07.1903 г. в г. Стерлитамаке. Учился в гимназии.
Федор Андреевич во время войны (1941-1945) воевал в Мурманске. Во время войны получил ранение.
В ходе Великой Отечественной войны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен. После войны Федор Андреевич вернулся домой, работал на Стерлитамкском Пивзаводе.
МОЛЧАНОВА АННА АФАНАСЬЕВНА
(Сестра моей прабабушки Романика Марии Афанасьевны)
Родилась 12.12.1912 в селе Фитиж, Льговского уезда, Курской губернии.
Образование: 4 кл. До войны жила в Воронеже.
Участница ВОВ. Во время войны была на фронте (в 1941 году ей было 29 лет). Выполняла обязанности медсестры, повара, прачки. Воевала в г. Самарканде.
Узбекистан стал одними из важнейших эвакуационных центров. Сюда со всей страны эвакуировались люди, учреждений науки и культуры. Формировались госпитали, военные училища, осуществлялась подготовка резервов для Красной Армии и обучение населения военному делу. По особым военным заданиям работали физики, математики, конструктора и ученые других специальностей. В годы войны это была основная хлопковая база страны, производство продовольственных культур.
После войны вернулась в Фитиж. В 1946 году - приехала в г. Гродно.
Анна в 59-м году вернулась к сестре (Марии Афанасьевне) в г. Салават.
08.09.1959 – 01.02.1971 Работала в детской объединенной больнице г. Салавата. За хорошие показатели в работе и чуткое отношение к детям неоднократно объявлялись благодарности, премирована денежной премией, была занесена на доску почета.
Умерла: 11.06.1996 г. в Салавате





Часть II. Песни военных лет сегодня.
Песня - это душа народа. Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет? Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни о войне так же "канут в лету"?
Исследуя историю своей семьи, мне стало интересно узнать о том, какие из военных песен живут в памяти людей сегодня.
Мы провели опрос среди родителейиучеников 4б класса на тему:Какие песни ВОВ вы знаете? Где можно сегодня услышать военные песни? Нужно ли нам знать песни военных лет? Если да, то для чего? В опросе принимало участие 18 учеников и их родители. Мы представили результаты данного опроса в виде таблицы:
Таблица 1.
Какие песни ВОВ вы знаете?

10 человек
«Катюша»

8человек
«День Победы»

7человек
«В землянке»

4 человека
«Смуглянка»

3человека
«Священная война»

3человека
«Темная ночь»

3человека
«Прощание славянки»

Таблица 2.
Где можно сегодня услышать военные песни?

12 человек
По телевизору

3 человека
По радио

3 человека
В школе

Таблица 3.
Нужно ли нам знать песни военных лет? Если да, то для чего?

18 (все)
Да, нужно, чтобы не забывать о подвиге советских солдат


В результате данного опроса можно сделать вывод, что самыми популярными среди учеников 4б класса и их родителей являются песни:
"Катюша"
"День Победы"
«В землянке»
Сегодня песни военных лет звучат по радио, по телевидению: в популярных телепередачах и в школе. Отвечая на третий вопрос, все были едины в одном : обязательно нужно знать песни военных лет - это поможет нам помнить о подвиге народа. О том, какой ценой досталась им Победа.




















Часть III. В чём сила военной песни.
Мы выяснили, что военная песня - это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
Испокон веков музыка являлась грозным и очень действенным оружием в борьбе. "Музыка удваивает, утраивает армию", говорил Александр Васильевич Суворов. "Фронтовая песня - это винтовка. Враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия". Данные высказывания позволили нам выдвинуть предположение, что песни, исполняемые в годы войны обладают особой силой , способны объединить людей и поднять их боевой дух. Тем самым они внесли свой неоценимый вклад в дело Победы.
Для проверки нашего предположения, среди учеников 4б класса был проведен эксперимент о влияния военной песни на настроение детей 10-11 лет. В качестве музыкального материала была выбрана одна из популярных военных песен нашего класса ,песня- марш "Священная война". Учащимся 4б класса было предложено:
1. Выбрать один из предложенных цветов (синий, зеленый, оранжевый, желтый, красный, коричневый, черный, серый- цвета из теста Люшера );
2. Слушание песни - марша "Священная война";
3. Еще раз выбрать один из 8 цветов.
Итоги эксперимента мы представили в виде диаграммы.
Итак, после прослушивания песни-марша "Священная война", у 17% ребят появились такие качества и эмоции, как мужество, целенаправленность и активность, которые не наблюдались ранее в данной группе. Так же появилось отрицание, протест, и склонность к самоограничению. В остальных цветовых показателях изменились только количество процентов. Данный эксперимент показывает, что песни времен Великой Отечественной войны действительно способны наделять людей Мужеством, наполняют верой в Победу.
Таким образом, наше предположение подтвердилось.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Заключение
В процессе работы мы исследовали биографический материал о моих родственниках - участниках Великой Отечественной войны, определили самые популярные военные песни среди учеников нашего класса и их родителей , доказали , что военные песни способны поднимать дух людей и в наше время.
Я не могу сегодня поговорить со своим прадедушкой , прабабушкой, и другими родственниками, которых унесли война и время. Но я могу петь те же песни, которые они пели в своё время и они смогут соединить то, что другие соединить не в силах.
С первого взгляда, может,
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Песни военных лет?

Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине.
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.

Стершиеся чернила,
Выцветшая тетрадь,
Строки, с какими было
Легче нам умирать.

Песни поры военной
Что сберегли для нас,
Весь неприкосновенный
Наших сердец запас.
Сергей Островой

Завершая свою работу ,мне хочется пожелать своим сверстникам начать изучение истории своей семьи, чтобы убедиться, что настоящие Герои находятся не где-то далеко, а здесь, в своей семье .И мы являемся продолжением тех, кто по наследству и через песни передали нам Мужество, Отвагу, Честь и умение Любить свою Родину.

Источники:
1. Архивные документы семьи Лукьяновых и Романика..
2. Результаты анкетирования.
3. Результаты эксперимента.
4. Интернет-ресурсы: Цветовой тест Люшера.


























Приложение1. Таблица 5.
Эмоциональное состояние ребят до прослушивания песни-марша "Священная война"

39%
синий
Воля к жизни, свобода, сила, энергия.

28%
оранжевый
Уверенность, оптимизм, активная жизненная позиция

22%
желтый
Дисциплинированность, организованность, бескорыстие, внутренняя радость

6%
зеленый
Гармония и стабильность в жизни

6%
коричневый
Внутреннее равновесие, чувство защищённости

Таблица 6.
Эмоциональное состояние ребят после прослушивания песни-марша "Священная война"

22%
синий
Воля к жизни, свобода, сила, энергия.

22%
желтый
Дисциплинированность, организованность, бескорыстие, внутренняя радость

17%
красный
Мужество, целенаправленность, активность

11%
черный
Отрицание , протест, требовательность

11%
оранжевый
Уверенность, оптимизм, активная жизненная позиция

11%
серый
Не желание выделяться из толпы, склонность к самоограничению


песни войныРисунок 2E:\программы по музыке\готовые программы по музыке 2014 года\песни войны.jpgRoot Entry