Рабочая программа внеурочной деятельности Робототехника 7-8 классы


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ольховатская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского муниципального района Воронежской области
Программа рассмотрена и одобрена на заседании
ШМО классных руководителей МКОУ Ольховатская СОШ
От « 28 » августа 2015 г. Протокол № 1
Утверждаю
Директор МКОУ Ольховатская СОШ
____________ Н.И. Бердник
Приказ от « 28 » августа 2015 г. № 45/2 - О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «3d моделирование»
для учащихся 7-8 классов
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа подготовлена
учителем информатики и ИКТ
Г.В. Меркуловой
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «3d моделирование» в 7-8 классах разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897.
2. Учебного плана МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год.
Выбор данной программы по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал.В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
В структуру программы включены следующие разделы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения обществознания на ступени основного общего образования.
Содержание учебного курса «3d моделирование» в 7-8 классах
Тематическое планирование занятий в 7-8 классах
Система оценки достижения планируемых результатов
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс «3d моделирование» на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Курс «3d моделирование» основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс «3d моделирование» основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта
Отбор содержания проведен с учетом изучения фундаментальных основ информатики, формирования информационной культуры, развития алгоритмического мышления, реализованности в полной мере общеобразовательного потенциал этого курса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «3d моделирование» строится с учетом следующих содержательных линий:
Содержание структурировано в виде разделов:
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание предмета представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения как основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Содержание курса «3d моделирование» обеспечивает преемственность по отношению к начальной, основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами математики, физики, химии, биологии курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. 3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 34 часов для изучения курса «3d моделирование» в классах из расчета 1 часа в неделю в течение всего года.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение «3d моделирование» в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Сформировать умения строить модели по схемам;
Получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;
Проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
Развитие мелкой моторики;
Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности работе.
Задачи обучения:
приобретение навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
освоение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики на ступени основного общего образования
Изучение курса ««3d моделирование» в 7-8 классах направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Прогнозируемые результаты:
Знание интерфейса Blender; понятие трехмерного объекта; виды и преобразование трёхмерных объектов и групп объектов; виды стандартных и расширенных архитектурных объектов; методы создания и назначения материалов; виды, настройка и правила расстановки источников света; общие сведения об анимации; создание и настройка съёмочных камер; визуализация сцены; Rendering; эффекты окружающей среды (взрывы, огонь, туман); спецэффекты с системами частиц; понятия стиля, цветовой гаммы, композиции, пропорциональности, функциональности и эргономичности; этапы создания интерьера; моделирование предметов интерьера и техники.
Учащиеся будут уметь:
Создавать трёхмерные объекты различной степени сложности и сложные трёхмерные сцены; создавать сложные пользовательские материалы; визуализировать объекты и сцены с освещением и материалами; создавать простую и сложную анимацию; создавать спецэффекты с системами частиц; создавать реалистичные макеты интерьеров и экстерьеров, моделировать предметы интерьера и техники.
6. Содержание внеурочной деятельности «3d моделирование» в 7-8 классах
Вводные занятия. Правила поведения и ТБ. Установка программного обеспечения. Интерфейс, особенности ПО. Вхождение в 3D моделирование. Настройка принтера.
Обзор возможностей создания трехмерных моделей. Знакомство с программой Repetier-Host, правила управления моделями (выбор из каталога).
Преобразование цифровой модели. Настройка печати, обзор параметров. Печать.
Изучение настроек с расширенными параметрами. Выбор пластика для принтера. Создание трехмерной модели.
Правила поведения и ТБ. Этап нарезки. Настройка принтера. Замена сопла.
Настройка печати, установка параметров. Печать трехмерной модели.
Установка более сложных параметров. Разработка и подготовка проектной модели.
Изготовление контрольной детали.
Вращение, масштабирование и выравнивание. Трёхмерная визуализация.
Инструменты для обслуживания. Печать
Подведение итогов. Заключительное занятие. Фотоотчет. Перспективное планирование.
7. Тематическое планирование занятий в 7-8 классах

п/п Наименование разделов, тем Тип урока Кол-во часов Дата Планируемые результаты (УУД)
План Факт 1 Введение в моделирование. Техника безопасности и правила поведения. Распределение по компьютерам. Урок открытия нового знания 1 Личностные результаты:
-наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;
-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения
Метапредметные результаты:
-владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Предметные результаты:
-формирование информационной и алгоритмической культуры;
-формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
-развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
-развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
-формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
-знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
-формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
2 Разновидности трехмерных редакторов. Обзор программы SketchUp. Выбор шаблона. Урок - диалог 1 3 Особенности приложения SketchUp. Основные элементы окна. Урок открытия нового знания 1 4 Инструменты SketchUp. Линия и прямоугольнок. Урок открытия нового знания 1 5 Инструменты SketchUp. Окружность и дуга Урок открытия нового знания 6 Инструменты SketchUp. Орбита и панорама. Урок открытия нового знания 1 7 Инструменты SketchUp. Масштаб, рулетка. Урок отработки умений и рефлексий 1 8 Инструменты SketchUp. Создаем объект. Урок отработки умений и рефлексий 1 9 Инструменты SketchUp. Заливка и ластик. Урок отработки умений и рефлексий 10 Инструменты SketchUp. Смещение и перемещение. Урок открытия нового знания 1 11 Дублирование элементов. Инструмент Копирование. Урок открытия нового знания 1 12 Управление элементами через меню программы. Урок открытия нового знания 1 13 Управление элементами через меню программы. Урок открытия нового знания 1 14 Построение сложных фигур. Урок открытия нового знания 1 15 Построение сложных фигур. Урок открытия нового знания 1 16 Построение сложных фигур. Зачетное занятие. Урок открытия нового знания 1 17 Работа с направляющими. Урок открытия нового знания 1 18 Объединение объектов.
Урок отработки умений и рефлексий 1 19 Перемещение объектов. Урок открытия нового знания 1 20 Построение сложных геометрических орнаментов Урок отработки умений и рефлексий 1 21 Построение сложных орнаментов. Тестовый контроль знаний. Урок открытия нового знания 1 22 Интернет - сервисы для работы в Sketchup. Урок отработки умений и рефлексий 1 23 Построение сложных геометрических фигур. Урок открытия нового знания 1 24 Построение сложных геометрических фигур. Урок отработки умений и рефлексий 1 25 Знакомство с он-лайн сервисом Tinkercad. Урок открытия нового знания 1 26 Он-лайн моделирование объектов Tinkercad. Урок отработки умений и рефлексий 1 27 Знакомство с программой Autodesk 123D design Урок открытия нового знания 1 28 Моделирование объектов в программе 123D Design Урок отработки умений и рефлексий 1 29 Моделирование объектов в программе 123D Design Урок открытия нового знания 1 30 Моделирование объектов в программе 123D Design Урок отработки умений и рефлексий 1 31 Моделирование объектов в программе 123D Design Урок открытия нового знания 1 32 3D - печать от настройки до результата. Урок отработки умений и рефлексий 1 33 3D - печать от настройки до результата. Урок отработки умений и рефлексий 1 34 Подведение итогов. Фотоотчет. Урок отработки умений и рефлексий 1 8. Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка умений решать задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка практических умений
Отметка «5»:работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные выводы, практическая работа осуществлена по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы, но при этом практическая работа проведена не полностью или допущены несущественные ошибки в практической работе.
Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделана практическая работа не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе практической работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература (основная и дополнительная)
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 7 и 8 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006-2012
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2012.
Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Наборы образовательных Лего-конструкторов:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. В наборе: 216 ЛЕГО-элементов, включая RCX-блок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
Автоматизированные устройства. ПервоРобот. В наборе: 828 ЛЕГО-элементов, включая Лего-компьютер RCX, инфракрасный передатчик, 2 датчика освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
Свободный программный пакет по 3D моделированию и анимации Blender, графический редактор paint net, редактор изображений picasa, игровой движок Unity, киностудия windows live,  компьютеры, интерактивная доска и сопутствующие программные продукты.