Технологическая карта урока русского языка в 6 класса Буквы Ч-Щ в суффиксах ЧИК — ЩИК

Технологическая карта урока русского языка
(6класс, автор М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская)
учителя русского языка и литературы Васичкиной Ирины Викторовны
МБОУ СОШ № 21 г. Сальска.
Урок открытия нового знания
Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных - ЧИК (- ЩИК)
Цели:
Предметные: выделение условий выбора орфограммы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК (- ЩИК); подведение обучающихся к выводу о постановке букв Ч и Щ в суффиксах -ЧИК (- ЩИК).
Метапредметные: совершенствование умения видеть затруднение; выдвигать предположения, делать выводы.
Задачи:
Предметные: выстраивать алгоритм действия на основе правила; формировать умение запоминать правило; связывать условия выбора изучаемой орфограммы мгновенно, в момент письма.
Метапредметные: объяснять постановку букв с проговариванием во внешней речи, переосмыслять материал и преобразовывать его в другую форму - краткую запись или схему, овладевать основами самоконтроля; формировать умение работать в паре

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Время

1.Организационный момент
Цель: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой.
-Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех.
Итак, начинаем нашу работу.
Учащиеся слушают учителя, заполняют рабочий лист.
Личностная: Самоопределение. Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества.
1 минута

2.Опрос учащихся по изученному материалу
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока: повторить пройденные темы.
На экране и в рабочих листах заранее подготовлена запись (имитация странички из соц. сети): Уважаемая Ирина Викторовна! Обращаюсь к вам за помощью. У меня в домашнем задание одна сплошная не лепица. Мне эта частица «НЕ» стала недругом, а врагом. Чего не коснусь – все не получается! Уже хочу все бросить и уехать загорать в теплые страны! Там посмотрю на бешеное шимпанзе и смешную кенгуру. Эх, хоть и не правда, но приятно помечтать.
Учитель: Ребята, мы с вами недавно говорили о письмах. А какие письма чаще всего получаете вы? Вот и я вчера на свою электронную почту получила следующее послание от одного ученика. Вот сообщение, исправьте ошибки, доказывая свой ответ правилами.
Какие орфограммы мы с вами повторили? Правописание какой части речи иллюстрируют эти правила? Как могут образовываться имена существительные?
Работая в парах, исправляют ошибки, комментируя свои ответы. Класс дополняет/исправляет ответы ребенка, если это нужно.
Коммуникативная:
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Познавательная:
Индивидуально-групповая работа с построением логической цепи рассуждения.
Регулятивная:
Контроль, оценка, коррекция.

8 минут

3.Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Что такое суффикс?
Какие суффиксы вы знаете?
На доске слова, прочитайте их: грузик, переписик, летик, сварик, рассказ..ик, перевод..ик.
Учитель:
- Что можете сказать об этих словах? Что у них общего?
- Давайте попробуем вставить буквы, не обращаясь к правилу. Ваши предположения
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.
Предполагаемые ответы учеников:
- имена существительные;
- люди определенной профессии;
- можем предположить
Коммуникативная: умение выражать свои мысли, выдвигать предположения.
Познавательная:
Знаково-символические тренировочные действия.
Регулятивная: соотнесение того, что известно и усвоено, с тем, что еще неизвестно.
6 минут

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений
Цель: актуализировать учебное содержание необходимое для изучения нового материала
Учитель:
- Молодцы, еще раз посмотрите на данные слова
- Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксах –ЧИК (-ЩИК)?
- Значит, какими новыми знаниями мы должны сегодня с вами овладеть?
- Какова тема урока? Запишите ее себе в рабочий лист.
- Где нам могут пригодиться знания и умения?
- по произношению нельзя определить выбор букв Ч и Щ;
- при каком условии писать Ч или Щ в суффиксе –ЧИК , -ЩИК;
- тема урока (записывают в тетради): Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК (-ЩИК);

- знания могут пригодиться при написании диктантов, сочинений, изложений, тестов
Коммуникативная: умение высказывать предположения
Познавательная: анализ объектов с целью выделения общих признаков.
2 минуты

5. Постановка учебной задачи.
Цель: организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляются и фиксируются значение суффиксов
- Возникли ли у вас затруднения при вставлении букв? В чем причина затруднения?
- Скажите, что нам сегодня нужно сделать, чтобы правильно писать букву Ч или Щ в суффиксах -ЧИК, -ЩИК
- Выходим на цель задачи
- Не знаем, при каких условиях писать Ч или Щ.

Задачи:
- узнать, когда пишутся буквы Ч, Щ; при каких условиях;
-знать способ действия при выборе написания букв Ч и Щ в суф. –ЧИК, -ЩИК;
- познакомиться с правилом;
- научиться видеть орфограмму, различать суффиксы –ЧИК, -ЩИК в именах сущ.;
- писать грамотно слова; связывать условия написания буквы Ч и Щ мгновенно, в момент письма.
Познавательная: предполагает цель урока, уточняют тему.
Коммуникативная: коммуникативное взаимодействия.
Регулятивная: постановка учебной задачи
3 минуты

6. Проблемное объяснение нового знания
Цель: организовать коммуникативное воздействие для построения нового способа действия.
- Рассмотрим языковой материал (слайд № 6). Обратите внимание после каких букв пишется суффикс –чик.
1. Задание № 3
2. Запись на доске: Стульчик, пильщик.
- Вы обратили внимание после каких согласных пишется суффикс – ЧИК?
- После какой буквы пишется суффикс - ЩИК?

- Соотнесем новое знание с правилом учебника, стр.153, параграф 52
- оформите краткую запись
Соотнесение действий с алгоритмом:
- Смотрим образец рассуждения на стр.153 учебника
ФИЗМИНУТКА
Ученики работают в паре:
- После д-т, з-с и ж пишется буква Ч.






- Чик, -щик. Буква Ь перед суффиксом –чик, -щик только после Л.

- Ученики читают правило на стр. 153, орфограмма № 33
- оформляют кратко, схематично (слайд № 9):
После д-т, з-с, ж / ЧИК
остальные случаи / ЩИК
после Л - буква Ь
- схема
- Ученики читают образец рассуждения в учебнике на стр.153
Коммуникативная:
слушать и понимать речь других,
проговаривают последовательность действий, сотрудничество в паре.
Познавательная:
извлечение информации из анализа языкового материала; преобразовывают материал в другую форму – краткую запись или схему

5 минут




















2 минуты

7.Первичное закрепление во внешней речи
Цель: установить самостоятельность усвоения темы.
Учитель:
- Чтобы усвоить новый способ действия при решении учебной задачи будем вслух по цепочке исправлять ошибки (слайд № 10), проговаривать, рассуждать. Образец: резик – слово образовано от глагола резать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква З, значит, в суффиксе надо писать букву Ч.
- ученики исправляют ошибки в тексте по цепочке, комментируя свой ответ.

(Образец в правиле)

Познавательная:
Индивидуальная работа вслух.
Коммуникативная: умение выражать мысли
Регулятивная:
Контроль, оценка, коррекция.

3 минуты

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: формировать умение использовать полученные знания по назначению.
- Самостоятельно выполним задание № 6. Списать, Ч или Щ? Обозначить суффикс.
- Проверим по эталону (на слайде): возьмите красную ручку, поменяйтесь листами, затем выборочно объясним написание суффиксов в словах.




- Ученики самостоятельно выполняют задание.
- Сличают с эталоном на слайде презентации:
Буфетчица, копировщик, экскаваторщик, переписчик, сортировщица, расфасовщик, стекольщик, автоматчик, пулеметчик, объездчик, разносчик, возчик, рассказчик, автопогрузчик, прессовщица, сварщик, компьютерщик
Личностная: самоопределение
Регулятивная: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном; коррекция (исправление ошибок).

8 минут

9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель: оценить результаты собственной деятельности.
Подведем итоги
Выставление оценок за урок








- Обсуждение и запись домашнего задания


- Обучающиеся высказываются:
Сегодня я узнал
Я понял, что
Теперь я знаю, что
Мне захотелось
Я смогу
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия
Регулятивные: оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено)
Личностные УУД: действие смыслообразования (смогу выполнить тест)
2 минуты




15