Конспект урока по русскому языку Что такое склонение? Три склонения имён существительных


Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных
Класс : 4 БТип урока: урок открытия новых знаний.
Цель : Дать понятие о трех типах склонения имен существительных.
Задачи :
 Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
Развивать умение анализировать ,сравнивать ,устанавливать закономерности
Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованныеумозаключения.
· Воспитывать навыки самоконтроля, трудолюбие, аккуратность взаимоконтроль и взаимовыручку.
Ууд : личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний; -коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; -познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником; -регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок. 
Оборудование : учебник , интерактивная доска, проектор.
Ход урока.
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
Орг. Момент .Здравствуйте , меня зовут Мария Александровна урок русского языка проведу у вас я .
Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Приветствуют . Проверяют готовность . Актуализация знаний. Сейчас мы поиграем с вами в Игру «Узнай падежи по ключевым словам ».
Я буду назвать вам вспомогательное слово или предлог,а вы должны будете определить падеж.
1) Кому? (Д.п.)
2) На, за, под, через, про, во (В.п.)
3) нет (Р.п.)
4) «щедрый падеж» (Д.п.)
5) без предлога не употребляется (П.п.)
6) подлежащее (И.п.)
7) кого? (В.п., Р.п.)
8) 2 предлога (Д.п.)
9) что? (И.п., В.п.)
10) о, об (П.п.)
Ответы детей. Определяют падеж .Усвоение новых знаний. Ребят чтобы узнать тему нашего урока открываем учебник на странице 121 прочитаем название раздела.
Значение, какого слова вам не совсем понятно?
Подберите однокоренные слова к слову « склонение».
- ребят какие вопросы у вас возникают ?Что значит склонение? Попробуем ответить на этот вопрос.
Открываем тетради записываем число ,классная работа .
-Прочитайте предложение:
(Старая женщина волновалась о сестре и дочери.)
-Запишите это предложение в тетрадь с пропусками букв.
-Найдите в нём однородные члены
- Определите их род, падеж и окончание (ж.р., П.п.)
(сестра 1скл. П.п. окончание е.
Дочь 3 скл.).-Ребят, а у вас не возникает вопрос «почему у существительных одного и того же рода в одном и том же падеже окончания разные ?»
Чтобы ответить на этот вопрос открываем станицу учебника 121 упражнение 158.
Предлагаю вам провести исследование и вывести один из законов русского языка. Вспомните, какие окончания у существительных м., ж. и ср. рода. Напишите их. Сделайте вывод.
Выполните это зад.самост .
А потом проверим .-проверка.
Обратите внимание на доску и сравните свои записи с моими .-Сделаем вывод. (У существительных м. и ж. рода окончания одинаковые).
-хорошо.Обратите внимание на след. Задание.
Прочитайте задание.
-начинаем работать по цепочке.
Страна.
-Какой первый падеж ?И.п.-кто ?что ?
-какое окончание?
А
-р.п. без чего?
Окончание ы …
Итд.
Земля.
Склоняем по падежам. вписываем окончание.
Буквы а и я - это разные окончания или варианты одного и того же? (…)-Кто считает, что это варианты? Объясните.
Слайд . После мягкого согласного [ л’], слышится звук [a], но пишем букву «Я», т.к. она указывает на мягкость согласного. После твёрдого согласного [н], слышится [а] и пишется «А
-открываем страницу 122.
Что общего у существительных «страна», «земля» и «Слава», «дядя»? ( окончания «а», «я» в начальной форме ).
-хорошо ,молодцы.
-Чем они отличаются? (ж.р. и м.р.)
-Теперь сравните на экране падежные окончания слов «страна», «земля» и «Слава», «дядя».
-Какой вывод можно сделать? (Окончания слов совпадают).
-хорошо, молодцы .Мы хорошо потрудились нужно нам и отдохнуть .Склонение
Склониться ,поклон ,склонённый
Ответы детей..(О сестре, о дочери) Физминутка .Ф/мин. Я буду называть имена существительные разного рода. Если произнесу имена существительные м.р. приседают ребята 1-го ряда, ж.р.- 2-го ряда, с.р.- 3-го ряда.Дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, характер, милосердие, аккуратность, буря, труд, урожай, счастье, кофе..Закрепление. Продолжаем наше наблюдение на стр .122.
Измени по падежам данные существительные: окно. Поле. Огонь. и впиши окончания.
Выполняем самостоятельно .-Проверяем.
Теперь проделаем такую же работу с существительными на стр 123 : печь ,степь.
В родительном ,дательном и предложном падеже ударение в этих словах падает на окончание).
Выполняем самостоятельно.
Проверяем .Читаем правило на странице 123.
Что мы называем склонением ?Сколько склонений имён существительных в русском языке ? (3) 1,2.3-е.
-Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? (определить род, выделить окончание)
Самостоят. Работа.
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание. Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
Что больше всего понравилось на уроке?
С какими трудностями столкнулись?
Д.з.правило стр 123.123. и просклонять как мы делали в классе Отец и дядя .
Р.159упр. первые пять слов