Приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении»
по теме:
«Приемы и методы повышения мотивации
на уроках английского языка»

Выполнила: Куприянова Лариса Владимировна
учитель английского языка
МБУ СОШ№73 г.о. Тольятти
2014г.
Содержание
Введение 3
1.Мотивация. Виды и методы мотивации. 4
2.Разнообразие приемов повышения эффективности урока английского языка. 6
2.1 Игра – средство активизации лексического и грамматического
материала, развитие навыков и умений всех видов деятельности. 6
2.2 Музыка, стихи, песни – сильнейший психологический побудитель, проникающий в глубины сознания. 8
2.3 Применения компьютеров при изучении отдельных тем. 8
2.4 Проектная деятельность 9
2.5 Соблюдение здоровьесберегающих технологий 10
2.6 Мотивация  с помощью различных способов оценки 10
2.7 Принцип доброжелательности и создание благоприятной атмосферы 10
3.Результаты 11
Выводы. 11
Список литературы. 12
Введение
Паспорт ИР
•Представлена система деятельности педагога (далее СДП) на примере уроков английского языка
•Целевая аудитория – школьный возраст, СДП выстраивается с детьми, испытывающими проблемы в обучении, связанные с потерей интереса к умственным занятием, безразличием к учению
Не вызывает сомнения тог факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. В этих целях используются различ-ные приемы: использование интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения ,замена реальной оценки действий школьников несколько завышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у учащихся. Отыскать причину низкой эффективности несложно
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления. 
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:
1.Содержание учебного материала.
2. Организация учебной деятельности .
3. Коллективные формы учебной деятельности.
4. Оценка учебной деятельности .
5. Стиль педагогической деятельности учителя.
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спраши-вают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринима-ют иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.
1. Мотивация. Виды и методы мотивации
Мотивация (от lat. movere ) — 1)побуждение к действию; 2)динамичес-кий процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведе-нием человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3)способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Виды мотивации при изучении английского языка.
Виды мотивации изучения английского языка Общепринятый мотив, составляющий тот или иной вид мотивации Практические (истинные) мотивы, по результатам наблюдений
Внешняя:
1. Широкая социальная мотивация. 1. Каждый образованный человек должен знать английский язык (для общего развития; его необходимо знать как самый распространённый в мире).
2. Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.
3. Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.
4. Не хочу быть хуже товарищей.
5. Не хочется огорчать уважаемого мной учителя. 1.Без знания английского невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка.
2. Английский нравится больше, чем русский, потому что в нём больше интересного, незнакомого.
3. Предмет нравится из-за учителя.
Внутренняя:
2. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности. 6. Изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни. 4. Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.
3. Коммуникативная мотивация. 7. Нравится общение в классе на языке.
8. На уроке английского интересно. И о других мотивах я не задумываюсь.
9. Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связь интернет и фидо, современная музыка, видео). 5. Хочу научиться писать письма на английском языке.
6. Нравится, когда читаем письма из англоязычных стран.
7. Хочу переписываться со сверстниками - иностранцами, как сосед - старшеклассник.
4. Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью. 10. Интересуюсь английским как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в учении. 8. Нравится когда мы играем.
9. Мне легко запоминаются английские слова.
10. Нравится учить стихи.
11. Люблю готовить карточки к уроку, рисунки.
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 -учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представ-лений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 –поз-навательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -ин-формирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 – прог-нозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации : 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситу-ации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересо-ванность в рзультатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.
2.Разнообразие приёмов повышения эффективности
урока английского языка.
Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, можно применять ролевую игру, игру вообще, особенно на начальном этапе обучения, инсценировки, а также стихи, загадки, песни, шарады, ребусы, кроссворды, тесты - в старших классах.
2.1 Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности.
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что скаать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения ино-сранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку. Игр, которые известны всем учителям, которые можно применять на уроках английского языка - очень много, они интересны младшим школьникам на начальном этапе обучения.
Для активизации лексики активно используются лексические игры  («Лото», «Домино», «Пазлы», « What is missing»), а также игры с мячом  Для развития орфографических навыков: «Буквы рассыпались» — поставить буквы в правильном порядке, «Убежавшие буквы» — вставить в слова пропущенные буквы, составить много новых слов из заданного слова, например: UNDERSTAND);
На этапе контроля понимания прочитанного текста большой интерес у учащихся вызывает игра «Крестики-нолики». Суть ее заключается в том, что ребята чертят поле и заполняют его крестиками и ноликами. Крестики обозначают предложения, не соответствующие содержанию текста, нолики — соответствующие.
Для развития памяти очень часто используется следующий прием. На доске ребята видят текст стихотворения , чтение которого отрабатывается и воспроизводится несколько раз. Постепенно стираются слова данного стишка, начиная с простых и известных детям. В результате перед учащими-ся стоит задача запомнить данный текст и воспроизвести его. Данный прием можно использовать на начальном этапе урока, в качестве вводного в новой теме элемента.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидакти=чески обоснован; должно быть задействовано, возможно, большее количество учащихся.
2.2 Музыка, стихи, песни – сильнейший психологический
побудитель, проникающий в глубины сознания.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой " сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания ". Музыка, пение, разучивание стихов могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произно-шения, развитию музыкального слуха. Известно, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.. На уроке можно использовать песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
2.3 Применение компьютеров при изучении отдельных тем.
При переходе на качественно новый этап этой работы школы возникает необходимость не только глубокого осмысления традиционно существую-щих способов обучения и себя в них, но и видения перспектив. Применение различных форм организации уроков для создания мотивации усвоения знаний все-таки сегодня не всегда эффективны. Время идет вперед, в жизнь врываются новые технологии и останавливаться на достигнутом – значит потерять со временем многое. Использование возможности компьютерного класса для проведения уроков английского языка - мощнейший мотив, который нужно использовать в своей работе.
Например: широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.
Можно использовать возможности и ресурсы интернета:
- для включения материалов сети в содержание урока. Например, при изучении темы «Travelling» можно использовать сайты реальных турагентств. При изучении темы «Houses and Flats» можно обратиться на британские сайты известных магазинов (напр. IKEA)
- для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;
- для ликвидации пробелов в знаниях;
2.4 Проектная деятельность
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фанта-зии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
2.5 Соблюдение здоровьесберегающих технологий
В связи с тем, что учебная нагрузка растет  из года в год, особое внимание стало уделяется здоровьесбережению, которое является мощным средством мотивации и улучшению эффективности работы. Во-первых, нужно соблюдать принцип смены видов деятельности, если дети будут из урока в урока только читать или только писать - интереса такой урок не вызовет. Помимо соблюдения принципа сбалансированности видов деятельности, полезно в середине урока или после задания, требующего высокого умственного напряжения делать физкультминутку на английском языке, используя музыку, жесты, танцевальные движения.
2.6 Мотивация  с помощью различных способов оценки
Необходимо также правильно подходить к оцениваю учеников, любой успех должен поощряться. Нельзя бросаться негативными словами и подрывать веру ученика в свои силы типа «У тебя никогда не получится..» «У тебя нет способ-ностей…» Критика естественно должна быть , но нацелена на ситуацию успеха «Сегодня ты недостаточно работал, но если ты постараешься тебя все получит-ся» Даже во внеурочной деятельности и в начале второго класса желательно также оценивать учеников помимо словесной формы «Молодец» «Хорошо» «Старайся лучше», какими-нибудь значками (солнышками, тучками, любыми другими символами). Дети за это солнышко работают гораздо усерднее и это факт, еще в начале урока спрашивают «А солнышки будут». Слабоуспевающим детям необходимо показать, что, несмотря на их малые успехи, вы все равно относитесь к ним хорошо.
2.7 Принцип доброжелательности и создание благоприятной атмосферы
Также немаловажна и личность учителя, «Если интересен учитель, интересен и предмет». Поэтому учителя не должны бояться, его должны уважать и воспри-нимать его как старшего друга и наставника. Поэтому необходимо соблюдать принцип доброжелательности, начинать и заканчивать урок с улыбки, в крити-ке не переходить на явную агрессию и тогда атмосфера на уроке будет благоприятно для обучения.
3. Результаты
Использование таких педагогических технологий на уроках английского языка приводит к следующим результатам:
При работе в малых группах, при совместной проектной деятельности учащиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
Ученики осознают, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, например, в таких областях, как: профессии, , путешествия и т.д.
Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
Выводы
Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки англий-ского языка предоставляют учителю больше возможности для поднятия интере-са, создания мотива для дальнейшего его изучения. Значимость изучения английского языка в настоящее время невозможно переоценить. Для практики учителя в этом плане существуют неограниченные возможности для творчес-кого поиска новых форм и методов активизации учебного процесса.
. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принци-пах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Список литературы.
Гальскова Н.Д., Горячев А.Ю., Никитенко З.Н., Соловцова Э.И., “Обучение иностранному языку: поиск новых путей” – ИЯШ, 1989 г., № 1, стр. 13-19
Бим И.Л. “Обучение иностранному языку: поиск новых путей (концепция лаборатории ИИ содержания и методики обучения АПН СССР)”, стр. 19-26
Бабинская Т.К., Маслыко Е.А. “Настольная книга учителя иностранного языка”, Москва, Высшая школа, 1998 г.
Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М., “Язык и дети”, Москва, 1981 г.
Бочарова Л.Н. “Игры на уроках английского языка на начальном и среднем этапе обучения”, ИЯШ, 1996 г., № 3
Манилова М.Я. “Игра на уроке английского языка”, 1997 г., № 1
Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.
http://www.multikulti.ru/Strategy/info/Strategy_info_269.htmlhttp://www.runovschool.ru/learn_english/study_motivation/