Технологическая карта. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ПРИЁМОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ


Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ПРИЁМОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
класс 2
УМК «ШкОЛА РОССИИ»
Учитель: Мухаметжанова Марина Александровна
Цель:  
Закрепить знания письменных приёмов сложения и вычитания;
Задачи:
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, примеры, чертить геометрические фигуры и находить периметр;
развивать внимание,  логическое мышление, математическую речь.
Формируемые УУД
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цели, сохранять их в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.
Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при  вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные: - владеть рядом общих приёмов решения примеров;
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Ресурсы (оборудование): основные   Учебник  «Математика»  2 класс автор М.И. Моро, тетрадь, презентация, карточки.Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность
учащихся Формируемые умения
(универсальные учебные действия)
I. Организационный этап Эмоциональная, психологическая
подготовка
к уроку Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь не зевать,
Чтобы лучше всё понять! Демонстрируют
готовность
к уроку Регулятивные: контролируют свои действия
II. Актуализация знаний Создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность – К нам урок пришёл помощник. Отгадайте кто это.
Что за странная зверюшка?
Два огромных круглых ушка,
В апельсинах обнаружен,
С крокодилом Геной дружен?
– Правильно, это Чебурашка.
– Как называется произведение о Чебурашке? (крокодил Гена и его друзья)
– Кто автор этого произведения? (Эдуард Успенский)
– Чебурашка пришёл не один к нам, а со своим другом крокодилом Геной.
– Как думаете для чего они пришли? Слушают учителя, отвечают
10847582436800на вопросы Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.
Познавательные: выделяют необходимую информацию.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося
1. Каллиграфическая минутка Правильное написание числа, знание цифр – Запишите число и классная работа
– (карточки на доску)
– Проговорить, как правильно писать цифры.
– Пропишите, строчку чередуя числа 4, 7 у себя в тетрадях
47 47 47 47 47…
Слушают учителя, отвечают
на вопросы, записывают число в тетради Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.
Познавательные: выделяют необходимую информацию.
Коммуникативные: умеют слушать
и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося
2. Устный счет Развитие навыков устного счета – Кто же такой Чебурашка?
Это неизвестный тропический зверек, который забрался в ящик с апельсинами, уснул там и в результате вместе с ящиком попал в большой город. Директор магазина, в котором открыли ящик, назвал его «Чебурашкой», так как объевшийся апельсинами зверёк постоянно падал (чебурахался). Когда директор доставал Чебурашку, из ящика выпали апельсины.
– Соберите апельсины, отвечая на вопросы правильно.
– Уменьшите 40 на 9 (31);
– Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 10, а разность такое же число (20);
– Сколько в 1дм сантиметров (10);
– Сколько в 1часе минут (60);
– Чебурашка за один день съедает половину апельсина. Сколько апельсинов он съест за 6 дней? (3). Слушают учителя; считают устно и отвечают
33782019589753
003
671830139446060
0060
73660138557031
0031
80645083756510
0010
11557080581520
0020
113665804545003333481957940006724651360805007556513849350080225480504200805125241984001016016002000 Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, порядок возрастания;
владеют различными приемами устного счета.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность
Задание от крокодила Гены (слайд 1)
– Какая фигура лишняя? Найдите 3 ответа на вопрос (2 - по цвету; 4 – по форме; 3 – по размеру);
(слайд 2)
– Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 стороны и 4 прямых угла);
– Чем отличается квадрат от прямоугольника? (у квадрата все стороны одинаковой длины, а у прямоугольника противоположные стороны равны);
– Что такое периметр? (сумма дли всех сторон);
– Вспомните формулу периметра прямоугольника (Р = а + а + в+ в);
– Вспомните формулу периметра квадрата (Р = а + а+ а +а).
Таблички с нахождением периметров на доску.
Подготовка к умножению (слайд 3)
– Сколько пар ботинок? (4);
– А сколько всего ботинок? (8);
– А как это записать? (2 + 2 + 2 + 2 = 8).
(слайд 4)
–321246551371500 Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа (6, 8, 12, 14, 18, 20). 236220-190500 – А кто в рассказе делал гадости? (старуха Шапокляк с крысой Лариской)
– Какая она была? (хулиганка, одинока, не умеет дружить)
(слайд 5) слушаем песню Шапокляк
– Она думает, что мы ничего не знаем и не умеем.
– Докажем ей, что мы многое знаем, а чего не знаем – тому научимся?
– Задание от Шапокляк (слайд 6)
– Замени число 6 суммой одинаковых слагаемых (по 3 два раза; по 2 три раза; по 1 шесть раз)
(слайд 7)
Задание на смекалку.
Чебурашка, Гена и Шапокляк живут в домах № 14, 17, 19. В каком доме живёт каждый, если Чебурашка не живёт в доме 19 и 17, а Гена не живёт в доме 19? (Чебурашка – в 14, Гена – в 17, Шапокляк – в 19) 3. Гимнастика для глаз Снять мышечное напряжение с глаз. Инструкция по выполнению упражнений для глаз (слайд 8). Слушают учителя; выполняют действия Личностные: понимают значение хорошего зрения для человека и принимают его.
III. Сообщение темы и целей учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала (слайд 9)
– Решите пример (42 – 24 = (42 – 20) – 4 = 18);
– Как можно ещё записать этот пример? (столбиком)
– Объясните решение.
– Назовите тему урока (решение примеров столбиком)
– Сегодня на уроке вам предстоит большая, разнообразная работа.
– Вы будете решать числовые выражения, применяя изученные вами устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
– Вы будете решать задачу.
– Вам предстоит выполнить небольшую самостоятельную работу (задания на карточках в парах)
– И наблюдать за нами будут герои Эдуарда Успенского. Давайте мы докажем Шапокляк, что умеем считать, решать задачи. Вступают
в диалог с учителем и одноклассниками; выделяют и осознают то, что знают и что предстоит
усвоить. Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету
IV. Работа по теме урока. Отработка изученных приёмов сложения и вычитания.
Задание с. 31 № 1
(с. 31 учебника, ч. 2). С целью отработки приёмов сложения и вычитания двузначных чисел в столбик предлагает выполнить с. 31 № 1.
Приглашает двух учеников выполнить работу на доске по строчкам на оценку (с подробным объяснением).
1 ученик – 1 строчка (42, 28, 45, 17);
2 ученик – 2 строчка (34, 45, 90, 6). Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают. Познавательные: создают алгоритм деятельности; структурируют знания.
Коммуникативные: слушают, слышат и понимают партнеров по речевому общению; уважают всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают важность приобретаемых знаний и умений.
Физкультминутка Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, вправо-влево
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора Выполняют
элементарные физические
упражнения
(в соответствии в текстом стихотворения), повторяя их за учителем Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников
Отработка навыков решения составных задач.
Решение задачи.
Задание 2 с. 31 № 3 (с. 31 учебника, ч. 2) – Прочитайте текст задачи.
– Что в задаче известно? (в магазине было 30 шкафов для книг и 10 – для одежды; продали 12 шкафов)
– Что нам нужно узнать? (сколько шкафов продали за день)
– Какая это задача: простая или составная? (составная)
– Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач).
– Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче?
– Докажите.
– Что узнаем первым действием? (сколько было мебели в магазине);
– Что узнаем вторым действием? (сколько мебели продали за день);
– Решите задачу по действиям, с пояснениями (1 ученик у доски на оценку).
Решение:
1) 30 + 10 = 40 (шк.) – было в магазине;
2) 40 – 12 = 28 (шк.) – продали за день.
– Запишите решение задачи выражением.
30 + 10 – 12 = 28 (шк.).
– Сформулируйте и запишите ответ задачи (ответ: 28 шкафов продали за день) Слушают учителя, отвечают
на вопросы, доказывают, почему данная задача является составной; соотносят текст задачи со схемой; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции.
Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых уменийРабота с геометрическим материалом. Отработка умения чертить геометрические фигуры и находить периметр.
Задание 3. Изображение геометрических фигур слайд 10
– Найдите периметр прямоугольника со сторонами – 3 см и 2 см;
– Найдите периметр квадрата со стороной – 4 см.
– Проверка (в – 1, 10 см; в – 2, 16 см). Работают самостоятельно, чертят квадрат и прямоугольник, и находят периметр.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера; при необходимости корректируют деятельность, выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить.
Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.
Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов.
Подготовка к изучению темы «Умножение».
Замени суммой одинаковых слагаемых.
Задание 4 с. 31 № 5 (с. 31 учебника, ч. 2) Уж это точно не знают и не смогут выполнить это задание, эти противные дети. Докажем, что мы и с этим заданием справимся? (время позволяет – письменно, если нет – устно) Слушают учителя, отвечают
29527532004000на вопросы. Познавательные: строят логическую
цепочку рассуждений, доказывают.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов.
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; развивают навыки сотрудничества.
V. Рефлексия учебной деятельности Развитие навыков счета.
Работа в парах:
задание 5. Обобщение полученных
на уроке сведений, оценивание Предлагает обучающимся работать в парах. Работа по карточке, которая способствует развитию навыков счета, закреплению изученных школьниками приемов сложения и вычитания.
– Какая пословица зашифрована? (век живи – век учись)
– Как вы её понимаете? ((Школа – это только начало учебы. Взрослые люди тоже учатся. Век – это 100 лет. В настоящее время стремительно меняется наука и техника. Чтобы не отстать в своём развитии, надо постоянно учиться, пополнять свои знания.)Решают числовые выражения
в парах; осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку. Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.
Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.
Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе
Лист самооценки. Моя успешность на уроке. Лист самооценкиВыберите к каждому вопросу ответ и подчеркните.
1 На уроке я работал активно пассивно
2 Своей работой на уроке я доволен не доволен
3 Урок для меня показался коротким длинным
4 За урок я не устал устал
5 Материал урока мне был лёгким трудным
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке – Как думаете, доказали мы старухе Шапокляк, что мы не зря ходим в школу?
– Как изменить характер старухи Шапокляк? (научить её дружить)
– слайд 11 Инструктаж домашнего задания с. 34 № 7 Что неизвестно, как найти. Слушают учителя, отвечают
на вопросы.