Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24


Урок математики во 2-м классе
Тема: "Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24"
Вид  урока: урок  изучения нового материала
Тип урока:  урок-путешествие
Целевые  установки:
предметные:
второклассники  познакомятся  с  приёмом  вычитанием  двузначного  числа из двузначного в столбик  с разбиением разряда десятков, где  единиц в уменьшаемом, меньше, чем  в вычитаемом.
закрепят  знания состава чисел, устных и  письменных приёмов вычисления примеров разного вида;
усовершенствуют  умения решать задачи в одно и два действия;
повторят  понятия  уравнения, подбор корня уравнения;
усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале,  в нахождении  периметра.
метапредметные:
     регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль  и  самооценку  учебных действий; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
     познавательные - ориентироваться  в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения  примеров, выбирать из предложенных  вариантов  более  рациональное;
     коммуникативные  - продолжать  развивать  у учащихся умение вести диалог с учителем, формировать умение работать в паре,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
    личностные:  развивать  положительное отношение учащихся к изучению математики, развивать интерес  к различным видам решения поставленной  учебной задачи и к расширению  математических  знаний.
    Время реализации занятия: 45 минут.
Оборудование:
Для учителя:
Учебник для второго класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Компьютер, экран, мультимедийный  проектор
Указка, мел, доска.
Для учеников:
Тетрадь.
Учебник.
Ручка, карандаш, линейка
                      Ход  урока:
Этапы Деятельность  учителя Деятельность  учащихся Примечание слайд время
I этап.
Органи-
зацион-
ный момент   Здравствуйте ребята!
«Встали ровненько, красиво!
Посмотрю - ка  я на вас!
Ах, какой хороший класс!
Я желаю вам удачи!
За работу - в добрый час!»
Начнём  урок  с хорошего настроения, как у нашегосолнышка!!
И ещё  убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только  руку подними.  Учащиеся  настраиваются  на работу. Слайд
№1
Слайд
№2 1 мин.
II  этап.
Самоопределе-ние к деятель-ности. Создание мотива-ции.  
Тема.
Цели урока.
III этап.
Оформле-ние  тетрадей.
Минутка чистописания – Сегодня у нас необычный урок.  Мы с Вами  отправляемся в космическое  путешествие. Но ведь любое путешествие преследует какую-то определённую  цель!
А какова цель нашего полёта вы узнаете, если  внимательно прочитаете  девиз, под которым  мы с вами сегодня будем работать!
Девиз: «В космос  полетим отважно, чтоб открыть секреты важные»
-Кто догадался, какова же цель сегодняшнего полёта?
Перед тем, как  отправиться  в полёт, мы должны  сделать  записи  в своих бортовых журналах. Ваши тетради – это и есть бортовые журналы!
Посмотрите  на  слайд и ответьте  мне на несколько вопросов:
Какое сегодня  число?
Дайте полную характеристику этого числа.
Что вы можете мне сказать о словах –февраль, работа?
Открыли бортовые журналы  и выполнили грамотную и аккуратную запись.
А теперь проведём  минутку  чистописания. Для чего нам нужны минутки чистописания?
Задание №1
Алексей, Владислав, Таисия и Лена – записывают по порядку числа от 0 до10.
Задание №2
 Ребята записывают числа от 0 до 20 через одно число!
-Проверяем.
-ПУСК
-Отправляемся в путешествие Подготовка  к восприятию  материала.
Дети определяют цели урока.
Хором читают девиз.
Дети отвечают.
(открытие  важных  секретов)
Дети отвечают на вопросы.
27 февраля.
27-двузначное (из 2 д.и 7 единиц). Соседи числа  26  и  28.
Словарные слова.
Далее самостоятельно выполняют запись в тетради.
Дети пишут и проверяют  записи.
Самопроверка. Введение элемента  занимательности  развивает мотивацию  к учению и обозначает  сюжетную  линию  урока.
Проведение  минутки чистописания мотивирует  учащихся на  аккуратное  ведение  записей в тетради,  приучает к определённому поряд-ку и настраивает на работу, кроме того, можно  по ходу повторить знания из натурального ряда чисел.
Здесь также прослеживается  связь с другими предметами (русский язык) Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд№6
Слайд№7  1 мин.
5 мин.
IV этап.
Диагности-ка  знаний и умений. Итак, ребята! Мы прибыли с вами на планету МАРС! ПланетаМарс-это четвёртая планета по удалённости от Солнца. Её  ещё называют красной планетой из-за того, что планета имеет  красноватый  цвет. Названа  планета так в честь древнегреческого бога войны – Марса.
Здесь нас встречают  местные жители – марсиане, которые приготовили вам интересные задания.  Они хотят  узнать, насколько хорошо мы с вами изучили  математику  и  сможем ли мы им помочь  раскрыть один секрет!!! Дети узнают новое  о планете. Путешествие началось.
Поддержание интереса  к  уроку  и связь  с предметом  окружающий мир. Слайд №8 Устный счёт
Индивиду-альное задание Задание №1
Игра  «Числа  разговаривают»
         9          8    2          7
- я больше  тебя….
-я меньше  тебя на…
-давай  дружить…
-давай меняться  местами…
-давай  станем суммой…
-давай станем разностью…
Задание №2
Индивидуальные  карточки-звёзды
(для  слабо-решающих детей)
-числовая  лесенка
-решение простых примеров на знание
состава чисел от 20 до100, для  Таси – от 0 до 20.
Задание №3
Решение примеров разного  вида.
Решение более  сложных  примеров  по цепочке.
Задание №4
             Решение  задач
Задача №1
Сияющих звёзд  – 10
Падающих звёзд - ? на 6 >  
Задача №2
На космической станции работало  11 космонавтов, 5 космонавтов вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на станции?
Задача №3
К космическому  полёту  готовилась  группа космонавтов,  6 космонавтов полетели в космос. Сколько  остались на Земле?
Задача №4
Комет -15  
Метеоритов-12
Задание №5
Найди  уравнение  и  реши его.
а)  35- 15=20
б) 13 + 4<20
в)  у - 6 =14 
Задание №6
-Что это за фигура? Чем квадрат отличается  от прямоугольника?
Найди периметр квадрата. (устно) Дети  обыгрывают  разговор чисел, придумывая, о чём могли  бы разговаривать два числа между собой.
Слабоуспевающие решают  самостоятельно.
После присоединяются к работе класса.
Решение  детьми  примеров от  простого к сложному в быстром  темпе.
Дети решают задачи разного  вида.
Сами придумывают вопрос к задаче и решают её. Устный  счёт направлен  на закрепление  вычислительных приёмов, которые являются основой для изучения новой темы урока и познавательной активности.
Индивидуальная  работа благоприятно  способствует  вовлечению  в учебную деятельность учащихся со слабым уровнем интеллектуального развития.
Подготовка  к пониманию новой темы. При-гото-витькар-точки-звёз-доч-киПри-гото-витькар-точки-звёз-доч-киСлайд
№9
Слайд
№10
Слайд
№11
Слайд
№12
Слайд
№13
Слайд
№14 V этап.
Физминут-каПо порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз — Меркурий,Два — Венера,Три — Земля,Четыре — Марс.Пять — Юпитер,Шесть — Сатурн,Семь — Уран,За ним — Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.
«Поймай  комету» -голова вверх
-голова вниз
-голова  влево
-голова вправо
-руки вперёд
-руки вверх
-руки встороны-руки вниз
-приседания (4 раза)
-шагаем Слайд
№15 VI этап.
Изучение
темы урока.
Подготовка к восприятию нового материала
Постановка
проблемы.
Исследование проблемы и нахождение пути её преодоле-ния.
Решение проблемы детьми  и обучение учителя. Решение примеров с объяснением.
     34 +52            94-42
      62+28              60-8
      56+37             50-27
Ребята, обратите  внимание на наших  друзей –марсиан, посмотрите , как их много собралось и они  явно чем-то обеспокоены!  Догадались? А я догадалась, они не знают, как решать примеры такого вида92-36?
Что делать? Вы знаете как помочь марсианам и раскрыть для них этот секрет?
- Поднимите руки, кто знает как помочь марсианам?
-Поднимите руки, кто не знает как помочь марсианам?
Ребята,  а я  ведь тоже могу решать такие примеры, но только  в строчку. Когда я была маленькая и училась в школе, меня научили решать такие примеры, но в строчку. Я  сейчас вам покажу, как учили меня.
52-24= (52-20)-4=32-4=32-2-2=30-2=28
Вот так!
-Как  вам такое решение  примера? Нравится? Нет? Почему?
Учитель выносит пример на доску.
52-24=28 (с объяснением).
Учитель  просит  повторить, потом допускает  2 ошибки в примерах и на третий раз решает без ошибок!
(записи ведутся на доске)
Ошибки  учителя (прописать) Дети решают примеры (с комментированием) и вспоминают  алгоритм решения  примеров данного вида.
-Очень сложно и нерационально.
-Мы можем  короче и в столбик, и можем вас научить!
Дети решают столбиком. Подводящий  диалог  для  определения проблемы.
Самостоятельное  исследование  проблемы воспитывает активную личность.
Учащиеся записывают выражения, решают, устно объясняя вычислительный приём. Слайд
№16
Слайд
№17
Слайд
№18
Слайд №19 Наше исследование прошло успешно. Выражение  решили  правильно. Проблему решили. Марсианам помогли. VII этап.
Первичное закрепле-ниеСамостояте-льная работа А теперь марсиане предлагают  потренироваться  в решении  новых выражений.  Давайте  поработаем  в парах.  Вот карточки  для работы  в парах. Карточки эти с секретом, и тот кто правильно решит все примеры, увидит секрет!
86-37=49            65-16=49
78-29=49            97-48=49
-Какая  пара  первая  догадалась, что же это за секрет такой  придумали марсиане?
Работа по учебнику стр.29
Правильно ли мы решили секрет решения примеров данного вида? Посмотрите объяснения в учебнике.
Самостоятельная работа  стр.29 №1 Дети решают примеры в парах и догадываются, что все примеры с одним и тем же ответом - 49 Учащиеся  применяют полученные ими ранее  знания на практике.
Учащиеся сравнивают объяснение вычислительного приёма по учебнику со своими открытиями. Слайд №20 VIII этап.
Итог урока. Ребята,  я думаю,   проблему эту мы с вами решили, открыли  марсианам секрет решения примеров нового вида и нам пора  возвращаться  домой, на Землю! Разрешение учащимися  проблемы на основе самостоятельно открытых знаний доказывает достижение цели урока. Слайд №21
Слайд №22 IX этап.
Рефлексия. Поднимите кружки
Зелёный – если…
Жёлтый- если…
Красный- если…. Дети дают самооценку своей работе. Приложения.