Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему: «Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением».


Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему:
«Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением».
Цель: закрепить знания о правописании безударных гласных.
Задачи: повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне; выполняя упражнения обобщить знания в написании слов с безударной гласной.
Оборудование: наглядности.
Ход урока:
Организационный момент:
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!
Давайте прочитаем все вместе предложение (СЛАЙД 1).
С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ.
-Вы согласны с этим утверждением?
-Да.
Улыбнёмся друг другу, посмотрим на наших гостей, поприветствуем их «ЗДРАВСТВУЙТЕ, уважаемые гости». Итак, начнём наш урок, присели.
А теперь постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, все, у, Сегодня, получится. (200 шрифт).
Сегодня у нас всё получится.
I. Актуализация опорных знаний:
-А для того, чтобы у нас всё получилось, мы начнём с проверки домашнего задания.
Домашнее задание было у вас очень интересное и вы как взрослые должны были выбрать одно из двух заданий, с которым вы наиболее успешно справитесь.
СЛАЙД 2 Домашнее задание:
1 уровень.
Прочитайте слова. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Подчеркни орфограмму.
Б…гун – …………, х…дить – ……….., сл…ды – ………..( ФОРМА СЛОВА) д…ждливый– ………….., гр…зовой – ………….., стр…ла – …………. (ФОРМА СЛОВА).
2 уровень.
Прочитайте предложения. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясни написание слов. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Р…бята х…дили в б…рёзовую рощ… с с…бакой Тобиком. С…бака поч…яла ч…жие сл…ды. Маленький к…тёнок под …кном дрожал от стуж…
1 УРОВЕНЬ (объяснение): Читаем слово. Бегун. Вставим букву? – е. Докажи? В этом слове орфограмма безударная гласная в корне слова проверяемая ударением. Для того чтобы проверить безударную гласную нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной или изменить форму слова. В данном случае проверочное слово БЕГ.
-Это форма слова или однокоренное?
-Однокоренное слово.
-Молодец.
Давайте ещё раз повторим: Для того чтобы проверить безударную гласную нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной или изменить форму слова.
-Продолжаем работать над словами: ходить – ход, следы-след (ФОРМА СЛОВА), дождливый – дождь, грозовой – грозы, стрела – стрелы (ФОРМА СЛОВА). И СРАЗУ ОЦЕНИВАЮ!!!!!!!
2УРОВЕНЬ (объяснение): Читаем предложение. Называете слова, где необходимо было вставить пропущенную букву. Проверяете каждое слово: ребята(пишу букву Е, мы не можем проверить это слово, так как это словарное слово),
ходили(пишу букву О) – ход, берёзовую (пишу букву Е, т.к. это словарное слово), роща (ча, ща пишу букву А), собакой (буква О – словарное слово). Собака ( буква О – словарное слово), почуяла (чу, щу пишу букву У), чужие (чу, щу пишу букву У), следы (пишу букву Е – проверочное слово СЛЕД). Котёнок (пишу букву О – проверочное слово КОТ), окном (пишу букву О – проверочное слово Окна), стужи (жи, ши пишу букву И).
-Молодцы! Вы справились. Что повторяли выполняя Д/З?
-Правописание безударной гласной проверяемая и непроверяемая ударением.
II. Основная часть:
-К нам в гости пришли сказочные герои. Назовите их (Мальвина, Буратино, Пьеро) – НАГЛЯДНО НА ДОСКЕ.
-С какой сказки?
-«Золотой ключик, или приключение Буратино».
-Кто написал?
- Алексей Николаевич Толстой.
Ребята – Мальвина, Буратино, Пьеро рисовали картинку: деревья зимой, снеговика и детей на улице.
Пьеро нарисовал снеговика. Буратино не стал рисовать деревья зимой.
Определите что нарисовал каждый герой.
-Что нарисовал Пьеро? – снеговика (РЕБЁНОК ВЫХОДИТ ПЕРЕНОСИТ КАРТИНКУ), что нарисовал Буратино? – детей на улице (РЕБЁНОК ВЫХОДИТ ПЕРЕНОСИТ КАРТИНКУ), что нарисовала Мальвина? – деревья зимой (РЕБЁНОК ВЫХОДИТ ПЕРЕНОСИТ КАРТИНКУ).
-Молодцы, мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим (СЛАЙД 3)
Мальвина, Буратино, Пьеро рисовали к…ртину: деревья з…мой, сн…говика и детей на улице. Пьеро нарисовал снеговика. Буратино нарисовал детей на улице. Мальвина нарисовала д…ревья зимой.
-Что объединяет подчёркнутые слова?
-Безударная гласная в корне.
НАГЛЯДНО НА ДОСКЕ ДВА СТОЛБИКА И СЛОВА
I группа Проверяемое ударением: ДЕРЕВЬЯ, ЗИМОЙ, СНЕГОВИК.
II группа Непроверяемое ударением: КАРТИНУ.
Итак, первое слова КАРТИНУ, можем ли мы проверить безударную гласную?
-Нет, так как это словарное слово.
-Отлично. Дальше, слово ЗИМОЙ, можем ли мы тут проверить безударную гласную?
-Да. зИмы.
-Слово СНЕГОВИКА, проверочное слово СНЕГ.
-Слово ДЕРЕВЬЯ, проверочное слово дЕрево.
-Какая орфограмма во всех этих словах?
-Безударная гласная проверяемая и непроверяемая ударением.
-Молодцы.
-Как вы думаете, какова ТЕМА нашего урока?
ТЕМА: «Написание слов с безударной гласной проверяемой и непроверяемой ударением».
-Мы с вами будем впервые говорить об этом или обобщать полученные нами знания на протяжении нескольких уроков?
-Обобщать.
-Молодцы.
-Какова цель нашего урока?
- ЗАКРЕПИТЬ…(знания о правописании безударных гласных).
-Каковы задачи урока?
- ПОВТОРИМ…(алгоритм проверки безударной гласной в корне слова).
ВЫПОЛНЯЯ УПРАЖНЕНИЯ ОБОБЩИТЬ…(знания в написании слов с безударными гласными).
-Отлично, с целей и задачами мы с вами определились.
-На какую тему сказочные герои рисовали картину? (ЗИМА).
Игра: «Ассоциация».
Какие слова вас сразу приходят на ум, когда слышим слово «ЗИМА»? (холод, снег, снеговик, метель, лыжи, санки, подарки, горка).НА ДОСКЕ «АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ».
Неожиданно поворачиваюсь и рассказываю небольшое стихотворение:
Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.
-Что же это?
-СНЕЖИНКИ.
СЛАЙД 4
На экране снежинки и буквы О, А, Е, И, Я.
-Но мы видим, что это необычные снежинки, а что находятся ещё на каждой снежинке?
-Гласные буквы.
-На какие две группы мы можем разделить эти гласные?
-Буквы, которые обозначают два звука и гласные, которые обозначают один звук.
-Какие буквы дают два звука? Я (й`а), Е (й`э).
-Какие буквы дают один звук? О, А, И.
Минутка чистописания:
еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаиМальвина очень старалась обучить грамоте Буратино, но у неё немного не получалось.
-Поможем, Мальвине?
-Да.
-Итак, у вас на столе лежит КАРТОЧКА № 1: (СЛАЙД 5)
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Д…кабрь, ул…ца, м…роз, д…ревья, ин...й, х…ккей.
Прочитайте самостоятельно, определите что не обходимо выполнить. Работать будете в парах. Приступаем (если работа окончена за руки берётесь и поднимаете вверх):
-Какая орфограмма встречается в словах?
-Безударная гласная в корне слова.
-Можем ли мы проверить безударную гласную?
-Нет.
-Докажите (дети встают и объясняют написание безударной гласной в корне слова).
-Что мы знаем о написании словарных слов?
-Их необходимо запомнить или проверять их написание в орфографическом словаре (ВЗЯТЬ СЛОВАРИ И СОЗДАТЬ ВЫСТАВКУ КНИГ).
-Молодцы, мы помогли Буратино, теперь он запомнил как писать словарные слова.
-Но, у Мальвины есть ещё один ученик.
-Пьеро.
-Вместе с ним мы с вами самостоятельно поработаем со словами и найдём ошибки в написании безударной гласной в корне слова:
КАРТОЧКА № 2: (СЛАЙД 6)
Прочитайте слова. Запишите слова в тетрадь исправляя, где необходимо ошибки.
Селач, снижок, трава, звирёк, гребной.
(Поменялись тетрадями, взяли простой карандаш в руки и проверяем).
-СиЛАЧ – пишу букву И – СИЛА.
-СНеЖОК – пишу букву Е – СНЕГ.
-ТРАВА –
-ЗВеРЁК – пишу букву Е – ЗВЕРЬ.
-ГРиБНОЙ – пишу букву И – ГРИБ.
-У кого нет ни одной ошибки на полях ставим «+», кто допустил одну ошибку «+ -», кто допустил 2 и более ошибок ставит «–».
-Поменялись обратно тетрадями.
-Кто выполнил без ошибок, подняли руку!- МОЛОДЦЫ.
-Кто допустил одну ошибку, подняли руку? – ВАМ НЕМНОГО НАДО ПОДУЧИТЬ.
-Кто допусти 2 и более ошибок, подняли руку? – ВАМ НЕОБХОДИМО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ДОМА ЗАНИМАТЬСЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ, чтобы достигнуть более лучший результат со временем и внимательнее слушать учителя.
-Что мы повторили, выполняя данное упражнение?
-Написание безударной гласной в корне слова проверяемой ударением.
-Повторим алгоритм проверки безударной гласной СЛАЙД 7: (по одному появляются этапы алгоритма):
АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В СЛОВЕ
1. Прочитай слово, поставить ударение.
2. Найди безударный гласный звук.
3. Подберём проверочной слово, в котором безударный гласный звук станет ударным.4. Напиши слово правильно.
5. Подчеркни безударную гласную в слове.
-Совместно с нами Мальвина научила Пьеро проверять орфограмму безударную гласную в корне слова проверяемая ударением.
III. Подведение итогов. Рефлексия:
-Наши друзья решили нас испытать и определить насколько мы владеем этой темой.
Учебник с.111. Работаем с разделом ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
(например): София, прочитай 2 задание:
Прочитайте слова. В каких из них написание выделенной буквы надо проверить? Объясни свой ответ.
Зима, зимушка, зимой, зимний.
В каких же словах нам надо проверить написание выделенной буквы? Зима-необходимо проверить, зимушка-нет, т.к. И под ударением, зимой-необходимо проверить, зимний – нет, т.к. И под ударением. То есть слова ЗИМА и ЗИМОЙ являются проверяемыми словами, а слова ЗИМУШКА и ЗИМНИЙ являются проверочными словами к этим же проверяемым словам.
(например): Вероника, прочитай 3 задание:
Какими способами можно подобрать проверочные слова к данным словам? Объясни свой ответ.
Трава, пчела, дожди, плита.
Трава-травы(форма слова), пчела-пчёлы(форма слова), дожди-дождь(форма слова), плита-плиты(форма слова).
То есть, чтобы проверить данные слова мы изменили форму слова.
-А как ещё можно проверить написание безударной гласной?
-Подобрать однокоренное слово.
-Молодцы.
4 ЗАДАНИЕ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ:
Прочитайте. Писать не будем. Назовите только словам с непроверяемой орфограммой в корне слова.
Лопата, скворец, зверёк, ветер, ноябрь.
Возвращаемся к целям и задачам урока:
Читаю цель – цель достигнута?
Читаю задачи – задачи выполнены?
ОЦЕНИВАНИЕ!!!!!!!!
Д/з: 1уровень: упр. 174 (1,2). 2 уровень: написать мини соч. на тему зима.
СЛАЙД 8
«Лестница успеха»:



Усвоил новое знание

Есть небольшие затруднения



Испытываю затруднения