Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение знаний о безударных гласных, проверяемых ударением (2 класс).



МОУ НОВОХАРЬКОВСКАЯ СОШ









Урок русского языка
во 2 классе

на тему:
«Обобщение знаний о безударных гласных, проверяемых ударением».

(урок – сказка)

( Игровые технологии)








Учитель: Андрусенко Т. А.







2013 г.


Цель урока:
- обобщить материал по теме,
- закрепить знание детьми алгоритма проверки безударных гласных,
- совершенствовать умения подбирать проверочные слова,
- развивать мышление, речь, орфографическую зоркость.

Оборудование:
- проектор, компьютер, карточки с заданиями, толковый словарь.

Ход урока:

Оргмомент. Учитель начинает урок словами:

Сказки мудростью богаты.
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди!

- Сегодня у нас урок - сказка.
Посмотрите на доску.
На доске слова
С . лдат, т . пор, прин . сла, похв . лила, с . поги, отв . чает.

- Прочитайте слова и разделите на две группы.
- Какие? ( имена существительные и глаголы - грамматический признак, по орфограммам: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением).

Учитель предлагает выполнить задание, вставить пропущенные буквы, после чего следует проверка при помощи карточек.

(Слайд1):

Топор нёс – принесла

Солдат хвалит – похвалила

Сапоги ответ – отвечает

- Из какой сказки эти слова? Кто главный герой? («Каша из топора» - солдат.) (Слайд 2)

- Сегодня солдат пришёл к нам на урок: «Очень долго я к вам шёл, - говорит солдат.- Длинная была дорога. Принёс я вам много заданий по русскому языку. С одним вы уже справились. Можно развязать один узелок на моём платке. Узелки я завязал на память, но всё равно забыл, как выполняются эти задания. Вы мне поможете?»

Работа в группах. Дети получают карточки с текстом (работа в группах).

1 карточка
Попр . сился служивый на н . члег. У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась
нак . рмить, прикинулась сир . той.

2 карточка
Солдат пос . лил воду. Ст . руха прин . сла крупы. Добрую кашу можно св . рить.

3 карточка
Коли нет ничего, можно и из топора кашу св . рить. Солдат налил в . ды в котёл и поставил на . гонь.

В каждой карточке дано задание:
1. Выписать из текста слова с безударной гласной в корне.
2. Подобрать проверочное слово, обосновать написание.

Слова- антонимы.
Солдат продолжает: «Молодцы, ребята! Ещё один узелок развязался. Теперь я хочу поиграть с вами. Я буду называть слова, а вы подберёте антонимы- слова с безударной гласной. Что такое антонимы?» (Слова, противоположные по смыслу.)
Дети получают карточки.

1. Близко- 2.Утро- 3. Тёплый-
Хороший- Пресный- Темно -

Дети записывают антонимы с безударной гласной, проверяемой ударением.

Далеко, плохой, вечер, солёный, холодный, светло.

После проверки солдат развязывает ещё один узелок.

Физкультминутка.

Познавательный момент.

Солдат принёс с собой свиток. (Слайд 3).
- А что это такое? Почему он так называется?
Дети ищут значение этого слова в словаре:
«Свиток - узкая полоска папируса, пергамента или другого писчего материала, свёрнутая в трубочку. Одна из древнейших форм рукописной книги».
А папирус что такое? В Египте на берегах Нила зеленели заросли высокого растения, похожего на осоку. Это папирус. Его стебли разрезали вдоль, укладывали рядами. Ряды склеивались с помощью сока, выделяемого растением. Папирус – первая бумага.

Пергамент – обработанная коровья или телячья кожа, использовалась в древности для письма. На пергаменте писали на обеих сторонах листа.
- Кто передал свиток солдату?
(Звучит грамзапись сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

На доске прикрепляется свиток. На нём текст:
Залилась Алёнушка слезами, села на стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.
Задание: списать, найти слова с безударной гласной в корне, объяснить написание.
Проверка выполненной работы.

Разобрать по составу слово стожок. Выясняется значение суффикса. Учитель предлагает подобрать аналогичные слова с суффиксом-ок-.

Дети подбирают много слов:
Сынок, утюжок, пирожок, сапожок, цветок, уголок, снежок.

Морфемный разбор слова - Алёнушка (значение суффикса –ушк-):
Бурёнушка, коровушка, матушка ,соловушка, зимушка, лапушка.

Развязали ещё один узелок.


Соревнование «Лесенка». (Слайд 4)

Пов . р
Уг . л
Зм . я

Стр . ла
Пл . чо
Пл . та

Кол . ски
Зв . нок
Зв . зда

Нар . жать
Гр . чата
Св . сток

Зам . рзать
Тр . пинка
Хл . пушка

СКВ . речник
Пр . вдивый
Св . тлячок

В . рхушка
Л . нейка
П . чтальон



Проверка. Итог. Развязывается последний узелок.
- Что же в платке? Пословица (Слайд 5)

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Дети объясняют смысл пословицы.
- В русских народных сказках побеждает добро, справедливость, терпение и труд.

Творческое задание.
Запишите об этом 3-4 предложения, вспомнив какую-либо народную сказку, (Слабым учащимся предлагается на карточках текст, в который они должны вставить пропущенные слова).

Сказка – это выдуманная история, в которой есть ...
В сказках всегда побеждают . Наказываются .
Слова для справок: злые, жадные, жестокие, честные, добрые, хорошие.
Проверка выполненной работы.
Дети называют безударные гласные, которые встретились в сочинениях.

VIII. Итог урока. Оценки.
15