Урок химии по теме: «Ядовитые сильнодействующие отравляющие вещества. Правила поведения при угрозе отравления опасными химическими веществами»


КУ «Общеобразовательная школа I-III ступеней № 25
города Енакиево»
Урок химии по теме: «Ядовитыесильнодействующие отравляющие вещества.Правила поведения при угрозе отравленияопасными химическими веществами»
Новицкая Людмила Георгиевна,
учитель химии,
КУ «ОШ I-III ст. №25 г. Енакиево»
Енакиево 2017

Урок по теме: «Ядовитые сильнодействующие отравляющие вещества. Правила поведения при угрозе отравления опасными химическими веществами».
Цель урока:ознакомить учащихся с аварийноопасными химическими веществами и планом действий в случае угрозы поражения ими населения;
рассмотреть воздействие химических веществ на человека в быту;
учить определять степень угрозы при кратковременном и длительном воздействии ЯОВ;
формировать у школьников: понятия о принципах безопасной жизнедеятельности, умение оказывать первую медицинскую помощь при химическом отравлении;
развивать причинно-следственное мышление;
воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и здоровье окружающих.
Тип урока: объяснения нового материала
Форма урока: Урок-презентация
Ход урокаОрганизация классаАктуализация опорных знанийМотивация учебной деятельностиОбъяснение нового материалаVII. Подведение итогов урока. РефлексияVII. Инструкция по выполнению домашнего заданияАктуализация опорных знанийУпражнение «Ассоциации». Первая ассоциация, которая возникает при словосочетании «ядовитые отравляющие вещества»
Мотивация учебной деятельности Фронтальная беседа:где в нашей жизни мы можем встретиться с химическими отравляющими веществами?
сможете ли вы помочь себе и людям в ЧС?
Учитель: Наш урок поможет вам разобраться с ядовитыми отравляющими веществами, особенностями распространения летучих ядовитых химических веществ и способами защиты своего организма от их воздействия.
Объяснение нового материалаРабота с наглядным материалом компьютерной презентации:1. Работа с определениемСильнодействующие ядовитые вещества
Это химические соединения, обладающие высокой токсичностью и способные при определенных условиях (в основном при авариях на химически опасных объектах) вызывать массовые отравления людей и животных, а также заражать окружающую среду.
Работа в группах. Учащиеся работают 4-х группах с карточками, определяя ядовитые вещества и соотносят их по видам.
Виды сильнодействующих ядовитых веществ:Вещества с удушающими свойствами: хлор; фосген; хлорид серы...
Вещества общеядовитого действия: синильная кислота; угарный газ...
Вещества общеядовитого действия: синильная кислота; угарный газ...
Метаболические яды: диоксид; бромистый метил...
Пути проникновения в организм ядовитых веществ:с пищей и водой;
через кожу и слизистые оболочки;
при вдыхании (ингаляционный).
Первые признаки применения опасных химических веществ.Появление капель, дымов, туманов неизвестного происхождения;
Специфические посторонние запахи;
Показания приборов химической разведки и контроля.
Работа в парах с алгоритмом «Действия при химическом заражениитерритории». Из предложенных вариантов действий, нужно выбрать важные пункты и презентовать в классе.
Немедленно надеть противогазы, респираторы или любые подручные средства индивидуальной защиты;
В случае отсутствия этих средств защиты можно воспользоваться влажным носовым платком, шарфом или полотенцем, предварительно смоченным водой;
закрыть окна и форточки, отключить электронагревательные и бытовые приборы и без паники выйти из дома;
Двигаться нужно только в указанном службами гражданской обороны направлении, если указаний не поступало, то перпендикулярно направлению ветра, желательно на хороню проветриваемый участок местности.
Если нет возможности покинуть зону заражения, нужно немедленно укрыться в помещении, заклеить окна и двери липкой лентой или пластырем, а вентиляционные отдушины - бумагой. Можно также завесить двери и окна влажными простынями.
На зараженной местности двигаться нужно быстро, но не бежать и не поднимать пыли, не следует касаться окружающих предметов, наступать на встречающиеся, на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ.
Если на коже, одежде, обуви и средствах индивидуальной защиты обнаружены капли неизвестных веществ, снимите их тампоном из бумаги, салфетки, ветоши или носовым платком.
Е1осле выхода из зоны заражения необходимо снять верхнюю одежду и оставить ее на улице, принять душ с мылом (пройти санитарную обработку), тщательно промыть глаза и прополоскать рот.
Дидактическая игра «Узнай меня»желто-зеленый газ с резким запахом тяжелее воздуха. Используется для
обеззараживания воды. (Хлор)
Г аз, не имеющий запаха, образуется при неполном сгорании топлива.
(Угарный газ)
Газ с очень резким запахом, легче воздуха. (Аммиак)
Тяжелый газ с запахом тухлых яиц. (Сероводород)
Жидкий, подвижный металл. (Ртуть)
Ядовитые химические вещества в быту.
Ядохимикаты (гербициды...);
Краски;
Крысиные яды, яды для протравки вредителей сельского хозяйства ;Лекарственные препараты;
Чистящие вещества;
Минеральные пищевые добавки;
Чистящие вещества;
Алкалоиды;
Наркотические вещества....
Выступление ученика с докладом на тему: «Симптомы отравления»Тошнота и рвота;
-Головокружение, потеря сознания;
-По запаху выдыхаемого воздуха можно определить отравление аммиаком, уксусной кислотой и цианидом (запах горького миндаля);
-синюшность кожи, появляющаяся при поверхностном дыхании, указывает на яды с разъедающим действием, соединения свинца или ядовитые пищевые продукты.
Г оловокружение, рвота и понос предполагают воздействие раздражителей желудочно-кишечного тракта, отравление пищевыми продуктами или соединениями металлов типа свинца, мышьяка и меди. Аконит, мышьяк и свинец вызывают паралич.
Первая помощь при отравлениях. Подготовленные выступления учащихся
АммиакПри попадании в глаза брызг аммиачных растворов следует немедленно промыть глаза проточной водой.
При попадании на кожу брызг немедленно смыть струей воды. При поражении кожи газообразным аммиаком - примочки 5% раствора уксусной или лимонной кислоты.
При отравлении - свежий воздух. После оказания первой помощи пострадавшего направить в медицинский пункт.
При отравлении хлором:Пострадавшего необходимо как можно быстрее вынести из зоны поражения, обеспечить приток свежего воздуха, покой, тепло (с помощью грелок), освободить от одежды, стесняющей дыхание и адсорбирующей на себе токсический газ, своевременно применить средства индивидуальной защиты, если хлор продолжает поступать в воздух. Необходимо обильное питье. После оказания первой помощи пострадавшего направить в медицинское учреждение.
10. Мозговой штурм. Семь правил профилактики отравлений:все лекарства, яды и опасные химические вещества держать в местах, недоступных для детей;
не помещать ядовитые вещества рядом с пищевыми продуктами;
хранить их в заводских упаковках, не перемещая в другие упаковки без надлежащей маркировки;
просроченные лекарства уничтожать, следя за тем, чтобы они не оказались в местах, доступных для детей и домашних животных;
всегда называть ароматизированные и окрашенные таблетки лекарствами, а не конфетами;
не принимать лекарства в темноте;
читать все этикетки на товарах бытовой химии.
Ключевые слова: Яды, Отравление, Хлор, Аммиак, Жизнь, Боль, Люди...
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Что вы узнали нового на уроке?
Составьте памятки по теме «Ядовитые отравляющие вещества. Что нужно помнить!»
VII. Инструкция по выполнению домашнего задания:
составить тезисы к изученному материалу;
составить групповой проект «Ядовитые отравляющие вещества. Первая помощь».