Разработка урока по Гражданственности Школа-наш второй дом


Урок гражданственности Донбасса 2 класс
Тема. Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника
Цель:
- формирование гражданской позиции, патриотизма, актуализировать восприятие школы как жизненно важной категории;
- развитие памяти, мышления, воображения, творческого потенциала учащихся, независимости, самостоятельности, умения сотрудничать;развивать коммуникативные навыки школьников, творческую и социальную  инициативу;
- воспитание положительного, уважительного отношения к школе, к учителям, к одноклассникам;
воспитывать чувство дружбы, товарищества, коллективизма;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийный экран, нарисованный дом, кирпичи-слова.
Ход урока
1. Организационный момент
(Рассаживаемся по кругу, жмем друг другу руки и дарим улыбку) 
Улыбнемся солнышку,
           Дадим друг другу руку­
        Поднимем настроение 
Себе и другу!
2.Сообщение темы урока   
 На доске появляется изображение школьного здания, картинки или фото с изображением семьи и в качестве эпиграфа такие слова:
                Школа – самый лучший друг,
                Второй наш дом родной!
                Здесь постигаем курс наук               
                Мы дружною семьей. 
­ Как вы думаете, что объединяет все это?
­ Итак, тема нашего урока « Школа – наш второй дом»
                 Семья – это святое слово,
                 И обижать его нельзя!
       В нем наши корни, наша сила,
                 Наши заветные слова!
3. Актуализация знаний учащихся
- Ребята, запишите, пожалуйста, в центре листа ключевое слово нашей темы. В данном случае это слово «школа». А вокруг напишите слова, которые приходят вам на ум в связи с тем, что даёт вам школа.
Ученики называют слова, в которых раскрывается понятие «школа».
4.Изучение нового материала
Школа – это такой же дом, как и ваш родной. Здесь вас тоже всегда ждут, любят и заботятся о вас. Но здесь вы ещё получаете знания, становитесь умнее, приобретаете много друзей. Вот только у школы к вам есть просьба – относитесь к ней бережно, с любовью, как и к своему собственному дому. Очень многие люди постарались, чтобы школа стала ещё красивее и уютнее, чтобы вам было приятно находиться в её стенах, чтобы ничто не мешало вам получать знания.
-А кто вас сегодня провожал в школу? Как можно одним словом назвать всех мам, пап, бабушек, дедушек, братиков, сестричек? Да это наша семья.
Семья – самое главное, что есть в жизни человека. Мы очень любим всех членов нашей семьи. Наш дом и семья неразрывно связаны.
- В школе тоже живёт семья. А кого называют школьной семьёй? Да это все дети, которые посещают школу, учителя, ваши одноклассники.
Это действительно семья, потому что в школе так же, как и дома, вы любите
друг друга, заботитесь друг о друге, у вас появляются общие интересы и
одна цель – получить знания. Школа и класс связаны между собой, как дом с
семья.
- Ребята, а кто скажет, как называется наша Родина?
Мы с вами являемся государства, имя которому – Донецкая народная республика. В нашем Донецком крае много городов, поселков, деревень. И, конечно, самый дорогой, и самый любимый для нас с Вами это наш посёлок - Сердитое.
(Показ слайда на мультимедийном экране фото поселка, города)
- Вы все живете в семье, в которой есть мама, папа, детки, бабушка, дедушка.
Вы все уважаете, друг друга, помогаете, заботитесь друг о друге.
- А соблюдаете ли вы, порядок в семье? Каким образом? У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Расскажите, какие обязанности у вас в вашей семье? (Послушать нескольких ребят)
(Показ слайда на мультимедийном экране «Школа – класс»)
- Ребята, в школе, как и в вашем доме, есть семья – это наш класс. И здесь мы с Вами тоже заботимся друг о друге, уважаем друг друга, помогаем друг другу, и у каждого из вас свое поручение.
В школе нашей есть свои правила - законы, которые мы будем соблюдать. И тогда у нас с вами будет порядок. Порядок в вашем доме, порядок в школе, порядок в любимом городе.
(Показ слайда на мультимедийном экране «Дом – Школа, Семья - Класс»)
- А сейчас поиграем в игру « Строим школу».
- Ребята, что необходимо иметь, для постройки дома? (кирпич, песок, цемент, вода…) Вот мы с вами сейчас отправимся за покупкой кирпичей. Кирпичи разные. Дети читают названия кирпичей и выбирают нужные, и таким образом строится дом. (Слова-кирпичи: порядок, взаимопомощь, ябедничество, жадность, беспорядок, спасибо, грубость, до свидания, дружба, здравствуйте, доброта, вежливость.)5.Закрепление изученного материала
5.1.Закончи предложение
Учащиеся дополняют окончание предложений:
- В школе я должен...
- В школе я имею право...
- Дома я должен...
- Дома я имею право...
- На улице я должен...
- На улице я имею право...
- Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие
ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)
- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?
Вывод:
Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться
не повторять свои ошибки в дальнейшем
5.2.Творческое задание «Новое расписание»
-Ребята, однажды в одну школу был назначен новый директор, который решил переделать все в школе. И начал он все переделывать с названий школьных уроков – старые названия ему жутко надоели. Так в школьном расписании появились «краскомазюканье», «буквосложение»…
Помогите веселому директору и придумайте не менее трех названий для уроков, таких, как математика, музыка, физкультура, труд, русский язык.
6.Итог
Действительно, от нас всех зависит, будет ли в нашей школьной семье порядок и счастливая жизнь. Ребята, как вы считаете, может ли быть семья счастливой, если каждый человек в ней будет жить так, как ему вздумается, заботясь только о своих желаниях, интересах и потребностях? (Высказывания детей). Как можно  сделать  семью счастливой и благополучной? (Высказывания). 
­ Чем дорожит семья? (Традициями, обычаями)
­ Какие традиции существуют в ваших семьях? Где они отражаются?
­ Отмечать семейные праздники – тоже семейная традиция.
Верно. Все семейные традиции отражаются в семейных альбомах. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные  альбомы прочно вошла  нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, 
которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной 
жизни. Рассматривая фото, все члены семьи с удовольствием вспоминают, 
обсуждают их. Трепетно к ним относятся Традиция эта очень важная. 
Недаром во время войны или других ситуациях. Когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди 
них семейные фотографии, фотографии дорогих людей. 
Наш классный коллектив – своеобразная семья, у нас есть свои традиции, 
свои законы жизни. Вспомним их.( Ребята называют обычаи  традиции 
школы и класса, перелистывая альбомы, обмениваясь ими, передавая по 
кругу).
- Без войны! Но все чаще мы слышим это слово в наше мирное время. Нашу 
огромную семью совсем недавно постигло это несчастье. Мы все с 
содроганием следим за развитием событий в нашем крае. Они никого не 
оставили равнодушными. Погибают ни в чем не повинные люди, дети! Все 
активно от всего сердца оказывают посильную помощь. А что нужно, чтобы 
мы с вами жили дружно? ( Совершать добрые дела)
 -А почему умные люди стремятся делать другим людям добро?
Ваши мысли хочу подытожить притчей, но чтобы точнее ее понять, 
проведем вначале опыт с деревяшкой и камнем. Опустим в воду то и другое, 
понаблюдаем: камень моментально утонул, а деревяшку утопить не удается. 
А теперь вы готовы к слушанию притчи - народной мудрости.   
Подумаем, какие добрые дела каждый из нас  и все вместе можем совершить 
для класса, для других людей, для школы. Пусть символом наших добрых 
дел станет солнышко (вывешиваю «солнышко» на доске над «школой»). 
Добрые дела, которые мы решим делать в этом учебном году, 
запишем на лучиках (детям раздается по одной желтой полоске, на них делаются записи, озвучиваются перед классом, одобряются коллективом, 
прикрепляются к солнышку). Это наш «банк добрых дел» (ремонт книг и учебников, изготовление сувениров к праздникам, генеральная уборка 
класса, помощь зимующим птицам, участие в субботниках,  добросовестное 
выполнение поручений…). 
                                             Притча о добрых делах
Два человека собирали в рюкзаки один – камни, а другой – деревяшки. 
Камни – это злые дела, грехи, а деревяшки – добрые поступки.
Пришло время перебираться им через реку. Тот, у кого рюкзак был набит 
камнями, утонул, а тот, что собирал деревяшки, реку переплыл и пошел 
дальше.
Вот так добрые дела станут и  нам «пропуском» в счастливую жизнь.
 
7.Рефлексия                                                                                                            
- Надеюсь, что жизнь в ваших семьях и в нашем школьном доме будет 
интересной, творческой, спокойной и доброй. 
- Ребята, если мы с вами будем соблюдать порядок в своем доме, в своей
школе, в своем крае, то порядок в нашей стране обеспечен. Это значит, порядок в нашей стране, будет зависеть от каждого из вас.