Первый раз в пятый класс!


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, развязными , чрезмерно шум- ными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забыв- чивыми, неорганизованными. иногда нару- шается сон, аппетит... Подобные функцио- нальные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70 – 80% школь- ников. У большинства детей подобные от- клонения носят единичный характер и ис- чезают, как правило, через 2 – 4 недели по- сле начала учебы. Однако есть дети, у кото- рых процесс адаптации затягивается на 2 – 3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический ха- рактер. В период адаптации важно обеспе- чить ребенку спокойную, щадящую обста- новку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родите- лей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ Переход ребенка в пятый класс родителям кажется далеко не столь важным событием, как самый первый урок в его жизни. Однако проблем у пятиклассников гораздо больше, чем у малышей - первоклашек. МБОУ "ЛИЦЕЙ № 3" ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС С ГОРДОСТЬЮ И ТРЕВОГОЙ В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большин- ство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что уже не маленькие . Появление нескольких учителей с разными требовани- ями, разными характерами, разным сти- лем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удоволь- ствием и с определенной гордостью рас- сказывают родителям, младшим братьям, друзьям о доброй математичке или вредном историке. Кроме того, опреде- ленная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школь- ную жизнь, наладить не сложившиеся отно- шения с педагогами. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологи- ческие исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школь- ники переживают период адаптации к но- вым условиям обучения, во многом сход- ный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обуче- ния, разнообразие и качественное услож- нение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции старшего в начальной школе на самого маленького в средней — все это является довольно серьезным ис- пытанием для психики школьника. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обыч- ным вопросом типа: Как прошел твой день в школе? Каждую неделю выбирайте время, сво- бодное от домашних дел, и внимательно беседуй- те с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и дета- ли, о которых ребенок сообщает вам, используй- те их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обяза- тельно спрашивайте вашего ребенка о его одно- классниках, делах в классе, школьных предме- тах, педагогах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с други- ми детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, свя- занных со школой, или о взаимосвязи его школь- ных и домашних проблем. Даже если нет особен- ных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для то- го, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьез- ные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Не связывайте оценки за успевае- мость ребенка со своей системой наказа- ний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспевае- мость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходи- мо, настаивайте на более внимательном выполне- нии им домашних и классных заданий. Постарай- тесь, насколько возможно, не устанавливать нака- заний и поощрений: например, ты на полчаса боль- ше можешь посмотреть телевизор за хорошие от- метки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоцио- нальным проблемам. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок . Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших услови- ях. Посещайте все мероприятия и встречи, органи- зуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалифи- кации учителя, дисциплинарных правилах, установ- ленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребен- ку. Помогайте ребенку выполнять домаш- ние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специ- альное время, когда нужно выполнять домаш- ние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим зада- ниям и убедитесь, что у ребенка есть все необ- ходимое для их выполнения наилучшим обра- зом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними задани- я м и , п о м о г и т е е м у н а й т и о т в е т ы с а м о с т о я т е л ь- но, а не подсказывайте их. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокой- ную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка про- исходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой воз- можности пытайтесь избежать больших измене- ний или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эф- фективно решать проблемы в школе.