Урок русского языка в 2-4 классах Глагол, Спряжение в малокомплектной школе


Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2,4кл.
2 класс
Тема: Что такое глагол? 4 класс
Тема: Спряжение глаголов
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками, развивать речь, коммуникативные навыки Цель: познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
Ход урока:
I.Организационный момент
Итак, начинаем наш урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души (соседу по парте, гостям)
До чего ж мы хороши!
II.Сообщение темы и целей урока
Ребята, как вы думаете, трудно или легко быть учителем? (Мнения учеников).
Объясните свой ответ.
Сегодня у нас будет необычный урок, потому что кроме меня на уроке будет 3 учителя и 8 учеников. Как вы думаете, кто эти 3 учителя? Это ученики 4 класса. А ученики – вы все. Ребята 4 класса – сегодня у вас есть потрясающая возможность почувствовать себя в роли учителя. Вы должны успевать помогать 2 классу, проверять и оценивать их работу. А я вам буду помогать. Также у вас на парте лежат оценочные листы. После каждого задания оцените правильность выполненного задания. Итак, приступим.
Откройте тетради, запишите число и классная работа
(Восемнадцатое марта. Классная работа)
-Скажите, какие части речи в русском языке вы уже изучили? ( имя существительное – 2 класс, прил, гл, местоим….. – 4 класс)
Задание1.На доске написаны слова, прочитайте их и распределите на две группы
(дети называют слова, распределяют по группам)
Класс, компьютер, цветок.
Идёт, пишет, бежит.
2 кл.- По какому принципу вы объединили слова класс,цветоки компьютер в одну группу ? ( это существительные отвечают на вопрос что?).
4 кл. – К какой части речи отнесем слова идёт, пишет, бежит? 2 класс об этой части речи узнает сегодня (это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие предмета).
- Ребята, а сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит.
Всё расскажет нам … (глагол)
- Значит, какая у нас сегодня тема урока? (Глагол)
2 класс откройте учебник на стр. 68 и прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить 4 класс – с. 80. Какое новое слово вам встретилось? (спряжение)
- Что общего в наших темах? (будем говорить о глаголе)
III.Работа по теме урока
1)Рассмотрите рисунки.
2 класс, скажите, что делает мальчик? Назовите слова, обозначающие действия мальчика? На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?
Верно. Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Называются глаголами. Приведите свои примеры
Запишите эти слова (Моет, поливает, стирает, читает)
Составьте и запишите по одному предложению к каждому рисунку. Подчеркните глаголы (слова, обозначающие действие). 4 кл. (устно)
Подставьте к одному глаголу местоимения 1,2,3 л. ед. и мн. числа.
Измените глагол по лицам и числам (один человек у доски)
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам – это и есть спряжение.
Не забывайте, что ученики 4 класса ваши учителя, сегодня они вас учат и проверяют.
2 кл. давайте попробуем сказать, что же такое глагол? (ответы детей)
-проверьте, правильно ли мы рассуждали, для этого обратитесь к учебнику на с. 68 и прочитайте правило.
2) упр. 118 с. 69
Прочитайте отрывок из произведения К.И. Чуковского. Кто увидел ошибки?
Что неправильно записал автор?
Все ли действия названы правильно?
Кто помнит название этого произведения? («Путаница»).
Помогите распутать эту путаницу. Запишите, кто из животных какие действия выполняет.
-подчеркните глаголы
Работа с таблицей с. 81
Упр. 164 с.81
Рассмотрите таблицу. Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме наст. и буд.вр.
Какая часть слова изменяется?
- письменно проспрягайте глагол рисую.
IV.Физминутка
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква О свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу.
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь.
V.Закрепление пройденного материала (на карточках)
Выпишите из предложений только глаголы.
Таракан живет за печкой.
То-то тёплое местечко.
Ученик учил уроки.
У него в чернилах щёки.
Ослик был сегодня зол.
Он узнал, что он осёл.
Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
- подумайте, на какие вопросы отвечают глаголы? Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания.
……… идёт, ……. побежим,
…… смеются, …… думаешь,
….. делали, ….. пишу, …. рисуете, ….. простят.
VI. Рефлексия
Продолжите фразу:
Глагол – это… (часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопрос что делает? Что сделает? и др. Продолжите фразу:
В предложении глаголы являются …. (сказуемыми).
Глаголы в форме наст. и буд. вр. изменяются по ……(лицам и числам)
Скажите, что нового вы узнали на уроке?
VII.Итоги урока
Ответили ли мы на поставленные вопросы? Что такое спряжение?
Как определить лицо и число спрягаемых глаголов?
VIII. Домашнее задание
Упр. 117 с. 68 Упр. 165 с. 81