Особенности изучения эпического произведения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи


- Эпос как род литературы, отличие от лирики и драмы- Трудности изучения эпического произведения учащимися с тяжелыми нарушениями речи- Приемы изучения рассказа в 5 классах коррекционной школы V видаВыполнила студентка 3 курса 33 группы, Ершова Л.Н.Особенности изучения эпического произведения учащимися с тяжелыми нарушениями речи РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫЭпосЛирикаДрама

- это повествование об объективном внешнем мире. Он рассказывает о событиях, произошедших в жизни людей, о самих людях, чьи характеры воплощены в художественных образахЭпос показывает внутренний мир, субъективные мысли, чувства и переживания лирического герояЛирический геройЛирика- образ поэта в лирике (может быть условной фигурой) изображает объективные события в жизни людейОтличие от эпоса:Драма- Почти нет речи автора- Текст состоит в основном из диалогов, монологов, реплик героя- Ремарки – краткие замечания- Предназначена для постановки в театре


Эпические жанрыКрупные: эпопея, роман, эпическая поэмаСредние: повестиМалые: рассказ, новелла, очеркФольклорные: сказка, былина, историческая песня

“Эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования”Аристотель «Поэтика» Два вида отношения учеников коррекционных школ к литературным героям:Эмоционально-образное (нравится/ не нравится)Интеллектуально-оценочное (хороший/плохой на уровне доказательств)
Особенности восприятия литературного герояИсходят из оценки наиболее впечатляющего их поступкаНе учитывают мотивы и причины вызвавшие поступокМогут одинаково относиться к героямИспытывают трудности в осознании качеств, проявляющихся в переживаниях, мыслях героевБогатство и сложность внутреннего мира героя, качества его личности не вызывают интереса детей


В оценке литературного героя Не учитываются внутренние стороны поведения герояОбращают внимание на малосущественные поступки
Особенности восприятия мыслей и переживаний литературных героевОбнаруживают интерес к доступным их пониманию переживаниям и мыслямТрудно разбираются в причинах, вызывающих определенные мысли и переживания литературных героев
Особенности понимания приёмов литературного изображения отдельных характерных черт образаПрямое и наглядное изображение героя через развернутое описание его поступков легко понимается детьмиЛегко понимается характеристика героя через описание его отношения к поступкам, совершенным другими персонажамиНаглядное описание внешности героя и его поведения воздействует на чувства детей

Раскрытие характера литературного персонажа через общий характер его мыслей и переживаний – трудный приемИзображение литературного образа только посредством особенностей его речи – трудно для восприятияОбращают внимание только на содержание речи героя Не замечают особенностей подбора слов в его речи, интонацииПростое сообщение о поступке литературного героя чаще не замечается детьми


- повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев.Рассказ Повествование:Небольшой объемОграниченное число действующих лицСобытие:Может протекать одномоментноМожет быть протяжённым во времени Рассказы с последовательным развитием событий, которые не содержат сложные смысловые связиНаиболее доступные для учащихся спецшколыРассказы с пропущенным звеном или с разновременными планами действияБолее трудны для пониманияРассказы со скрытым смысломТрудные для понимания вступительная беседачтение текста учителемчтение текста учащимисясловарная работа и анализ текстачтение по ролям рассказаМетод работы над простым текстом Подготовительная работа к чтению рассказа: -сообщение темы урока -вступительное слово учителя -словарная работаПросмотр диафильма. Одновременное чтение рассказа учителем (аудиозапись)Выяснение первого впечатления от рассказаСловарная работа (выявляются значения слов, которые могут быть объяснены самими детьми исходя из контекста)Чтение рассказа учащимисяАнализ прочитанной части рассказаМетод работы над сложным по структуре текстом