Сборник контекстных задач по основам инклюзивного образования


Дорогие студенты!
Представляем Вашему сборник контекстных задач по основам инклюзивного образования.
Целью решения таких задач является актуализация Ваших знаний о принципах и закономерностях процесса обучения в условиях инклюзии. Они направлены на создание новых образовательных продуктов: идей, алгоритмов, исследований. А главное: здесь не бывает неправильных решений. В ответах больше всего ценятся оригинальность, целесообразность и творческий подход.
Задача 1.
В образовательную организацию поступил ребенок, имеющий детский церебральный паралич и передвигающийся на коляске. Умственные способности и саморегуляция сохранны. Наблюдаются недостатки произносительной стороны речи. Администрация организации на педагогическом совете предлагает коллективу принять решение об отчислении такого ребенка. Причинами отказа в получении образовательных услуг становится отсутствие специальных условий (нет пандусов).
Как Вы проголосуете? Аргументируйте свой ответ.
Задача 2.
В классе начальной школы 20 учеников. Из них 4 ребенка имеют общее недоразвитие речи – ОНР (III уровень). Кроме этого отмечаются проблемы развития эмоционально-волевой сферы (агрессивность, неусидчивость, гиперактивность). Предложите вариант организации режимных моментов, предусматривая взаимодействие детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.
Задача 3.
В общеобразовательной школе обучается мальчик с нарушением слуха (II степень тугоухости). В учреждении созданы специальные условия: имеется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования, есть адаптированная образовательная программа, разработан индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Вам предстоит работать с этим ребенком. Представьте план Вашей работы в направлении профессионального самообразования в целях оказания компетентной помощи названному ребенку.
Задача 4.
В детском коллективе образовательной организации совместно обучаются дети с нормальным и нарушенным развитием. Из 18 детей трое имеют ОВЗ. Один ребенок с ОВЗ систематически оказывается инициатором конфликтных ситуаций в детском коллективе. Это вызывает негативную реакцию со стороны родителей. Что должен сделать педагог, чтобы формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ в детском и взрослом коллективе?
Задача 5.
Светлана, мама 4-летнего ребёнка с аутизмом, пишет:
«…с нами это было в последний раз в бассейне. От организации ˝…˝ была договорённость с бассейном о выделении одной дорожки для детей-инвалидов. Т. нравится бассейн, и я бы очень хотела отдать его в плавание. Подошла прямо в бассейне к тренеру и спросила, можно ли и нам заниматься, на что услышала: «С ТАКИМИ детьми мы не занимаемся». Я спросила: «С какими с ТАКИМИ?» В ответ – уходящая спина тренера. И это при всём при том, что мой ребёнок с лёгкой формой аутизма выглядит абсолютно здоровым – диагноза на лице нет» (июнь 2016 года).
Что Вы как педагог инклюзивного образования посоветуете маме Т.?
Задача 8.
Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама мальчика с ОВЗ волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки,
сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Что должен предпринять педагог, чтобы разрешить опасения матери?
Задача 9.
Разработайте план проведения конкурса рисунков в классе на тему «Я на чужой планете». В качестве одной из задач включите формирование уважительного отношения к «иным людям» людям. Составьте план беседы с детьми, целью которой является формирование толерантного отношения к другому человеку.

Задача 6.
Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?
Задача 7.
Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель ОУ в
сложившейся ситуации?
Сборник контекстных задач по основам инклюзивного образования

Автор-составитель:
Синявская Анастасия