Психологический тренинг с родителями в контексте занятий по эффективному взаимодействию родителей с детьми


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
«УЧИМСЯ ЗДОРОВОМУ ОБЩЕНИЮ»
(в контексте занятий по эффективному взаимодействиюродителей с детьми)
Разработано Лазаревой Татьяной Владимировной, педагогом-психологом
МБОУ СОШ №7, г. Апатиты Мурманской области
Цель: формирование у родителей представление о важности применения здоровых форм общения с детьми (другими людьми)
Задачи:
- расширить возможности понимания своего ребенка;
- выработать новые навыки взаимодействия;
- активизировать коммуникативную функцию в семье
Материалы для занятия:
- апельсин,
- заранее отпечатанные листочки с описанием ситуаций,
- три схемы - «шпаргалки»
Приветствие («Апельсин»)
- Назовите свое имя и далее любой способ использования апельсина, после чего бросайте апельсин 5-му по счету сидящему справа от Вас участнику. Тот, кому попадет апельсин, продолжает упражнение (если перебрасывать апельсин именно в таком порядке, его обязательно получит каждый участник).
2. «Пересаживалки».
- Пересядьте те, кто:
*Сегодня утром успел выпить чашку чая или кофе;
*Считает себя хорошим сыном или дочерью своих родителей;
*Был очень послушным ребенком;
*Кто знает «Золотые правила» общения с ребенком
3. Сегодня я бы хотела Вас познакомить с некоторыми, возможно, очень необходимыми правилами общения.
Психологи выделили 2 стиля общения с ребенком:
- Язык «принятия» и
- Язык «непринятия»
Сейчас я попрошу Вас сравнить 2 фразы:
«Мне очень жаль, что ты не поделился игрушками со своим братом»
И
«Ты очень жадный мальчик».
Вывод: принятие – это оценка поступка, непринятие – это оценка личности.
Сейчас я приведу Вам примеры ситуаций, а Вы по желанию, отреагируйте, как родитель, на языке принятия и непринятия.
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ:
- Ребенок соврал, что ходил в музыкальную школу, а сам не был там.
- Ребенок в очередной раз не убрал кровать.
- Получил очередную двойку.
- Грубо отвечает бабушке.
4. Для разрешения затруднений, возникающих при общении с ребенком, помогут так называемые «Я-сообщения». Вот, например, сравните:
- «Я злюсь, когда вижу тебя неопрятным».
- «Меня раздражает, когда музыка из твоей комнаты звучит так громко»
И
- «Что у тебя за внешний вид!»
- «Ты когда-нибудь выключишь музыку?!»
На первый взгляд разница между «я и ты – сообщениями» невелика. Правда, «Ты-сообщение» привычнее и удобнее. Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, отказывается выполнять. Потому что каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит обвинение или критику ребенка.
«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ. Оно позволяет выразить нам свой негатив в необидной для ребенка форме, дает возможность детям ближе узнать нас. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети также искренни в выражении своих. Как следствие, вырабатывается доверие.
Только на первый взгляд кажется, что легко составить и применить «Я-сообщение». Чтобы научиться этому, я предлагаю Вам поначалу воспользоваться схемой - «шпаргалкой» или вот таким алгоритмом (все три позиции заранее отпечатать на больших листах жирным шрифтом и разложить на полу в центре круга, чтобы родители смогли составить фразу, опираясь на подсказку):
Высказать само событие, негатив (например: Когда происходит… Если произошло…)
Ваша реакция (Я чувствую… Я становлюсь …)
Предполагаемый исход (Мне хотелось бы… Я предпочел (ла) бы…)
Позиции можно менять местами.
Давайте потренируемся в составлении «Я-сообщений». Итак, разбейтесь на пары и в течение 2-х минут составьте «Я-высказывание» по ситуации, которая Вам досталась (психолог может раздать заранее отпечатанные листочки с ситуациями родителям, или же родители сами вытягивают билеты экзаменационным способом):
- Школьный рюкзак брошен прямо у порога в коридоре.
- Ребенок в очередной раз оставил кровать неубранной.
- В дневнике уже второй день замечание об опоздании на урок.
- В детской комнате уже несколько дней не убраны игрушки.
- Ребенок пропустил несколько тренировок в секции, не сказав об этом родителям.
- В тетради по математике домашнее задание выполнено отвратительно: грязь, зачеркивания, цифры и буквы разного размера, множество ошибок.
- Ребенок не хочет читать.
- …
5. Ритуал прощания – «Шеринг-вспышка». Одно-два слова про свое состояние, настроение после занятия; что взяли для себя, было ли что-то полезное или нет?