Практическая работа 10 класс Сравнительная оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.


Практическая работа №2 10 класс
Сравнительная оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Цель: Закрепить и систематизировать знания о природных ресурсах мира; совершенствовать умения и навыки применять полученные знания во время выполнения практических заданий; развивать умения расчитывать ресурсообеспеченность и сравнивать соотношение ресурсообеспеченности в отдельных регионах и странах мира, умения строить и анализировать диаграммы; воспитывать аналитическое мышление.
Оборудование: Политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы.
Основные понятия: природные ресурсы, ресурсообеспеченность, природопользование.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков учеников.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Что такое ресурсообеспеченность? Какими способами рассчитывают ресурсообеспеченность стран и регионов мира?
Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. В 21 веке между обществом и природой возникли качественно новые отношения, что обусловлено быстрым ростом населения и расширения его производственной деятельности. Возникла угроза истощения и исчерпания природных ресурсов. Расчет ресурсообеспеченности страны определенным природным ресурсом позволяет предвидеть его истощение, способствовать сохранению или востановлению, применить меры рационального природопользования.
Практическое применение знаний, умений, навыков.
1.Обеспеченность человечества разведанными запасами четырех важнейших видов минеральных ресурсов оценивается следующим числом лет: 50, 65, 150, 240. Определите, к какому конкретно виду топлива и сырья относится каждый из этих показателей.
2. Среди перечисленных стран выпишите те, которые обладают особенно большими разведанными запасами нефти. Аргентина, Венесуэла, Индия, Египет, Ирак, Иран, Кувейт, Мексика, ОАЭ, Саудовская Аравия.3. В перечисленном ниже списке выберите 2 страны, обладающие наибольшими разведанными запасами газа. Россия, Великобритания, Мексика, Иран, Индия, Китай, Индонезия, Ливия, Канада, Венесуэла.
4.Закончите фразу: «Самыми большими в мире запасами разведанного угля в мире обладают страны…..» (выберите правильную строку).
А) Франция, Турция, Египет, Индия, Канада, Колумбия.
Б) Россия, ФРГ, Китай, ЮАР, США, Австралия.
5.Среди перечисленных ниже стран подчеркните разными цветами те, которые особенно выделяются по запасам: а) железной руды, б) медной руды, б) бокситов, В) олова.
Австралия, Бразилия, Гвинея, Демократическая Республика Конго, Замбия, Китай, Малайзия, Россия, Украина, Чили. 6. По данным составьте секторную диаграмму структуры земельного фонда:
А) земли под населенными пунктами промышленными и транспортными объектами- 2%;
Б) обрабатываемые земли – 11%;
В) луга и пастбища – 23%;
Г) леса и кустарники – 30%;
Д) малопродуктивные и непродуктивные земли – 34%;
Сделайте вывод из этой диаграммы.
7.Какова ресурсообеспеченность России земельными ресурсами, если численность населения 42 млн. чел., а земельные ресурсы составляют 1707,5 млн. га; США, если население 298 млн. чел., а ресурсообеспеченность земельными ресурсами составляет 937,3 млн. га?
8. Заполните таблицу « Ресурсы мирового океана» по следующей форме:
Группа ресурсов Виды ресурсов
Морская вода
Биологические ресурсы
Минеральные ресурсы дна
Энергетические ресурсы 9.Зделайте вывод о ресурс обеспеченности стран, разными видами ресурсов.