Конспект урока по географии на тему: Сравнительная характеристика ресурсообеспеченности двух отдельных стран или регионов мира (10 класс)


Конспект урока
Тема урока: Сравнительная характеристика ресурсообеспеченности двух отдельных стран или регионов мира.
Цель:
- образовательная: закрепить и систематизировать знания о природных ресурсах мира; применять умения и навыки полученные во время выполнения практических заданий;
- развивающая: развить умения рассчитывать ресурсообеспеченность в отдельных регионах или странах мира, умение строить и анализировать диаграммы;
-воспитательная: воспитать аналитическое мышление, а также воспитать важность изучения географии.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, (тетрадь для практических работ).
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.
Дети, а сейчас проверим ваше домашнее задание.
«Блицопрос»
Какие виды природных ресурсов вы знаете?
Какие из них наиболее важные для развития промышленности?
Что такое полезные ископаемые?
На какие группы делят полезные ископаемые по хозяйственному назначению?
На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению?
IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
В ХХІ веке между обществом и природой возникло новое отношение, что привело к быстрому росту населения и расширением его производственной деятельности. Возникла угроза постепенно ухудшения и исчерпанию природных ресурсов. Расчет ресурсообеспеченности стран природных ресурсов позволяет предвидеть его истощение, сохранить или восстановить, то есть применить меры рационального природопользования.

IV. Актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы.
Дети, давайте сейчас повторим некоторые понятия, которые помогут вам на практической работы.Что такое ресурсообеспеченность?
Каким способом вычисляют ресурсообеспеченность?
VI. Самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя и с помощью учителя (при необходимости).
Задание 1.
По данным таблицы рассчитайте объем минерального сырья на одного жителя Земли. Постройте столбиковые диаграммы:
динамика общего добывающего минерального сырья;
динамика добывающего сырья на одного человека.
Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.
Таблица 1
Года Численность населения,
млрд тонн Добыча минерального сырья, млрд тонн Добыча минерального сырья на одного
человека, кг1930 2 13 1960 3 63 1987 5 130 2012 7 420 Задание 2.
По данным таблицы рассчитайте ресурсообеспеченность нефтью отдельных стран мира. Определите уровень ресурсообеспеченности приведенных стран, если среднегодовой показатель ресурсообеспеченности нефтью составляет 44 года. Сравните показатели ресурсообеспеченности и определите страны с наибольшей и наименьшей ресурсообеспеченностью среди приведенных стран.
Таблица 2
Страна Запасы нефти, млрд т Добыча нефти,
млн т Ресурсообеспе-
ченность нефтью, (годы) Уровень ресурсообеспе-
ченностьюСША 4,6 368 12,5 недостаточный
ФРН 0,07 7 Россия 7,2 320 Китай 3,2 147 Индия 0,36 37 Нигерия 2,4 95 Задание 3.
По данным таблицы рассчитайте обеспеченность стран земельными ресурсами. Сравните полученные результаты и определите страны с наибольшей и наименьшей обеспеченностью земельными ресурсами на одного жителя.
Таблица 3
Страна Количество населения
млн человек Земельные ресурсы страны,
(млн га) Обеспеченность земельными ресурсами
1 жителя (га/чел)
США 308 937,3 3,05
Япония 127 37,7 ФРН 83,8 35,7 Россия 140 1707,5 Польша 38,5 31,3 Китай 1339 959,6 Индия 1166 328,8 Нигерия 149,2 92,4 Задание 4.
Из сравниваемых стран лучше обеспечена:
А) Водными ресурсами - __________________________________
Б) Лесными ресурсами - __________________________________
Укажите факторы, которые в будущем могут повлиять на обеспеченность сравниваемых стран этими видами ресурсов.
_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Перечислите рекреационные объекты, привлекающие туристов в одну из сравниваемых стран (на выбор).
Вывод.
Укажите, какая из стран лучше обеспечена природными ресурсами. Обоснуйте свою точку зрения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительное задание.
Предложите меры, которые необходимо принять правительству одной из сравниваемых стран (на выбор), чтобы сделать её более привлекательной для иностранных туристов.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIІ. Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1.
Прием «Блицопрос»
Ресурсообеспеченность – это …..
Минеральные ресурсы – это ….
Земельные ресурсы – это …..
Водные ресурсы – это …..
Лесные ресурсы – это ….
Рекреационные ресурсы – это ….
Задание 2.
Назовите главные тенденции в использовании полезных ископаемых мира. Согласны ли вы с утверждением, что большинство из них связано с исчерпаемостью наиболее доступных месторождений?
Задание 3.
На контурной карте обозначьте месторождения нефти, газа, угля.
VIII. Отчет учащихся (о способах и результатах проделанной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов).
Дети сдают практические работы, и делают выводы.
ІХ. Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети, теперь пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?
Х. Домашнее задание.
§ 14. Подготовиться к контрольной работе по теме: «Население мира» и «Мировые природные ресурсы».