ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ


ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Семья – это ячейка общества. Школа – это учебное заведение, где ребёнок проводит большую часть своего времени. Взаимодействие двух социально значимых институтов играет важную роль в развитии социально-нравственной, духовной личности.
Взаимоотношения семьи и школы важны в первые годы пребывания ребенка в школе. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. 
Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Этому способствует применение проектной деятельности.
Проект «Школа – моя семья» был внедрён на базе МАОУ СОШ № 18 г. Балаково в 3 в классе, целью которого является-создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье.
Данный проект включал в себя комплекс мероприятий: анкетирование, участие семьи в конкурсах и совместные семейные мероприятиях, родительский лекторий, тренинги. На каждом этапе подводились итоги и отмечалась шкала настроения. В заключительном этапе были собраны и обработаны выходные данные анкет, отзывы родителей и детей о проекте «Школа – моя семья». Реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания.
Таким образом, основная цель квалификационной работы – теоретически определить и экспериментально проверить необходимость организации взаимодействия школы и семьи с помощью проекта была выполнена. Через комплекс мероприятий все участники образовательного процесса сплотились, изменилось отношение ребят друг другу, родители стали активнее принимать участие в жизни класса.
Для современной школы очень важно тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с мнением родителей по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим с сентября по апрель на базе МАОУ СОШ № 18 г. Балаково, внедрялся проект «Школа-моя семья», целью которого является-создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Взаимодействие с семьями учащихся осуществляется по 3 направлениям:
– просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);
– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);
– диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).
Взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. Принципы взаимодействия школы и семьи, применяемые в МАОУ СОШ № 18 г. Балаково:
– организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;
– обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.
Как классный руководитель может повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.
Выбор форм осуществляется в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.
Для изучения семей я, Лещева Ю.В., как учитель использую различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.
Исследования начинается в начале 1 класса с непринужденного общения с родителями и детьми.
С помощью анкетирования было выявлено уровень образованности родителей:
60% родителей имеют среднее специальное и высшее образование;
35% – среднее;
5% – незаконченное среднее.
На основании анкет был определён уровень материального благосостояния и социальной устойчивости (работающие, материально обеспеченные и социально-благонадежные семьи) а также воспитательный потенциал семей.
70% имеют социальную и материальную устойчивость,
15% – полные семьи, 90% обладают положительным воспитательным потенциалом.
По данным результатам, можно сделать вывод, что в педагогической деятельности моего класса необходимо выбрать оптимальные формы сотрудничества, которые позволят повысить уровень воспитанности учащихся, повлиять на воспитательный потенциал семей, осуществить индивидуальный и массовый подход в организации воспитательного процесса.
Для изучения семей используются анкеты “Знакомство с родителями», для выявления эмоционального комфорта в семье – тест “Выявление эмоциональной атмосферы семьи” .Данные методики показали, что у 3% выражен уровень тревожности, у 25% определена средняя степень тревожности,72% испытывают эмоциональный комфорт в семье.
По результатам анкет видно расхождение в ответах учащихся и их родителей, поэтому на выявление взаимоотношений в семье используется рисуночный тест “Моя семья” и тест “Подковка” для определения влияния над ребенком.
По результатам тестирования видно, что:
19 ребята – рисуют себя, взявшись за руки с мамой и папой, то есть испытывает эмоциональный комфорт;
5 учащийся – близки только с мамой;
3 ребят – исключают себя из семейных ситуаций;
2 учащихся – стремятся доминировать в своей семье, отличается эгоцентризмом.
При сравнении ответов родителей и детей видно, что эмоциональный дискомфорт в ответах детей выше, чем у родителей (дети – 40%, родители – 30%), средняя степень комфорта у детей процент ответа ниже, чем у родителей (дети – 25%, родители – 35%), комфорт – проценты у детей и родителей совпали – 35%.
Если сравнить ответы родителей и детей, то картина будет такой:
Влияние на личность испытывают все учащиеся:
– влияние родителей – 70 %;
– влияние друзей – 30%.
С учителем учащиеся себя ставят на один уровень эмоциональных отношений. Командуют ребята младшими братьями и сестрами; домашними животными.
Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности показал: “Как часто вы проводите выходной день с родителями?”
Из 26 опрошенных детей только 12сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.
На вопрос: “Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?”
– 10% ответили: мама и папа;
– 60% – мама;
– 30% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.
По результатам анкеты видно, что у родителей нет времени для общения с детьми.
Анализируя данные анкет, видно, что необходима помощь классного руководителя, быть посредником я в процессе становления взаимоотношений в семье и сплотить членов семьи, создать условия для формирования дружеских доверительных отношений семьи и школы, сплочения детского коллектива.
Для решения данных проблем определены формы сотрудничества семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.
Одной из формы работы является – семейные праздники, в результате общего труда, совместного дела, изобретения. В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.
Воспитывая ученика, происходит влияние на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.
Сроки реализации проекта – с сентября по апрель 2016 года.
Цель – создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье.
Задачи:
повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;
формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;
создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;
формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;
способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;
содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;
предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты:
создание семейных электронных альбомов;
создание генеалогического древа каждой семьи;
знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;
создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций, для передачи приобретенного опыта коллегам;
сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;
овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;
приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;
повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.
Показатели результативности:
сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;
степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
степень активности родителей в реализации проекта;
степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
плакат настроения учащихся;
презентация проекта, отзывы коллег.
Механизмы реализации проекта
1. Тематические консультации для родителей:
– Трудности адаптации первоклассников в школе.
– Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
2. Родительские лектории:
– Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
– Режим дня в жизни школьника.
3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):
– Какие вы родители?
– Детей воспитывают родители, а родителей...
– Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.
– Во что играют наши дети.
4. Родительские вечера:
– Праздники нашей семьи.
– “Можно” и “нельзя” в нашей семье.
5. Тренинг.
– Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).
– “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
6. Семейные праздники:
– Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года.)
- Подготовка и проведение семейного праздника «Я – это моя семья!» (приложение 3)
-Совместное мероприятие «Наш новый год»
-Совместное мероприятие «Вместе с папой»
7. Художественные номера, творческие работы, презентации... (на каждом этапе работы).
Лещева Юлия Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №й8 г. Балаково