Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения.


Лимонова Татьяна Владимировна, мастер производственного обучения,
ГПОУ ТО «ЕХТТ», г. Ефремов
Развитие творческих способностей обучающихся
на уроках производственного обучения.
«Самые правильные, разумные и продуманные методы, - говорил Макаренко, - не принесут никакой пользы, если тон вашей жизни плох».
На протяжении многих лет я работаю с детьми из коррекционных школ – интернатов. Одной из проблем при работе с такими ребятами состоит в том, что очень трудно заинтересовать и сосредоточить их внимание на определенном виде работы. В одной и той же группе обучающиеся существенно отличаются друг от друга успеваемостью, отношением к труду, уровнем своего развития. Именно по этому, при организации самостоятельной работы обучающихся, по составлению заданий я учитываю индивидуальные особенности обучаемых, дифференцированно подхожу к выбору для них объема сложности. При этом создаю такие условия, чтобы обучающиеся могли проявлять свою самостоятельность в работе, свое творчество. Сочетание различных уровней сложности позволяет обучающимся лучше справиться с заданием. С другой стороны, с такими ребятами работается легко и интересно. Постоянно открываешь для себя что – то новое. Обучающиеся с интересом работаю на протяжении всего дня, не потухает интерес в их глазах. Развивая творческое отношение к труду, развивают такие качества как работоспособность высокого уровня; умение отстаивать свои позиции и независимость суждений; способность к самопознанию и саморазвитию; способность к преодолению психологической инерции мышления к развитию мышления. Чтобы пробудить у обучающихся желание стать настоящими мастерами, в совершенстве обладать профессией стараюсь развивать познавательную активность. Все это зависит непосредственно от морально – волевых качеств мастера. Необходимо увлечь обучающихся так, чтобы они неустанно стремились к своему совершенствованию, жажде знаний, любили выбранное дело и желали заниматься им не только во время учебы, но и по окончании учебного заведения.
Развитие творческого потенциала обучаемых, можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь – это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».
Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности обучающихся.
Формы развития обучающихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально – личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных обучающихся , используя потенциал их возможностей.
Выделены следующие формы деятельности:
индивидуальное обучение по программам творческого развития;
система творческих конкурсов,
научно – практические конференции и семинары.
Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности это:
наглядность обучения;
систематичность и последовательность в обучении;
доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
прочность усвоения знаний и навыков.
Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала обучающихся.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному обучающемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала обучающихся, их профессиональной направленности. Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л. Графова).
Процесс развития креативной личности обучающегося невозможен без активного, нестандартного мыслящего педагога с развитым творческим потенциалом. Природная энергия учащегося, как правило, требует выхода, поэтому одна из задач педагогов – организовать творческую деятельность, которая будет способствовать развитию творческого потенциала обучающегося. Главным условием решения данной задачи является реализация педагогом собственного творческого потенциала, проявление творческой активности, т.е. демонстрация образца.
Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их, и тем самым обеспечивает поступательное движение учащихся по пути познания. Учитель же создает необходимые условия успешного протекания учения – отбирает содержание в соответствии с поставленными целями, продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием обучающихся.
При организации деятельности обучающихся он включает постановку задач перед ними и создает благоприятные условия для их успешного выполнения. При этом использует такие приемы, как инструктаж, распределение функций, дидактические средства и многое другое. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач:
она должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранилась система знаний и логика науки;
необходимо учитывать актуальный уровень развития обучающихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи.
При этом перед мастером встают новые задачи:
создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы;
оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения.
Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально – безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности обучающегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов. В целях приближения деятельности обучающихся к реальным производственным условиям мастера производственного  обучения  организуют проведение производственного обучения таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно проделали полный производственный цикл работ.
Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался»
Список используемой литературы
Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 2010.
Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.2013.№2
Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика,2013.
Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 2008 г.
Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа,2011 г.
ЗанковЛ.В.  Развитие учащихся в процессе  обучения М.: Высшая школа. 2012 г.