Презентация Должностная инструкция учителя основной школы, внедряющего ФГОС ООО


Должностная инструкция учителя основной школы,внедряющего ФГОС основного общего образованияГребенникова М.Н.методист ГБУ ВО ЦПППиРД 1. Общие положения1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.1.2. Учитель назначается и освобождается от должности приказом директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.1.3. Учитель основной школы должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, курсовую подготовку по реализации ФГОС.1.3. Учитель подчиняется непосредственно администрации школы. 1.4. Учитель основной школы должен знать:- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;-Конвенцию о правах ребенка;-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на ступени основного общего образования;-педагогику, психологию, возрастную физиологию;-школьную гигиену;-методику преподавания предметов;-программы и учебники по преподаваемым предметам, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее по тексту ФГОС);-требования ФГОС и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;- методику воспитательной работы;-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;-средства обучения и их дидактические возможности;-основы научной организации труда; -нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;-теорию и методы управления образовательными системами;-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;-основы экологии, экономики, социологии;-трудовое законодательство;-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;-правила по охране труда и пожарной безопасности. 2. ФункцииОсновными направлениями деятельности учителя являются: 2.1. обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемых предметов и возраста обучающихся;2.2. обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям новых ФГОС;2.3. содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры;2.4. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе. 3. Общие составляющие компетентности3.1.Профессиональная компетентность - качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии. 3.2. Информационная компетентность - качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе лицея; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях. 3.3. Коммуникативная компетентность - качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи.3.4. Правовая компетентность - качество действий работник (учителя), обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.  4. Должностные обязанности4.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемых предметов, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.4.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.4.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. 4.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.4.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровня основного общего образования. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ФГОС. 4.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предметам (курсам, программам), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.4.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.4.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).4.9. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебный год и рабочий план на каждый урок и занятие. 4.10. Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.4.11. Соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей обучающихся.4.12. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.4.13. Хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.4.14. Обеспечивает включение обучающихся в различные формы внеучебной деятельности.4.15. Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями (законными представителями).4.16. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в школе. 4.17. Участвует в деятельности Педагогического и иных советов школы, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.4.18. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.4.19. Осуществляет связь с родителями (законными представителями).4.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.4.21. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся. 5. Права5.1. Выбирать и использовать в своей работе методики обучения, учебные пособия и материалы, учебники, методы и систему промежуточной аттестации (с пояснительной запиской), утвержденные школой; 5.2. Давать обязательные распоряжения ученикам во время занятий; 5.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс;5.4. Принимать участие в разработке программы развития школы, в разработке учебного плана и основной образовательной программы, в принятии решений Педагогического совета и любых других школьных коллегиальных органов управления;5.5. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов, а также по совершенствованию учебно-воспитательной и экспериментально-методической работы;5.6. Запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей; 6. Ответственность6.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель основной школы несет ответственность за:-реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;-жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;-нарушение прав и свобод обучающихся;-выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;-безопасное проведение образовательного процесса;-принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае; -проведение инструктажа обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа обучающихся по охране и безопасности труда;-организацию изучения обучающимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т.п.;-осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 7. Взаимоотношения. Связи по должности7.1. Работает в режиме выполнения объема учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.7.2. В период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора школы.7.3. Получает от директора школы и заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.7.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.