Лекторий для родителей Как предупредить суицид


МОУ «Табачненская школа»
Лекторий
для родителей
«Как предупредить суицид?»

Подготовила:
Педагог-психолог
Миколайчук О.А.
с. Табачное 2016 г.
(Слайд 1)
Здравствуйте уважаемые родители!
Свое сегодняшнее выступление я хотела бы начать со стихотворения…
Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… ..............................у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, ..............................читающими эти строки,и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, ..............................чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, ..............................но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать…
Мое сегодняшнее выступление будет посвященно теме «Как предупредить попытку суицида?» (слайд 2). И для начала дадим определение этого страшного, но на сегодняшний день актуального и часто встречающегося слова – суицид или суицидальное поведение (слайд 3). Суицидальное поведение – это результат взаимодействия внешних стрессов и функционирования защитных механизмов ребенка.
Немного статистики. Россия вышла на 2 место в мире по количеству самоубийств:
среди детей 7 — 14 лет наибольшее число суицидов совершают мальчики, так как их психика в этом возрасте довольно хрупка и сильнее, чем у девочек, подвержена психотравмам. Если говорить о формах суицида, то медикаменты чаще всего избираются девочками, тогда как мальчики расстаются с жизнью «посредством веревки».
78% суицидентов принадлежали к внешне благополучным семьям со средним и выше среднего достатком.
Каковы же основные факторы способствующие попыткам суицида у подростков (слайд 5):
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями;   на втором месте - трудности, связанные со школой; на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола (слайд 6).
Отношения родителей с детьми
        Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально-теплых отношений, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом - ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийств, выросли в семьях в которых один из родителей или умер, или покинул семью.
 
Школьные проблемы
        Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе.
 
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Мотивы, объясняющие попытки суицида оказать влияние на других людей (слайд 7):
        "дать понять человеку, в каком ты отчаянии" -около 40 процентов случаев,
        "заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался" - около 30 процентов случаев,
        "показать, как ты любишь другого" и "выяснить, любит ли тебя действительно другой" - 25 процентов,
        повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение" - 25 процентов,
        в 18 процентов случаев "призыв, чтобы пришла помощь от другого" (слайд 8).
Для какого возраста характерен детский суицид?
          Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Вот, например, жалобы Маргариты, мамы шестилетней Иринки : — Иногда, настаивая на своих желаниях, она откровенно нас шантажирует, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!» А с некоторых пор арсенал ее угроз стал более жестким и реальным: «Вот засуну голову в газовую духовку — будете тогда знать…»; «выброшусь с балкона»; «брошусь под машину».
        Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды — это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. При этом отнюдь не редкостью являются коллективные самоубийства, совершаемые либо группой подростков одновременно, либо одним вслед за другим (так называемые «скопированные» самоубийства, в основе которых лежит механизм подражания и внушаемость). В истории известны множество таких печальных примеров, один из них — эпидемия самоубийств, прокатившаяся по России после трагической смерти Сергея Есенина.
Симптомы суицидального поведения (слайд 9).
В период психологического кризиса (острого эмоционального состояния растерянности и тревоги) родителям необходимо обращать внимание на следующие признаки: • разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух; • стремление к одиночеству; • рассуждения на тему: «Я никому не нужен», «Все равно никто не будет обо мне тосковать»; • чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе; • завуалированные попытки «попрощаться» (дарение своих вещей и любимых предметов близким друзьям; приведение дел в порядок).
Если вы чувствуете близкую опасность — отложите все дела и останьтесь с ребенком до тех пор, пока это настроение у него не пройдет. Если вы думаете, что вы сами не справитесь, убедите ребенка обратиться за помощью к психологу или прийдите сами, поделитесь своими опасениями.
Многие из тех, кто покушается на самоубийство, — вовсе не хотят умирать. Они просто утратили способность общаться с миром обычным способом. Для них сверх доза таблеток или перерезанные вены — способ сообщить всем о глубине своего отчаяния. Некоторые из самоубийц, умирая, молятся, чтобы их кто-то нашел до того, как наступит конец. А бывает и так, что неудачная попытка приводит к тому, что оставшуюся жизнь такой ребенок проводит в инвалидном кресле или полностью утрачивает разум.
Предпосылки к суициду (слайд 10) неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания; • двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой — абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников); • максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.
Коренная причина детских самоубийств — непонимание их как взрослыми, так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, их развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная («разбитая») первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты дети ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.
  (слайд 11)
Как предотвратить трагедию?
При исследовании множества подростковых самоубийств специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится НЕСОВМЕСТИМОЙ С ЖИЗНЬЮ, если он отвергнут в родной семье. Формы отвержения всегда бывают разные и далеко не всегда это — подчеркнутое равнодушие. Поэтому пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!» и т.п.
Ну, а уж если он напрямик заявит о своем нежелании жить (Уж лучше повеситься, чем с вами жить!, Выброшусь с балкона, Порежу себе вены, Утоплюсь), — то постарайтесь избежать провоцирующих реакций. Наиболее типичными ошибками многих родителей являются смех и фразы типа: Ну, и пожалуйста! Никто тебя удерживать не собирается, Скатертью — дорожка!, Может тебе веревку с мылом подарить? За этими фразами, от которых веет холодным равнодушием и ужасающим безразличием, родители прячут свой жуткий страх перед опасной ситуацией. Кроме того, они просто уверены, что и на этот раз их ребенок выполнит все с точностью «до наоборот» (ведь именно так он реагировал все последнее время на все их советы или просьбы!).
        Но ваш ребенок этого может не знать. И тогда ваш нервный смех он может принять за сомнение в его решительности и смелости, — и, конечно же, попытается убедить вас в обратном, даже ценой собственной жизни… А слова, от которых веет холодом и равнодушием, он сочтет лишним доказательством того, что он одинок и никому не нужен…