Планирование.Классификация детских игр. Дидактические игры


Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игр.
 
Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослым.
Зарубежные психологи 18-19 вв.: классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные(подвижные).
Н.К. Крупская: классифицировала игры как самодеятельные и игры, предложенные взрослыми.
П.Ф. Лестгафт: игры символические и игры с правилами.
С.Л. Новоселова
1) творческие игры (по инициативе ребенка)
2) игры с правилами (по инициативе взрослого)
3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.
Традиционная классификация игр:
 
творческие игры сюжетно-ролевые
«Магазин», «Больница», «Библиотека»
и др Цель: изучение различных социальных ролей человека
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)
режиссерские
«Авария на дороге»  и др. Цель: развитие творчества и фантазии
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;
Условие: создание детям индивидуального пространства
строительно-конструктивные
  Цель: решение конструктивных задач
Виды материала: природный, специально созданный, подсобный
Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
театрально-художественные Цель: приобщение  ребенка к искусству;
Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;
Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений;  имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;
игры
с правилами дидактические Цель: обучение
Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года»)
Особенности: наличие обучающей и игровой  задач, игровых действий; наличие правил
подвижные Цель:
Виды:
Особенности: наличие правил
  сюжетные и
 бессюжетные игры
  спортивные игры (большой, средней
и малой подвижности)
 
 
Дидактическая игра. Виды дидактических игр. Особенности проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
 
ДИ – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Виды ДИ:
- сюжетно-дидактические («магазин»)
- игры с предметами («чудесный мешочек»)
- настольно-печатные («лото», «домино»)
- словесные («кем быть?», «времена года»)
Структура ДИ:
1) обучающая задача – определяет игровые действия, правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;
2) игровая задача
3) игровые действия
II мл. - дидактическая игра как часть занятия
ср.гр. - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)
ст.гр. - игры организуются детьми, воспитатель как консультант
(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)