Справочные материалы Правильное употребление прилагательных в речи (6 класс)


Теория и тестовая проверка
Правильное употребление прилагательных в речи.
Правильность речи–соблюдение языковых норм современного русского литературного языка.
Языковая норма –правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ
орфоэпические
грамматические
лексические

Орфоэпия–раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения.
Ударение–выделение слога в слове.
Произношение–воспроизведение звуков речи.
Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создаёт у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" и учебниках русского языка.
Следует правильно произносить:
гл`упый – глуп – глуп`а – гл`упо – гл`упы,д`обрый – добр – добр`а – д`обро – добр`ы,прав – прав`а – пр`аво – пр`авы, [шн] копеечный, скучный
Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике", в учебниках русского языка и грамматических справочниках.Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих слов (например, описывание характера, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью)Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).
Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.


Грамматические нормы

Нормы образования Нормы образования
сравнительной и кратких прилагательных
превосходной степени
Нормы употребленияНормы согласования
кратких и полных прилагательных
форм прилагательных с существительными
 Нормы употребления степени сравнения прилагательных.
Грубейшей ошибкой при употреблении степеней сравнения является одновременное использование обоих степеней сравнения с одним существительным: более талантливейший, менее добрейший. Эту ошибку нельзя допускать ни при каких условиях! Единственным исключением являются две формы прилагательных: самый худший и самый лучший.
Не все качественные прилагательные могут образовывать обе формы степеней сравнения, а точнее, суффиксальный способ не доступен при употреблении таких прилагательных: боевой, больной, блестящий, бессмертный, бурный, вечный, верхний, волевой, возможный, выдающийся, глухой, героический, гордый, голый, дальний, давний, деловой, знакомый, жестокий, краткий, косой, кривой, мирный, мёртвый, могучий, нижний, неизвестный, отличный, общий, передовой, последний, положительный, постоянный, правый, похожий, пустой, ранний, развитой, рваный, слепой, робкий, спорный, срочный, хищный, цветной, юный и др. Также некоторые из этих прилагательных не могут образовывать даже сравнительную степень сравнения – например, нельзя быть более голым или менее голым, более бессмертным или менее.
Бывают случаи, когда теоретически образование и употребление превосходной степени возможно, но логически нет. Например, некорректным будет предложение «Айвазовский – талантливейший русский художник». Количество русских художников невероятно велико, поэтому сказать, что кто-то из них талантливейший будет необъективным и некорректным. Для подчеркивания значимости в таком случае можно пользоваться словосочетанием «один из талантливейших».  
Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и её правильности.
В русском языке встречаются слова, похожие по произношению и написанию, но разные по значению. Например, грубого, невоспитанного человека мы называем невежей, а необразованного, несведущего человека – близким по звучанию словом невежда.
Слова, похожие по произношению, но разные по значению, называются паронимами.
Паронимы - это обычно однокоренные слова. Они, как правило, принадлежат к одной части
речи. Слова “рыбий” и “рыбный”, “дождевой” и “дождливый” - паронимы.
Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Чтобы избежать
смешения паронимов, нужно хорошо знать лексическое значение каждого слова, уместное его употребление.
Тест
Базовый уровень
1. В каком слове неверно выделен ударный звук?
+ кухОнный нож
красИвее она бледнА штора длиннА
 2. В каком предложении не нарушены грамматические нормы?
+Самый чистый воздух в горах Кавказа.
Самый кратчайший путь к озеру пролегал мимо леса.
В самое ближайшее время необходимо заняться текущими делами.
Самые красивейшие фотографии были сняты на берегу Тихого океана.
3. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
+При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче.
В старших классах необходимо более глубокое изучение литературы.
Зимой путь через горы был опаснее.
Дорога будет отремонтирована в ближайшее время.
4.В каком предложении имя прилагательное употреблено в краткой форме?
+Наступила весна, но воздух пока ещё прохладен.
Вечерняя заря медленно разгоралась на небосклоне.
За рекой чернеет сосновый лес.
Над зелёной поляной кружат бабочки.
5. Какая пара слов является паронимами?
+ защитный – защитительный
уступать – противиться
ключ – ключ
тормозы – тормоза
6. В каком примере прилагательное употреблено верно.
+последний в очереди
мемориальный памятник
памятный сувенир
кругом зеленая зелень

Повышенный уровень
7. Какая ошибка допущена в предложении? Когда мы разговорились, попутчик поведал мне автобиографию своей жизни
+грамматическая
орфографическая
пунктуационная
речевая
8.В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ.
+Вокруг села расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.
Ко всему была готова Оксана, но всё же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приёма.
В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчёркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.
В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
9.Укажите, в каких случаях паронимы человеческий – человечный  употреблены правильно
+Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе.
Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.
Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта
В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человечного голоса
10.Укажите, в каких случаях паронимы лесистый – лесной употреблены правильно
+Раскинув невод по волнам, рыбак, на весла наклоненный, плывет к лесистым берегам, к порогу хижины смиренной
Полярный ветер шел на поселок, на затянутые еще не стойким льдом разливы Суньши, в замкнутую лесными сопками бухту
Над лесистым горизонтом краснело солнце ровно, как вчера, на том уровне, когда я больше уже ничего не помнил.
Лесистые рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.