«Методика проведения экологических исследований в лабораторных условиях и в классе»

Академия Социального Управления

МБОУ «Школа № 27» Г.о. Балашиха










Самостоятельная работа № 2

«Методика проведения экологических исследований
в лабораторных условиях и в классе»











Руководитель: к.б.н. Андреевская Е.Г.



Исполнитель: Краснослободцева Г.Л.,
учитель химии








Москва 2016


Под методикой подразумевается сумма технических приемов, направленных на разрешение той или иной научной проблемы. Характер методики изменяется в зависимости от того, каким путем или методом намечено осуществить исследование, каковы принципиальные позиции и поставленные задачи. Не только метод, но и методика оказывают громадное влияние на результаты исследования.
Экология, имеет свою специфику: объектом ее исследований служат не единичные особи, почва, вода и пр., а их группы и сообщества, то есть макросистемы. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.
В классе применяют:
1. Наблюдение, т.е. изучение объекта в реальных, не изменяемых исследователем условиях, является основным источником эмпирической информации в науковедении;
2. Описание объекта системы требует развитых методов наблюдения, не нарушающих функционирование системы;
3. Определить цель наблюдения – это значит установить:
а) какие знания необходимо получить, наблюдая за явлением, предметом (например, установить, как меняется температура воздуха, воды и почвы в течение суток);
б) проверить, действительно ли те или иные законы выполняются на
практике;
в) решить, где будут использоваться позже знания, полученные в ходе
наблюдения (например, в отчете, в эксперименте).
От поставленной цели зависит вся выполняемая в дальнейшем работа.
4. План наблюдения. После определения цели наблюдения необходимо составить план наблюдения, куда бы входили следующие пункты:
– объект наблюдения;
– условия проведения наблюдения;
– способы фиксирования результатов.
Объектом наблюдения могут быть как отдельные организмы, так и
экосистемы в целом. Для определения условия наблюдения необходимо учитывать все нюансы, чтобы цель была достигнута;
5. Изучение литературы, создание экспериментальных групп.




Методика экологических исследований в лаборатории
1.Изучение мер техники безопасности:
- общие правила техники безопасности;
- специфические правила техники безопасности;
- правила безопасных работ в группах;
- правила использования медицинских аптечек при оказании помощи.
2. Последовательность проведения экологических исследований.
3. Экспериментальная часть по выполнению экологических исследований.
4. Анализ экологических исследований и выводы по результатам экологических исследований.
Пример: «Исследование влияния табачного дыма на человека».
В классе:
Определили цели и задачи;
Изучили историю получения сигарет;
Изучили химический состав сигареты и продукты горения.
В лаборатории:
Смоделировали опыт по горению сигареты;
Собрали продукты горения;
Изучили качественный состав табачного дыма и продуктов горения.










Заголовок 215